Главная Новости Политика Кому – прокат, а кого и прокатят
commentss НОВОСТИ Все новости

Кому – прокат, а кого и прокатят

17 мая 2004, 17:08
Поделитесь публикацией:
Кому – прокат, а кого и прокатят

Борьба за четверть украинского рынка проката, а если лаконичнее — за "Криворожсталь" — усугубилась заявлениями российского претендента – "Северсталь-групп" о намерении бороться до последней капли крови за украинского металлургического гиганта.

В ответ на это последовало флегматичное заявление главы ФГИУ Михаила Чечетова: "Мне, конечно, хотелось бы видеть победителем свою структуру". Время и результаты конкурса, конечно же, покажут, какую из структур Чечетов считает своей.

То, что Чечетову "хотелось бы", чтобы победил украинский инвестор, вполне можно отнести и к его личному патриотизму и защите государственных интересов. Ведь особенно приятно, что государственные интересы в случае с "Криворожсталью" не только не противоречат личным интересам Михаила Васильевича, но и вполне могут очень им поспособствовать. А участникам конкурса есть за что благодарить главу ФГИУ: от участия в конкурсе группы "Приват" они надежно застрахованы строкой в условиях конкурса об обязательной "неофшорности" претендентов, чего "Приват", ставший уже синонимом офшорных приобретений, позволить себе не сможет.

По древней украинской приватизационной традиции, продажа стратегических объектов сопровождается ритуальными скандалами. Их ждут не меньше, чем оглашения условий и результатов конкурса. Очередной скандал разгорелся и вокруг "Криворожстали". Российская компания "Северсталь", претендующая на покупку предприятия, заявила о дискриминационных условиях конкурса и намерении обратиться в европейский суд для защиты своих прав как потенциального инвестора. Скандала ждали, и он произошел.

Не исключено, однако, что агрессия российского инвестора инсценирована, дабы создать ситуацию искусственного выбора: или четверть рынка украинского проката уйдет под контроль россиян, или победит свой, отечественный инвестор. Он, правда, заплатит меньше, но предприятие-то будет в наших, украинских руках. Общественности, конечно, симпатичнее свой инвестор, а получит госбюджет от продажи "Криворожстали" 3,8 млрд. гривень (такова номинальная цена) или 1 млрд. долларов (столько предлагает "Северсталь") – так ведь на общественности это никак не отразится, и поэтому ей, общественности, все равно.

В то же время россияне сделали несколько противоречивых заявлений. С одной стороны, заявив о намерении отстаивать свои права в Европейском суде в случае, если их не допустят к участию в конкурсе, а с другой — намекнув о том, что готовы участвовать в конкурсе по покупке "Криворожстали" вместе с украинской компанией.

Судя по тому, что ни заявка российской компании "Северсталь", ни консорциума "Северстали" с мировым сталелитейным лидером — европейской компанией Arcelor, как утверждает ФГИУ, на конкурс еще не подана, очевидно, россияне не спешат с обращением в евросуд, а надеются сыграть по правилам, установленным ФГИУ. Или, по крайней мере, еще не отбросили такой возможности. Зачем российской стороне создавать совместный пул с украинским инвестором – вполне понятно: чтобы их допустили к конкурсу.

Однако заявленная "Северсталью" паритетность как обязательное условие создания такого трехстороннего объединения, фактически означает, что каждая из сторон получит около 30% акций от госпакета, выставленного на продажу. Объединив две из трех частей (60%), можно будет беспрепятственно и безраздельно управлять предприятием, оставшиеся 30%, по сути, не представляют стратегического значения. Взять в консорциум третью сторону – достаточно выгодный с коммерческой точки зрения ход, позволяющий главному покупателю сэкономить деньги на не особо нужном 30%-ом пакете. Итак, в российско-европейском консорциуме кто-то должен стать третьим, а кто-то – лишним.

Косвенным свидетельством в пользу того, что стороны разойдутся по-хорошему, выступают российские "корни" "Интерпайпа". Среди топ-менеджеров "Интерпайпа" — выходец из российских финансово-промышленных групп – Максим Басов, ныне первый заместитель председателя правления корпорации "Интерпайпа" — пришел в компанию из "Северстали".

То, что права российского бизнеса не будут ущемлены в ближайшем продаже "Криворожстали", подтверждает и нордическое спокойствие российского премьера Михаила Фрадкова, с которым он заявил, что не собирается поднимать "криворожский вопрос" на государственном уровне. Между строк читается "Они и сами справятся".

Круг основных претендентов на покупку "Криворожстали" очень похож на цепочку грамотно составленной многоходовой комбинации: в случае допуска российского пула, он предлагает большую сумму и побеждает в конкурсе, в случае недопуска – в конкурсе побеждает так называемый украинский инвестор, другими словами, консорциум из двух компаний, одна из которых надежно контролируется россиянами. Дополнительным плюсом в этом случае будет возможность приобрести пакет по номинальной стоимости, сэкономив при этом полтора миллиарда гривен. Приятная мелочь.

Итак, то, что в конкурсе победит инвестиционный пул с участием российского капитала, — не вызывает сомнений. Несущественная разница в названиях – это уже детали.

Елена Дяченко



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!