Главная Новости Бизнес Что ждет мировую экономику в 2016 году
commentss НОВОСТИ Все новости

Что ждет мировую экономику в 2016 году

Глобальные тенденции создают для Украины дополнительные проблемы — но и новые возможности

11 января 2016, 16:56
Поделитесь публикацией:
Что ждет мировую экономику в 2016 году

Всемирный банк в своем очередном прогнозе перспектив глобальной экономики, обнародованном в начале нового года, ухудшил все свои оценки, по сравнению со своим же предыдущим прогнозом полугодовой давности. Оценка роста мирового ВВП в 2015 году ухудшилась с 2,8% до 2,4%, прогноз на 2016 год — с 3,3% до 2,9%, на 2017-й — с 3,2% до 3,1%. Подобные корректировки в сторону снижения стали уже традицией для международных финансовых институтов. И глобальный рост в 2016 году наверняка окажется еще меньшим, чем обещаемые сейчас 2,9%.

Худшее еще впереди — новые потрясения от Китая

4 января Project Syndicate (США) опубликовал статью "Очередной год медленного роста для мировой экономики", автор которой — приглашенный профессор Принстонского университета, бывший руководитель миссии Германии и Ирландии в МВФ Ашока Моди. Главное основание для пессимизма он видит в тех развивающихся странах, которые до последнего времени считались успешными: "В момент, когда рецессия, похоже, исчерпала себя, развивающиеся экономики начали увядать. В течение многих лет наблюдатели расхваливали управление и реформы, способствующие росту, которые якобы внедрили лидеры этих стран. В октябре 2012 года МВФ прославляло новые "устойчивые" экономики. Как по команде, этот фасад начал осыпаться, открывая неприглядную подноготную "устойчивости": такие факторы, как высокие цены на сырье и массовый приток капитала, затушевывали серьезные экономические слабости, в то же время легализуя культуру кричащего неравенства и разгул коррупции".

Моди подчеркивает: "Худшее еще впереди". По его прогнозу, те факторы, что тянули вниз мировую экономику в 2015 году, будут сохраняться — а в некоторых случаях даже усилены — в новом году. Страны с развивающейся экономикой будут оставаться слабыми, а падение стоимости активов Китая может спровоцировать финансовые потрясения.

Это предсказание подтвердилось в первую же рабочую неделю января. Индекс MSCI EM снизился на 6,5%, индекс MSCI DM — на 6,9%, S&P 500 — на 6,8%, а STOXX Europe 600 потерял 7,2% рыночной капитализации. Причиной плохого начала года для мировых рынков стала турбулентность экономики в Китае, где индекс Shanghai Composite обрушился более чем на 12%. Отказ правительства от мер поддержки, которые были приняты в последний период повышенной волатильности, приостановка торгов в течение двух дней в связи с резким падением котировок (к этой практике Китаю, по-видимому, придется прибегать еще не раз), значительный отток капитала (свыше $100 млрд лишь за один месяц), неуклонное ослабление китайской валюты относительно доллара — все это продолжает тревожить мировые рынки. И хотя согласно последнему прогнозу Всемирного банка ВВП Китая в 2016 году должен вырасти на 6,7%, однако сейчас многие аналитики считают более правдоподобной оценкой китайского роста 4–4,5%. А главный специалист по вопросам стратегии в Bank of America Дэвид Цуй предсказывает нарастание кризисных явлений в китайской экономике. "Мы считаем, что долговая ситуация в Китае, вероятно, прошла точку невозврата, и от этой проблемы избавиться будет трудно", — утверждает Цуй. По его словам, резкий рост долга частного сектора почти неизбежно приведет к финансовому кризису, в результате которого Китаю придется девальвировать юань, списать безнадежные долги, рекапитализировать банки и снизить долговое бремя при помощи высокой инфляции. "Нам кажется, что возможности ловких ходов со стороны правительства сокращаются. Достаточно посмотреть на то, как c середины 2014 года трудно правительству поддерживать рост ВВП. Замедление темпов экономического роста, как правило, является прелюдией к нестабильности финансового сектора", — отмечает Цуй и прогнозирует в 2016 году падение Shanghai Composite на 27%.

