Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Одной из главных неожиданностей последней недели стало решение Украины, России, Беларуси и Казахстана согласовывать вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Подобная стратегия вполне вписывается в предыдущие шаги официальной Москвы. Кремль заинтересован в сдерживании переговорных темпов Украины и Казахстана с остальным миром. Причин этому несколько.
Во-первых, в случае вступления Киева в ВТО раньше РФ россияне будут вынуждены вступать в переговоры с украинцами. И Киев мог бы получить существенные рычаги влияния на позицию России по ряду вопросов, в том числе энергетической политики.
Во-вторых, процесс согласования позволит Кремлю, по сути, контролировать развитие экономических отношений Украины с другими странами. Потому, вероятно, нынешнее решение глав государств вызовет негативную реакцию со стороны стран-членов самой ВТО. Такое предположение вызвано тем, что стратегию "командного вступления" ранее не использовала ни одна страна. Ведь тем самым нивелируется суверенность каждой из стран в глазах ВТО. Потому такой шаг, вероятно, будет расценен мировой общественностью как подчинение Украины "имперской" стратегии Москвы. В результате в очередной раз под ударом окажется евроатлантический курс Украины.
Для Беларуси политика согласования вступления в ВТО означает сохранение стабильности внутреннего рынка. Очевидно, что в случае вступления Украины и России в ВТО Минск окажется в наиболее невыгодном положении. В первую очередь потому, что в условиях сохранения нынешнего руководства Беларуси шансов на успешные переговоры с Западом, в том числе и по вопросу вступления в ВТО, у официального Минска нет. Во-вторых, вступление России и Украины в ВТО заставит эти страны пересмотреть экономические отношения с Беларусью.
При этом не вызывает сомнений, что условия ВТО в данном случае будут доминировать над договорами ЕЭП, поскольку как Киев, так и Москва будут отдавать предпочтение сохранению позиций на мировом, а не на региональном рынке. Таким образом, с одной стороны, в нынешних условиях Минск будет экономически "подтягиваться" к более развитым странам, а с другой — тормозить их собственное продвижение за счет создания "пробок" в переговорном процессе.
"Пакетная" стратегия вступления в ВТО, безусловно, даст бонусы в переговорах России, но остальные страны их вряд ли получат. Кроме того, принимая во внимание зависимость Беларуси от официальной Москвы, Кремль может использовать Беларусь, чтобы заблокировать или затормозить ряд решений в рамках процесса согласования .
В таких условиях совершенно очевидно, что согласовательный процесс ни в коей мере не будет влиять на сроки вступления в ВТО России, но не других стран ЕЭП. В пользу этого говорит хотя бы тот факт, что Москва понимает безнадежность таких попыток для Беларуси в ближайшие 5-7 лет и не будет ставить вступление в ВТО в зависимость от других стран-партнеров. Таким образом, согласовательный процесс вступления в ВТО будет использоваться лишь для того, чтобы раньше России никто в ВТО не вступил.
Само по себе решение рассмотреть вступление "четверки" в ВТО "единым пакетом" на запланированной в сентябре-октябре встрече глав государств ЕЭП говорит о том, что Украина теряет самое меньшее 4-5 месяцев, хотя, по мнению представителей дипломатических миссий, Киев мог бы получить место в ВТО уже осенью этого года.
Анатолий Баронин
Обсуждения
Новости партнеров
Новости