Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Слоган "О спорт, ты — бизнес!" куда больше подошел бы к ситуации в современном спорте, нежели девиз "О спорт, ты — мир!", введенный в обиход основателем Олимпийских игр современности французским бароном Пьером де Кубертеном. Ведь в отличие от Древней Греции, где на время олимпийских состязаний прекращались все сражения, в ХХ веке Олимпийские игры трижды отменялись из-за двух мировых войн.
Сегодня Олимпиады являются кульминацией многолетних усилий спортсменов и тренеров по подготовке к самым престижным стартам в их жизни. А усилия, тем более многолетние, должны компенсироваться не только моральным удовлетворением, но и материально. Недаром, хотя призерам олимпийских состязаний до сих вручают только медали и символические подарки, правительства стран-участниц заранее стимулируют своих спортсменов солидными денежными премиями. Так, например, на летних Олимпийских играх 2012 года в Лондоне самые большие объявленные национальные призовые за золотую медаль составляли более полумиллиона долларов. Интересно, что сказал бы об этом победитель в марафонском беге первых Олимпийских игр 1896 года в Афинах грек Спиридон Луис, который в ответ на поздравления от многочисленных, как бы сейчас сказали, "спонсоров", попросил лишь тележку с бочкой и ослика, чтобы стать из водоноса водовозом.
ТАКОВА СПОРТИВНАЯ ЖИЗНЬ
Однако было бы ошибкой думать, что деньги в спорте — исключительно негативный фактор. Это во времена де Кубертена олимпийские чемпионы могли заниматься своими гражданскими профессиями, лишь изредка отрываясь на участие в соревнованиях. Современный пловец, например, чтобы достичь успеха, должен тренироваться два (утром и вечером), а то и три раза в день. Остальная его жизнь таким образом превращается в интервалы между тренировками, которые полностью посвящены восстановлению организма от предыдущей нагрузки и подготовке к следующей.
И плавание — не самый страшный пример. Во многих видах спорта атлеты международного уровня, даже если они не употребляют допинг, заканчивают свою спортивную карьеру с серьезными нарушениями здоровья — не говоря уже о том, что время, которое их сверстники посвящали деловой карьере, они были вынуждены тратить на бесполезные в обыденной жизни занятия. Поэтому логично, что человек, который годами радовал миллионы болельщиков и демонстрировал фантастические возможности человеческого (а значит, и их, болельщиков) организма, во второй половине своей жизни должен получать денежную компенсацию за первую половину, потраченную на благо общества. Только в виде не пенсии, а капитала, накопленного за время спортивных побед.
Кстати, если не брать самые "денежные" виды спорта (бокс, футбол, хоккей, бейсбол, теннис), размер такого капитала не так уж велик. Так, например, победа на этапе легкоатлетической Бриллиантовой лиги стоит сегодня $10 тыс., а третье место (вдумайтесь, третье место среди сильнейших легкоатлетов мира!) — всего $4 тыс. Общая же победа в суммарном зачете за год оценивается в бриллиант (потому лига и называется Бриллиантовой) плюс $40 тыс. премиальных. В некоторых странах такие деньги за год получает рядовой, ровным счетом ничего не делающий пенсионер.
ДОРОГОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ
Вторая причина, по которой деньги в спорте далеко не всегда являются злом, — удорожание занятий спортом. Даже если не брать допинг, любой нынешний спортсмен высокого класса — это маленькая фармакологическая фабрика, перерабатывающая разрешенные препараты в волокна мышц, связок и нервов. Плюс — специальное питание. Плюс — разъезды по всему миру. Причем не только на соревнования, но и на тренировки — круглогодичный цикл на одном месте обеспечишь далеко не всегда. Плюс — расходы на тренера, а у некоторых спортсменов высокого класса — и на целую команду (тренер по данному виду спорта, тренер по общей физподготовке, врач, массажист). Плюс — аренда спортивного зала, дорожки стадиона, теннисного корта и т.п.
