Главная Новости Политика Автомобильное лобби в новом парламенте: все на борьбу с ВТО?
commentss НОВОСТИ Все новости

Автомобильное лобби в новом парламенте: все на борьбу с ВТО?

16 октября 2007, 16:20
Поделитесь публикацией:
Автомобильное лобби в новом парламенте: все на борьбу с ВТО?

Лоббировать интересы отечественного автопрома в Верховной Раде шестого созыва будут Тариэл Васадзе, Дмитрий Святаш, Василий Горбаль, Игорь Воротнюк и менее известные депутаты-"автомобилисты".

Наталия Воронецкая, Анна Дашкова

Автомобильное лобби в украинском парламенте VI созыва осталось практически без изменений. Да и объединяет его участников, помимо любви к деньгам, неизменная идея – борьба с перспективой вступления Украины в ВТО и нелюбовь к поставщикам иностранных авто.

Несмотря на то, что большинство заинтересованных в автомобильном бизнесе находится в БЮТ, само лобби, видимо, и в этот раз неофициально возглавит Почетный Президент корпорации "АИС" "регионал" Дмитрий Святаш. Его корпорация занимается продажей новых автомобилей и автобусов российского производства, а также контролирует ООО "Кременчугский автосборочный завод", собирающий автомобили марки "ГАЗ". Главенство г-ну Святашу в парламентском отряде "автомобилистов" обеспечивает исключительная заинтересованность "в теме", так как он единственный из знаковых лоббистов, чей бизнес связан только с автопромом. Свою инициативность Дмитрий Владимирович проявил еще в прошлом году: в выдвинутом на рассмотрение ВР законопроекте он предложил существенно увеличить налоги, взимаемые с владельцев подержанных автомобилей, чем вызвал протест многих автолюбителей.

Кто из депутатов может оказать г-ну Святашу "посильную помощь" в его нелегком деле? Прежде всего, коллега-"регионал" Василий Горбаль — владелец компании "Еврокар", выпускающей автомобили марок Skoda, Volkswagen, Audi и Seat. Сейчас г-н Горбаль значится в списках "ПР" под номером 37, так что г-н Святаш и в этот раз может рассчитывать на его поддержку. С одной стороны, самолично Василий Михайлович был замечен в лоббизме отечественного автопрома всего пару раз; с другой стороны, он всегда закулисно участвует в продвижении того или иного "интересного" законопроекта.

Помимо г-на Горбаля, важную роль в "региональном" автолоббизме традиционно играет директор ОАО "Мотор-Сич" Вячеслав Богуслаев. Не стоит также забывать и о владельце автомобилестроительной компании "Иллиташ" Игоре Шкире.

Среди других представителей автолобби в рядах фракции ПР отметим Владимира Козака, занимающего с августа 2006 года высокий пост в Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины, и главу Госслужбы автомобильных дорог Владимира Демишкана.

От "регионалов" перейдем к Коммунистической партии. Здесь ситуация выглядит размытой. У "верных ленинцев" — своя аргументация под общим названием "защита национальных интересов". Так что причислять их к автомобильному лобби можно лишь условно. С другой стороны, их голоса всегда в распоряжении автомобилистов.

Что касается БЮТ, то в нем представлен целый ряд специалистов автомобильного лобби. С одной стороны — неизменный Тариэл Васадзе, владелец корпорации "УкрАВТО". Тариэл Шакрович — одно из самых заинтересованных лиц в защите украинского автопрома, так как, по сути, только его "ЗАЗ" производит действительно украинские автомобили, а не занимается сборкой иностранных моделей. Инициативы г-на Васадзе обычно поддерживаются Константином Жеваго и близкими к нему депутатами. Будучи совладельцем КрАЗа, г-н Живаго также заинтересован в ограниченном доступе импортных авто на украинский рынок.

Не менее сильны позиции Игоря Воротнюка ("Кий Авто" и "Ауди Центр Киев Юг"), который по долгу службы (Игорь Борисович является Президентом Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров) ратует как раз за максимальное открытие наших границ для иностранных авто. Правда, за открытие границ г-н Воротнюк выступает больше на словах, чем на деле. Экспортеры признают, что толку от их представителя в парламенте мало: за последний год все принятые законопроекты в этой отрасли только ущемляли права поставщиков импортных авто.