Плохие новости для глобальной экономики озвучил и Джордж Сорос. Выступая 7 января на экономическом форуме в Шри-Ланке, он заявил, что мировые рынки ожидает новый спад. Наступающие трудности Сорос связывает с переменами в Китае. Пока Пекин пытается найти новую модель роста, девальвация юаня уже негативно сказывается на экономиках других стран. Падение на валютных, фондовых и товарных рынках в первую неделю нового года можно считать иллюстрацией к будущему кризису. "Перед Китаем стоит большая проблема перестройки (экономики), — цитирует Сороса Bloomberg. — Я бы сказал, что она имеет масштабы кризиса. Когда я смотрю на финансовые рынки, я вижу серьезные вызовы, которые напоминают о кризисе, который у нас был в 2008-м".

Нефть по $25 — не предел. Может быть и по $10

На опасениях о состоянии экономики Китая продолжает падать цена нефти. В первую рабочую неделю января баррель нефти Brent подешевел на 8%, а WTI — на 9,4%. 8 января Brent завершила торги на отметке $33,55 за баррель, это была самая низкая цена закрытия более чем за 11 лет. А 11 января произошло новое снижение: стоимость валютных фьючерсов на нефть Brent на лондонской бирже ICE Futures снизилась до $32,85 за баррель, цена фьючерса на нефть WTI на февраль на электронных торгах Нью-йоркской товарной биржи NYMEX уменьшилась до $32,56 за баррель.

Китай является вторым по величине в мире потребителем нефти после США, оказывая значительное влияние на уровень спроса на нефтяных рынках. Инвесторы опасаются, что ослабление китайской экономики и падение спроса со стороны КНР на "черное золото" обострят проблему избытка предложения на нефтяных рынках.

На неуклонное падение цены на нефть не повлияло противостояние крупнейших производителей на Ближнем Востоке — Саудовской Аравии и Ирана, ни даже военные действия в ближневосточном регионе. "Еще год назад сообщения о том, что исламские экстремисты атаковали нефтяные сооружения в Ливии, привели к рекордному росту цен. Вчера атаки на пять нефтехранилищ в ливийских портах были восприняты с безразличием. Золотая эра нефти, как видно, заканчивается", — отмечает итальянская газета La Repubblica. Просто-напросто нефти слишком много. Ежедневно добывается на 2 миллиона баррелей больше, чем надо. Полностью заполнены нефтью подземные хранилища, заполнены танкеры, зафрахтованные специально для хранения сырой нефти, которая никому не нужна. Ни добытчики сланцевой нефти, ни саудовцы, ни россияне не готовы сократить добычу на эти лишние 2 миллиона баррелей, чтобы уравновесить спрос и предложение. Переполненный нефтью рынок продолжает сбивать цену на нее.

На данный момент в ОПЕК каждый добывает столько, сколько может. В большей степени, чем отсутствие договоренности, на цену нефти влияет возвращение на рынок иранцев. Хотя некоторые добывающие предприятия закрываются, не выдерживая конкуренции, их ниша будет заполнена иранской нефтью, так что дисбаланс между спросом и предложением сохранится. Кроме того, мир уже насытился нефтью. Раньше предполагалось, что снижение потребления нефтепродуктов на Западе скомпенсируется ростом потребления развивающихся экономик, прежде всего Китая и Индии. Однако ход китайской экономики замедляется. И рынок принял это к сведению.

Директор международной трейдинговой и консалтинговой компании SBI Markets Сэм Барден считает, что цены на нефть будут падать и дальше на фоне переизбытка поставок на мировой рынок. По его мнению, цены на нефть могут опуститься ниже $25 за баррель. "Цена даже может опуститься до рекордно низкого уровня 1999 года в $9 за баррель", — утверждает Барден.

