Главная Новости Политика Разделение Украины. С Россией?
commentss НОВОСТИ Все новости

Разделение Украины. С Россией?

26 ноября 2004, 15:02
Поделитесь публикацией:
Разделение Украины. С Россией?

Избирательная кампания, построенная на апеллировании к недопущению разделения Украины, так или иначе усиливает это самое разделение. Или порождает его там, где в "мирное время" и речи не было о чём-то подобном.

Изучив карту с первым, вторым и третьим сортом то ли регионов, то ли граждан, человек поневоле начнёт задумываться над принципом определения этого самого сорта. Это по национальности? По языку общения? По расстоянию до Брюсселя или Москвы? В общем, под увеличительным стеклом неуверенности словно сами по себе начинают возникать реальные и надуманные различия внутри страны и общества.

Собственно, то же касается и отношений с северным стратегическим партнёром – Россией. Угрозы ввести визовый режим и закрыть границы вместе с обещаниями двойного гражданства и отменой регистрации также становятся причиной рассуждений о том, что же на самом деле нужно нам и что скрывается за обещаниями кандидатов или их молчанием. В самом ли деле украинско-российским отношениям угрожает серьёзное охлаждение? И согреет ли нас потепление взаимоотношений?

Однако, судя по всему, гораздо сильнее изменения затронут именно мнения людей, а не реальные экономические, политические, социальные, культурные компоменты отношений двух стран. Рассмотрим некоторые аспекты этих изменений.

Итак, Восточная Украина, традиционно склоняющаяся к максимальной близости с Россией. После интенсивной предвыборной обработки весьма вероятно, что отношение украинцев в этих областях к России станет гораздо более прагматичным. С одной стороны, сегодня сильное недоверие вызывает отсрочка регистрации для украинцев до 90 дней – многие уверены, что это временная мера, приуроченная к выборам. Как только выборы закончатся, всё вернётся к прежнему состоянию. Здесь сказывается исконное недоверие всех граждан, живших в Советском Союзе, к власти: если что-то хорошо, то это ненадолго.

С другой стороны, предвыборная кампания многократно усилила интенсивность информационных потоков там, где долгие годы население удовлетворялось официальной версией событий. И люди теперь значительно меньше доверяют лозунгам об активном экономическом сотрудничестве с Россией и режиме максимального благоприятствования российским предприятиям при освоении отечественных отраслей экономики. Ведь теперь всеобщим достоянием стали данные о ходе приватизации многих стратегических и обычных объектов в Украине, когда российскую сторону либо просто не уведомляли о факте приватизации, либо под теми или иными предлогами отстраняли от участия в конкурсе. Или же российские участники конкурса просто узнавали, что их предложение проиграло, и право приватизации предоставлено другому предприятию, предложившему намного менее выгодные условия приватизации.

Это и в самом деле мало похоже на успешное налаживание экономического сотрудничества и открытые, дружественные отношения между братскими странами. И украинцы, до сих пор воспринимавшие лозунги о курсе на сближение с Россией и опасливое отношение к Западу с большей или меньшей эйфорией, трезвеют на глазах. Они наконец-то начинают различать привлекательные лозунги и грубую реальность. И, соответственно, начинают больше ценить гораздо более скромные, неприметные, локальные решения в каждой отдельной сфере сотрудничества, по каждому отдельному вопросу, которые зато означают на практике как раз то самое взаимовыгодное сотрудничество и сближение на базе соблюдения взаимных экономических, политических, культурных и прочих интересов.

Рассмотрим теперь регион с диаметрально противоположными изначальными установками относительно взаимоотношений с Россией – Западную Украину. До сих пор здесь принимали в штыки всю пророссийскую риторику, независимо от того, какую сферу жизни она затрагивала – языковую, культурную, политическую, военную или ещё каку-то. Это однозначно воспринималось как очередная попытка империалистической экспансии и посягательство на суверенитет Украины. Что вполне объяснимо: ведь последние десять лет здесь преобладала сугубо эмоциональная позиция, распространявшаяся не только на гуманитарную сферу, но и на вполне приземлённые понятия.

А нынешняя предвыборная кампания слегка остудила накал страстей. Как ни странно, этому в немалой степени способствовали избирательные рейды жителей восточных областей для "контроля над избирательным процессом". То, что, по расчётам организаторов, должно было привести к многочисленным локальным конфликтам, на самом деле привело к прямо противоположным результатам: "западенцы" познакомились с реальными, а не мифологизированными "схидняками", гостеприимно их приняли и быстро нашли общий язык. Кроме того, строгая (иногда чрезмерно), взвешенная и объективно, а не субъективно аргументированная риторика якобы "прозападного" кандидата внушила наконец-то западноукраинцам нехитрую мысль: есть вопросы элементарной экономической выгоды, когда вместе зарабатывать означает вместе выигрывать. И тут речь не идёт ни о каких возмутительных уступках в принципиальных вопросах национальной политики. Украина, реализуя совместные экономические проекты с Россией, останется Украиной – но при этом станет богаче и укрепит свои позиции в мире.

Кроме того, столь напряженное по причине равенства сил противостояние власти и оппозиции действительно натолкнуло многих на мысль, что этим можно гордиться – у нас наконец-то есть настоящая демократия, до которой той же России ещё тянуться и тянуться. И украинцы загордились – до того, что стали даже как-то свысока поглядывать на крупногабаритного и очень богатого (по сравнению с нами) соседа. И теперь уже совершенно незазорно принимать в Украине российский капитал: это не они нас скупают – это мы даём экономическое убежище их капиталу и политическое убежище его владельцам. Украина стала демократическим оазисом под боком твёрдой авторитарной пустыни с жёсткой вертикалью власти. К нам стремятся не для того, чтобы присоединить к единому пространству российской зоны влияния, а для того, чтобы делать бизнес вне этой самой зоны, но в знакомых культурных и экономических условиях.

Теперь Украина – и практически все украинцы – в самом деле готовы принять российский капитал. Без всякой политической оглядки на Кремль. Это утверждение верно для всех регионов, так как Центр, Север и Юг Украины в своём отношении к России находятся где-то между полюсами, представленными Западом и Востоком. Оно верно также и при любом исходе выборов.

Так что как не получило ни малейшего отражения в реальности разделение Украины, активно пропагандирующееся в информационном пространстве, так и отношения с Россией не стали напряжённее от постоянного нагнетания страстей. Сколько бы не заявляли политики об "угрозе российской экспансии", "единении братских народов", объединении государств или перекрывании границ, украинцы сегодня являются достаточно европейской нацией, чтобы думать прежде всего о собственной жизни, об улучшении её качества, а не об абстрактных политических величинах, имеющих значение для некоего "престижа государств" или чего-нибудь столь же нематериального, но дорогостоящего.

Итак, Украина едина и готова к максимально выгодному сотрудничеству с Россией. Вот единственный вывод, в том числе и из этой избирательной кампании, имеющий практическое значение. Для каждого украинца. И для каждого россиянина.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!