УКРАИНА

материалы по теме:

Власть

Украинско-польская граница: бардак или такой порядок?

0

Действительно ли польские таможенники виноваты в заторах на польско-украинской границе? Ответ на этот вопрос мы попытались найти самостоятельно, отправившись днями на рейсовом автобусе со Львова в Польшу.

Пересечение украинско-польской границы на автотранспорте сегодня может занять от одного до пяти и более часов. Как повезет. И это считается нормой.

Очередь при пересечении границы – понятие весьма условное. Небольшая очередь и даже полное ее отсутствие абсолютно не гарантируют, что вы быстро пересечете границу. И напротив: даже самая большая очередь может «рассосаться» за короткое время, если все службы с украинской и польской стороны работают четко.

В октябре украинская пресса объясняла заторы при прохождении украинско-польской границы протестом польских таможенников, начавшимся 11 октября. Спустя некоторое время, появилось разъяснение польского посольства о том, что протест носит исключительно информационный характер, а потому никак не влияет на ритм работы границы. Тогда журналисты заговорили об «итальянской забастовке» польских таможенников: работа, мол, не прекращается, однако все операции намеренно выполняются в очень замедленном темпе.

В самом ли деле польские таможенники виноваты в заторах на польско-украинской границе? Ответ на этот вопрос мы попытались найти самостоятельно, отправившись на рейсовом автобусе из Львова в Польшу.

Протест польских таможенников продолжается

При въезде на территорию Польши не видно белых флагов, сигнализирующих о протесте таможенников. Однако сам протест продолжается, и, как заверили нас польские таможенники, будет длиться до тех пор, пока уже новое польское правительство не обратит внимания на их требования. Когда это случится – неизвестно, так как в Польше лишь недавно завершились досрочные парламентские выборы и едва начался процесс формирования правящей коалиции. Но даже если новое правительство Польши будет сформировано в кратчайшие сроки, вряд ли оно будет решать проблемы таможни в первую очередь. Ведь сегодня в Польше бастуют врачи и учителя, стремительно растут цены, некоторые министры арестованы по подозрению в коррупции. Да и если говорить о проблемах самой границы, то введение новых правил в связи с началом действия соглашения о Шенгенской зоне – проблема куда более значительная, чем недовольство таможенников.

Насколько протест таможенников влияет на режим работы границы? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Как утверждают сами польские таможенники, отнюдь не их протест является причиной скопления транспорта на украинско-польской границе. Прежде всего, это связано с тем, что польская таможня на украинско-польской границе укомплектована кадрами лишь на 50%. К тому же значительная часть времени уходит на то, чтобы пройти пограничный паспортный контроль. Как известно, только после него автомобили въезжают на таможню. Последнее, возможно, и служит главным камнем преткновения: польско-украинская граница по-прежнему остается для многих жителей Украины и Польши важным местом, благодаря которому они добывают средства к существованию. Бензин, сигареты, водка, то есть все то, на что цены в Польше сегодня в два-три раза выше, чем в Украине, массово (и во многих случаях нелегально, то есть контрабандой) ввозится в Польшу. Именно борьба с контрабандой «челноков» и занимает у польских таможенников основное время, составляя главную причину проволочек и непредсказуемости графика пересечения границы.

Украинские «челноки» и их польские коллеги

Рейсовый автобус Львов-Люблин уходит с автовокзала во Львове практически пустой. Пассажиров набралось от силы человек 5. Однако, уже на выезде из города в него подсаживаются человек 25 «челноков». У каждого из них стандартный набор вещей: пакет с блоками сигарет, черные чулки в неограниченном количестве (покупаются в «гуманитарке») и несколько рулончиков скотча. Два часа, что автобус идет до границы, эти люди напряженно работают. Блоки потрошатся на пачки, последние склеиваются скотчем по 2-4 штуки и обматываются черными чулками, после чего распихиваются в самые невероятные места, как на теле «челнока», так и по всему автобусу. Таким образом, за одну ходку удается ввести в Польшу не один блок сигарет, как это разрешено законом, а значительно больше. (Если, конечно, повезет, и сигареты не конфискуют польские таможенники).

Украинскую таможню наши «челноки» проходят без всяких проблем и досмотров. При подъезде к польской границе от водителя автобуса они получают свежую информацию о том, каково сегодня настроение у польских таможенников, какая смена работает и где ищут сигареты. После этого вносятся последние коррективы в расположение тайников.