Среди других "автолоббистов" в БЮТ отметим экс-председателя правления ЗАО "Интертранс" Николая Ковзеля, полномочия которого на этой должности были прекращены 4 мая 2006 года в связи с избранием народным депутатом Украины. В Верховную Раду шестого созыва г-н Ковзель прошел 53-м в списке БЮТ, и наверняка не останется равнодушным к проблемам транспортной отрасли. Как, впрочем, и Юрий Крук, сын которого (вместе с братом) управляет крупными бизнес-структурами: ООО "Интер-контейнер" (одним из его учредителей является компания "Интер-контакт", а президентом длительное время был бютовец Александр Един); ООО "Украинская национальная транспортная компания", "Украинская национальная стивидорная компания"; ЗАО "Страховая компания "Инто".

В связи с фиаско Социалистической партии на минувших выборов автомобильное лобби потеряло сразу двух открытых лоббистов – Василия Полякова и Сергея Кузьменко. Василий Поляков, будучи креатурой Дмитрия Святаша (Василий Леонидович — председатель совета директоров "АИС" и школьный друг главного лоббиста), занимался как раз разработкой нужных законопроектов, которые затем подавались в соавторстве с владельцем "АИСа". А Сергей Кузьменко – некогда главный специалист ЗАО "АвтоЗАЗ" — озвучивал идеи Тариела Васадзе. К примеру, пока "бютовец" по заданию партии игнорировал заседания Верховной Рада V созыва, преданный общему автомобильному делу социалист несколько раз пытался протянуть продление Закона "О стимулировании производства автомобилей в Украине" (читайте – о льготной поддержке "АвтоЗАЗа") до 1 января 2009 года. Правда, г-н Васадзе оказался предусмотрительным и заранее ввел в список БЮТ удачную замену Кузьменко. Под 138 номером в парламент прошел Валерий Крайний – заместитель главы правления ЗАО "ЗАЗ", которой ранее представлял интересы БЮТ в Запорожском облсовете.

Выпал из списка непосредственных автомобильных лоббистов в Верховной Раде шестого созыва и Петр Порошенко. Но, по слухам, его автомобильные (и прочие) интересы будут активно поддерживать ряд близких ему депутатов из НУНС. Сейчас г-н Порошенко особо заинтересован в такой поддержке, так как его корпорация "Богдан" хорошо потратилась на то, чтобы начать крупноузловую сборку автомобилей марок Hyundai и Kia, и отказ от протекционизма в отрасли автомобилестроения может ударить по финансовому положению компании.

Что касается "автолоббистов" в новом депутатском отряде НУНС, то здесь примечательна фигура финансового директора ООО "Лизинг-Центр" Александра Клименко.

А что же Блок Литвина? Здесь из 20 "новоиспеченных депутатов" напрямую к автолоббистам можно отнести лишь главу правления компании "Лизингтехтранс" Василия Шпака. Компания эта была создана в 2006 году при Министерстве транспорта и связи со стопроцентной государственной собственностью. Главное ее назначение — поддержка предприятий транспорта путем привлечения кредитных ресурсов для обновления подвижного состава транспорта и дополнительное гарантирование банкам их возвращения.

Если подводить предварительные итоги сложившегося пасьянса, то, по сравнению с Верховной Радой V созыва, нынешнее автомобильное лобби стало немного меньше. А вот работы над транспортным законодательством ожидается ой как много. Помимо новых транспортных "тем", парламентариям, скорее всего, придется возвращаться к рассмотрению законов, не утвержденных депутатами прошлого созыва.

Из перечисленных нами фракций формально правилом "первой лоббистской ночи" будет пользоваться БЮТ. Напомним, что, согласно предварительной договоренности, БЮТ и НУНС будут представлены в Кабмине паритетно. При этом "экономические" министерства (в том числе транспортное), достанутся Блоку Юлии Тимошенко.

Впрочем, "политический окрас" власти в этой сфере не столь уж принципиален: как показывает опыт, на поприще автомобильного лоббизма представители всех политических сил выступают единым фронтом, так что особой борьбы между политиками разной окраски ожидать не стоит. Правда, серьезно навредить лоббистам может декларируемое украинскими лидерами желание вступить в ВТО. А ведь среди требований этой организации – как переход Украины к стандарту Евро-3 (каковому не соответствуют украинские и российские автомобили), так и либерализация условия импорта (что наверняка больно ударит по отечественным сборщикам иностранных авто).

До сих пор автомобильное лобби успешно противостояло натиску ВТО. Сумеет ли оно и в дальнейшем находить "лазейки и оговорки"? Поживем-увидим.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!