Плюс, наконец, — высококачественная спортивная экипировка, которая во всех случаях стоит недешево, а в эксклюзивных вариантах и вовсе запредельно. Тут, правда, классных спортсменов выручает реклама — производители спортивной экипировки и оборудования не только не берут за них деньги, но и выплачивают за их использование солидные премии. Иногда это даже раздражает зрителей — ведь если раньше спортсмен, финиширующий первым, мог позволить себе вольное выражение радостных чувств, то сегодня он первым делом обязан потыкать "на телекамеру" указательным пальцем или кулаком в логотип на футболке.
Считать, что противопоставить всему этому можно один так называемый спортивный талант, так же наивно, как думать, что автомобиль, собственноручно собранный автолюбителем, может соревноваться с гоночным болидом. Современные международные соревнования давно уже проходят даже не на грани физических возможностей человека, а за их гранью.
Да и мы, простые зрители, иногда получаем от этого не только моральное, но и реальное удовлетворение. Ведь технологии, впервые примененные в элитной спортивной экипировке, впоследствии переходят в массовое производство. Так, сегодняшний бегун трусцой в высокотехнологичных кроссовках вряд ли может себе представить, что еще четверть века назад ему пришлось бы бегать в кедах с матерчатым верхом и тонкой резиновой подошвой, травмируя тряской позвоночник и суставы.
УТОНУВШИЕ ДЕНЕЖКИ
И все-таки справедливости ради надо признать, что деньги в спорте хотя и далеко не всегда бывают злом, но далеко не всегда являются благом. Из сегодняшнего дня кажется, что современный спорт начался примерно тогда же, когда Пьер де Кубертен выступил с инициативой о возрождении Олимпийских игр. Но это не так, или не совсем так. Спорт существовал и до этого — в виде как любительских, так и профессиональных соревнований. Но любителями в спорте были обычно представители богатых слоев общества: рабочему или ремесленнику, вкалывающему по 12–14 часов в сутки, было не до спорта. А профессионалы — например, цирковые силачи или борцы, — ничего не знали об олимпийских идеалах де Кубертена и потому думали в первую очередь о деньгах. Это сегодня в художественных фильмах можно показывать неискушенному зрителю, как цирковой борец отказывается выполнить указание своего антрепренера лечь на лопатки на ковре под таким-то противником. Тогда же это воспринималось бы примерно как отказ рабочего встать к своему заводскому станку. Недаром ведь с тех времен осталось понятие "гамбургского счета", синонимичного выражению "по-честному" — по легенде, раз в год лучшие борцы мира собирались в Гамбурге, чтобы там за закрытыми для зрителей дверями выяснить, кто же на самом деле является лучшим.
Бесконечное совершенствование спортивной экипировки тоже не всегда является благом. Скажем, замена бамбуковых шестов фиберглассовыми не только подняла планку больше чем на метр, но и снизила травматизм у спортсменов — бамбуковые шесты могли сломаться прямо во время прыжка. Однако, например, введение в спортивное плавание гидрокостюмов из тканей с повышенной обтекаемостью из первоначального триумфа обернулось конфузом. Сначала, конечно, был восторг по поводу новых мировых рекордов. А потом спортивная общественность задалась логичным вопросом: так кто же соревнуется — спортсмены или производители экипировки? В других видах спорта, конечно, тоже существуют различия в материальном факторе, однако они не столь разительны, как в данном случае, где у спортсмена в обычных плавках не было шансов против хорошо подготовленного соперника в гидрокостюме. К тому же гидрокостюм изменил требования к телу пловца — вместо тренировок в воде теперь приходилось больше времени проводить в спортивном зале, накачивая мышцы. И пришлось новинку отменить.
Ну и, наконец, отдельная тема — коммерциализация самых популярных соревнований в мире, Олимпийских игр и чемпионата мира по футболу. Причем если за второе расплачиваются нынче Зепп Блаттер со товарищи, то за первое — мы, зрители. Прежний президент МОК Хуан-Антонио Самаранч, превративший Олимпийские игры в пылесос по выкачиванию денег из спонсоров, с почетом ушел на пенсию. А мы нынче удивляемся новым олимпийским видам спорта, главное достоинство которых состоит исключительно в их "рекламоемкости". И смотрим соревнования, проходящие в то время, которое удобно не соревнующимся спортсменам и нам, зрителям, а рекламодателям.
ФОТО: PHL
Новости партнеров
Новости