И вот, наконец, самое страшное - польская таможня. Таможенники без лишней деликатности объясняют диспозицию: они предлагают всем пассажирам добровольно сдать лишние пачки сигарет. Те же, кто этого не сделает, после личного контроля, в случае если будет найдена хоть одна пачка сигарет сверх нормы, обязаны будут заплатить штраф от 100 злотых (свыше 30 долларов), визы их будут аннулированы, а сами они - отправлены в Украину.

Дрогнула лишь часть «челноков». Несколько женщин стали лихорадочно вытаскивать из лифчиков и трусов пачки сигарет и выбрасывать их в мусорник. Остальные сохраняли спокойствие. Однако полной неожиданностью для них стало то, что на этот раз все до единого пассажиры автобуса были приглашены на личный контроль, который проводили четверо польских таможенников в стерильных перчатках. В результате 5 «челнокам» не удалось пронести свой «товар» и им было предложено заплатить штраф. После длительных переговоров с таможенниками, эти женщины все же вернулись в автобус.

В это же время еще два таможенника проводили обыск автобуса. Покинули они его «с добычей»: в руках одного из таможенников оказался большой белый пластиковый мешок, до верху заполненный конфискованными сигаретами. Его с грустью провожали взгляды «челноков», оценивавших возможные масштабы своих бизнес-потерь.

Вся эта процедура заняла более часа. Перед нашим автобусом было еще три рейсовых автобуса. Ожидая своей очереди, мы могли наблюдать, как таможенники разобрали «до гайки» несколько легковых автомобилей, при этом в одном из них за задним сиденьем таки были найдены контрабандные сигареты.

После выезда с польской таможни, украинские женщины–«челноки», доставая из тайников то, что все-таки удалось провести через границу, горько сетовали на польских таможенников. Мол, лучше б они ловили настоящих контрабандистов, которые возят через границу товар целыми машинами, а не издевались над бедными людьми, для которых граница сегодня – единственное средство к существованию.

Автобус практически полностью опустел сразу же на первой стоянке, в Томашове, расположенном в 30 км от польской границы. До Люблина доехало всего четверо пассажиров. Водитель честно признался нам: если бы не «челноки», то украинско-польские автобусные рейсы стали бы просто нерентабельны. За исключением одного: Львов-Варшава.

При этом, если уж начистоту, то сегодня на украинско-польской границе польских челноков-автолюбителей не меньше (а возможно и побольше), чем украинцев. Они пересекают границу на личных автомобилях и микроавтобусах (в основном это «фольксвагены» и старые «мерседесы») с одной целью – заправить на ближайшей автозаправке в Украине бак бензином, купить тот же блок сигарет и алкоголь. За день поляки делают несколько ходок в Украину. Благо в паспорте у них не нужно ставить для этого визу.

Чтобы сэкономить топливо, они всю очередь на границе не заводят моторы, а толкают свои автомобили. И это тоже не способствует порядку на границе.

Кто виноват в том, что сегодня на украинско-польской границе очереди?

Если и польские таможенники, то лишь отчасти. Они просто выполняют свои функции чуть более ревностно, чем их украинские коллеги.

Основные же причины в том, что до тех пор, пока украинским и польским гражданам будет экономически выгодно по несколько раз на дню пересекать границу; пока такие поездки для тысяч людей будут оставаться если не основным, то важным средством к существованию – до тех пор граница будет нести дополнительную нагрузку, не предусмотренную никакими инструкциями и планами по ее модернизации.

И уж если мы заговорили о модернизации границ, то эти процессы сегодня явно отстают от реальных нужд. Ни Польша, ни Украина не имеют развитой приграничной инфраструктуры. Контрольно-пропускных пунктов недостаточно, существующие же нуждаются в реконструкции и расширении. Последнее уже делается, однако проблема развития дорожной инфраструктуры все равно остается. Подъезд к КПП на границе – это отдельная история. Дороги узкие, не приспособлены к очередям, лишены каких-либо удобств. Большинство автомобилистов «оставляют свои нервы» именно на подъезде к границе, а не на КПП.

Поэтому что бы кто ни говорил, главные виновники происходящего – центральная и региональная власти Украины и Польши. Это они уделяют явно недостаточно внимания проблеме развития приграничной инфраструктуры. И не исключено, что именно им выгодно всю вину за происходящее на границе переложить исключительно на польских и украинских таможенников или пограничников.

Читайте новости Comments.UA в социальных сетях facebook и twitter.

Источник: Мария Селиверстова

Теги:

Версия для печати
139075
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
властьвласть деньги деньги стиль жизнистиль жизни hi-tech hi-tech спорт спорт мир мир общество общество здоровье здоровье звезды звезды
Архив Экспорт О проекте/Контакт Информатор

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

   © «Комментарии:», 2016

Яндекс.Метрика Система Orphus