Главная Новости Политика Президентский фальстарт Ющенко
commentss НОВОСТИ Все новости

Президентский фальстарт Ющенко

13 октября 2004, 18:10
Поделитесь публикацией:
Президентский фальстарт Ющенко

Виктор Ющенко завизировал первые свои указы, которые вступят в силу сразу после того, как он станет президентом.

Как минимум три из пяти оглашенных документов свидетельствуют о том, что после избрания глава государства лидер „Нашей Украины” хочет стать для правительства „путеводителем”. Что, мягко говоря, не вяжется с политреформой, которая предусматривает предоставление максимума полномочий Кабмину и сужение маневра для главы государства. Конечно, готовя указы Ющенко, которые большей частью касаются социальной сферы, его штаб хотел перехватить инициативу у Виктора Януковича. В результате получилось, что после победы Виктора Ющенко Украина может получить проект под названием „Кучма-2”, в котором президент – и царь, и Бог.

Первый указ президента Ющенко — "О первоочередных мерах по усилению социальной защиты граждан Украины". Им, в частности, предусмотрено установление в 2005 году нового прожиточного минимума в размере 423 грн. (сегодня он составляет 362 грн.). Именно эта цифра, в соответствии с поручением пока что еще не избранного главы государства, должна фигурировать в законопроекте, который Кабинет министров направит в Верховную Раду. Почему именно 423, а не, к примеру, 500 грн.? Команда Ющенко не объясняет. Как и то, почему размер прожиточного минимума должен предлагать президент. В законе о прожиточном минимуме” от 15 июля 1999 года четко прописана процедура начисления прожиточного минимума. Правительство на основании научно-общественной экспертизы определяет размер прожиточного минимума на одного человека. Ежегодно этот размер утверждается Верховной Радой накануне принятия государственного бюджета и он (размер), как сказано в законе, „периодически пересматривается в соответствии с ростом индекса потребительских цен вместе с уточнением показателей Государственного бюджета”. Об инициативах президента в законе – ни одного упоминания.

Второй указ — "О неотложных мерах по обеспечению возврата утраченных (обесцененных) сбережений граждан". Проект предусматривает признание утраченных сбережений государственным долгом. Для увеличения выплат в 2005 году президент Ющенко планирует привлечь в бюджет средства, недополученные от приватизации стратегических объектов в 2004 году. Кроме того, для этого будут использованы внеплановые поступления в бюджет, а также 50 % от общего объема средств, полученных от приватизации.

То, как делить внеплановые средства и поступления от приватизации, пребывает в компетенции Кабинета министров и Верховной Рады. По крайней мере, именно они готовят как государственный бюджет, так и внесение изменений. Показательным же в данном случае является то, что приватизационные средство президент Ющенко, как и премьер Янукович, планирует использовать для решения социальных вопросов.

Третий указ – "О сокращении сроков срочной воинской службы". Президент Ющенко рекомендует Кабмину ( хотя президент тоже имеет право законодательной инициативы) подать в парламент законопроект, который установит с 1 января 2005 года следующие сроки воинской службы: для солдат и сержантов срочной службы -12 месяцев; для матросов и старшин на флоте – до 18 месяцев; для лиц, которые имеют высшее образование, – до 9 месяцев. При этом 3 1 января 2010 года президент Ющенко планирует ввести воинскую службу по контракту. То есть – на 5 лет раньше, чем это хотел сделать президент Кучма. Почему именно такие сроки воинской службы устанавливает президент Ющенко? Неизвестно. Никаких объяснений и никаких финансовых обоснований того, сколько будет стоить для бюджета переход на контрактную службу с 2010, а не с 2015 года.

Четвертый указ — "О повышении размера оздоровительной помощи при рождении ребенка". При президенте Ющенко размер одноразового пособия при рождении ребенка, который устанавливает парламент по предоставлению Кабмина, составит 8 тыс. 460 грн. против нынешних 725 грн. Опять таки, кроме проекта указа, любые обоснования, в том числе – и источника дополнительных поступлений, отсутствуют.

Пятый указ — "О критериях оценки деятельности председателей местных государственных администраций". Этот документ едва ли не единственный, который в ряде указов не вызывает дополнительных вопросов. Президент Ющенко предлагает оценивать председателей районных, областных и городских администраций по количеству созданных рабочих мест, темпам реального роста доходов граждан etc. До 15 января 2005 года Виктор Ющенко предлагает Кабинету министров подать оценку деятельности нынешних глав администраций.

Конечно, подписание указов Виктором Ющенко еще до завершения президентских выборов является своеобразной политической технологией. А проще – элементарной предвыборной демагогией. К слову, к ней также обращался и Александр Мороз, объявив, что его указы „нейтрализуют действия антиконституционных или авантюрных решений действующего Президента (намерения продавать землю, введение войск в Ирак и проч.)”. Впрочем, если лидер СПУ говорит о намерении провести политическую реформу, то оглашенные указы Ющенко свидетельствуют о том, что он пока что не готов отказаться от той структуры власти, которая ныне существует при президенте Кучме. Ее характерная особенность – концентрация власти в Украине в одних руках. Кто бы не стал премьер-министром при Викторе Ющенко ( а Юрий Костенко говорит, что определенной кандидатуры на сегодня пока что нет), ему будет отведена „вспомогательная” роль при президенте.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!