Близкую цифру назвал министр нефти Саудовской Аравии Али Наими. По его оценкам, вполне уместной ценой является $10 за баррель. Столь шокирующую цену на "черное золото" Наими озвучил в интервью изданию MEES еще за 10 дней до наступления нового года. На вопрос журналиста "Какова будет цена на нефть в долгосрочной перспективе?" Наими ответил: "Это зависит от предельной стоимости, которая отличается от поля к полю. Сейчас наша предельная стоимость не более $10. И через 10 или 20 лет это могут быть те же $10".

Новые проблемы и новые возможности

Ввиду таких перспектив выглядят призрачными надежды России на возобновление в 2016 году экономического роста. Всемирный банк, кстати, ухудшил свой прогноз для РФ и теперь вместо 0,7% роста обещает ей 0,7% спада. Новое снижение цен на нефть должно привести к еще большему падению российского ВВП.

Поэтому особенно интересен вывод, к которому пришел в своей статье на Slon.ru доктор экономических наук, директор московского Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев. Он прогнозирует значительное усиление позиций западных экономик: "ФРС продолжит (а ЕЦБ начнет) повышать процентные ставки, что приведет к оттоку средств с развивающихся рынков и потере резервов их центральными банками (Китай только что сообщил о сокращении таковых на $512 млрд по итогам 2015 г.). Возвращающиеся инвестиции поддержат американскую и европейскую экономики и спровоцируют ралли доллара против большинства валют".

По оценкам Иноземцева, "мир, вероятно, вступает в очередную фазу ренессанса Запада". Этот период может продлиться по крайней мере до второй половины 2020-х годов и будет основываться на крайней стабильности западной финансовой системы, сохранении США и Европы как самого надежного места для инвестиций, а также на очередной инновационной волне, фокусирующейся в этот раз на технологиях возобновляемой энергии и ресурсосбережения, биотехнологиях и медицине, а также приближении к созданию искусственного интеллекта. "На это время следует забыть о нескольких мифах, которыми тешили себя российские политики и эксперты в последние годы — прежде всего о неизбежности краха доллара; об устойчивости высоких цен на нефть или их скором возвращении; о необратимом возвышении стран BRICS и скорой потере Америкой первой строки в глобальной "табели о рангах"; ну и, вероятно, о знаменитом "вставании с колен", которым так гордится Россия", — пишет Иноземцев.

Он лишь отчасти соглашается с прогнозами Джорджа Сороса о "новом глобальном кризисе" и расценивает нынешний сдвиг как "возвращение к норме". "В нормальном мире интеллект вознаграждается больше, чем примитивная наглость; следование правилам является лучшей дорогой к успеху, чем их нарушение; опора на труд и человеческий капитал окупаются намного лучше, чем надежда на бесконечную сырьевую ренту. Волна подъема глобальной периферии, которой были ознаменованы 2000-е годы, принесла массу позитивных результатов, выведя из состояния бедности сотни миллионов людей и невиданным образом расширив рынки для современной высокотехнологической продукции. Но, — подчеркивает Иноземцев, — она не превратила мировую периферию во что-либо иное".

Для Украины отсюда следует несколько уроков. С одной стороны, нам тоже, как и России, не светят перспективы экстенсивного роста. В частности, можно ожидать дальнейшего падения в металлургии, ввиду усиления конкуренции со стороны тех же китайских производителей, которые при сокращении внутреннего потребления будут выбрасывать свой металл на внешние рынки. Вряд ли будет рентабельной собственная нефтегазодобыча.

В то же время свободная торговля и экономическая интеграция с ЕС получают особенное значение. Поскольку перспективы европейской экономики улучшаются, мы — теоретически — сможем продавать туда больше товаров и получать оттуда больше инвестиций. Но чтобы это было не только в теории, но и на практике, необходимо усиленно встраиваться в европейские производственные цепочки, включая IT-сферу, исследования и разработки в высоких технологиях. Усилий одних компаний тут недостаточно — необходима еще и государственная политика, учитывающая новую ситуацию в глобальной экономике.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Юрий Вишневский
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!