Главная Новости Политика Последняя «сотка». Часть вторая
commentss НОВОСТИ Все новости

Последняя «сотка». Часть вторая

21 мая 2008, 11:10
Поделитесь публикацией:
Последняя «сотка». Часть вторая

Интересы команды Черновецкого отнюдь не исчерпывались одной лишь землей. Новая киевская властная элита интенсивно искала пути к контролю над основными коммунальными предприятиями и финансовыми артериями.

Отметим, что с этой задачей "Блок Черновецкого" справился на все сто.

Крылья столицы

В декабре 2007 года первый заместитель главы КГГА Денис Басс предложил Леониду Черновецкому начать приватизацию целого ряда транспортных компаний. Среди предприятий, попавших в поле зрения молодого чиновника, оказались "Киевпастранс", "Киевдорсервис", "Киевавтодор", Коммунальная хозрасчетная служба перевозок КГГА, а главное — международный аэропорт "Киев" (Жуляны). На первый взгляд, все выглядело вполне прилично — в коммунальной собственности должны были остаться контрольные пакеты перечисленных предприятий. То есть, интересы киевской общины как бы оставались защищенными.

Однако новейшая украинская экономическая история знает немало примеров, когда контрольный пакет акций в руках у государства не спасал предприятия от ловкачей, которые, при помощи ряда наработанных приемов, размывали госдолю и фактически выбрасывали госструктуры из числа акционеров. В этой связи уместно вспомнить горький опыт "Укрнафты", где государство безусловно обладает контрольным пакетом акций, но решить ничего для себя полезного не может.

Итак, идея о приватизации аэропорта руководству Киева очень понравилась. В результате уже в декабре 2007 года Киевсовет принимает решение о реорганизации аэропорта в закрытое акционерное общество. При этом грубейшим образом нарушается регламент, благо на такие "мелочи" к этому времени уже мало кто обращает внимание. Действительно, зачем раздавать депутатам проект решения и выносить вопрос на заседание профильных комиссий? Ведь неизвестно, удалось ли бы после этого добиться вожделенного решения.

Покамест за аэропорт идет "тихая" война между киевской властью и государственной авиационной администрацией. Депутаты Киевсовета, в частности, Александр Давыдов, вполне логично полагают, что после окончательного принятия решения о реорганизации ведомства от аэропорта останутся "рожки да ножки". Ибо аэропорт – это прежде всего земля, которую можно пустить под застройку (ау, днепровские острова и заповедные урочища!). Ну а поставить в ЗАО как бы государственный, но полностью подконтрольный частным структурам менеджмент, можно, как говорил герой известной киноленты, "без шума и пыли". Было бы желание. А оно, судя по нетерпеливой дрожи в руках, чрезвычайно сильное.

А у нас под контролем газ! А у нас — водопровод!

Участь "Киевводканала" и "Киевгаза" способна стать поучительным примером для многих. Ранее на региональном уровне за политическую лояльность платили в основном деньгами. Либо, в крайнем случае, землей. Новая команда вывела Киев на новый уровень политической коррупции.

Как известно, на сегодняшний день 67% ОАО "АК "Киевводканал" и 60% ОАО "Киевгаз" внесены в уставный фонд ЗАО "Компания Киевэнергохолдинг". 61% этого предприятия принадлежит КГГА, а еще 39% контролируется оффшорными структурами, входящими в сферу влияния Андрея Иванова и Василия Хмельницкого. Интересы столичной власти в предприятии курирует Анатолий Чуб, которого с Леонидом Черновецким связывают не только политические, но и родственные отношения. Однако несмотря на то, что администрация владеет необходимым для управления предприятием пакетом акций, фактически в "Киевэнергохолдинг" всем заправляют Хмельницкий с Ивановым. Такая вот щедрая плата за лояльность, оказанную команде Черновецкого в Киевсовете.

Как бы там ни было, киевским предприятием частные инвесторы распоряжаются не в интересах государства или столицы, а в собственных.

Несколько примеров. В 2007 году господин Чуб поддержал ряд решений, инициированных представителями интересов Хмельницкого-Иванова. В частности, весьма привлекательные объекты финансово-промышленная группа получила по заниженной стоимости. Речь идет о недвижимости в центре столицы, которая по нынешним меркам стоит заоблачных денег. Частные инвесторы "Киевэнергохолдинга" сумели "откусить" у компании здания департамента эксплуатации канализационного хозяйства и района по эксплуатации водопроводных сетей №1.

Кроме того, за последний год неизвестным коммерческим структурам были проданы капитальные строения с земельными участками общей площадью около 1,6 га по улице Ивана Кудри и на Львовской площади. Причем реализация зданий была произведена не по рыночной стоимости, а по остаточной, что значительно снижало расходы "инвесторов".

Сейчас "команда победителей" нацелилась и на другие привлекательные недвижимые объекты. Навар, по предварительным оценкам, может составить более сотни миллионов долларов. Под прицелом – "интересные точки” на Печерске по улице Лейпцигской, Старонаводницкой, Ушакова. Кроме того, в частные руки фактически за бесценок собираются отдать культурно-оздоровительные центры по улице Курортной и в Броварском районе. Все это проделывается под благовидным "соусом" "улучшения финансового состояния компании". Стоит отметить, что состояние компании, может, и улучшается, однако еще больше растут личные доходы.

Ну и, наконец, нельзя не упомянуть о стратегической цели, ради которой, собственно, и создавался "Киевэнергохолдинг". На сегодняшний день существуют все предпосылки к размыванию государственной части пакета акций данного предприятия. В декабре 2007 года было принято решение об участии в формировании уставных фондов ООО "Водоочисні споруди", ООО "Спецводобуд" и ООО "Київгазбуд", которые были специально зарегистрированы под эту "тему" в один день, через внесение 67% акций "Киевводоканала" и 50% акций "Киевгаза". Контрольные же доли в фирмах-прокладках принадлежат большей частью оффшорам и неким физическим лицам. Какие шаги последуют дальше – давайте попробуем догадаться вместе.

Крест на "Хрещатике"

Через этот банк всегда протекало большинство финансовых потоков мэрии. В 2006 году 56,5% акций банка принадлежало городу, а 42,99% опосредованно — уже упоминавшемуся нами Андрею Иванову.

Банк занимался в основном тем, что объединял на муниципальном уровне финансовые ресурсы предприятий и организаций, а также бюджетные средства с целью расширения возможностей для кредитования и финансирования городских программ и проектов. Например, для нужд Киева банк принимал участие в кредитовании закупок зерна и муки, закупок и производства лекарств, проектами метрополитена, строительстве мостов и т.п. Практически сразу же после прихода команды Черновецкого к власти его люди вошли в наблюдательный совет банка. Главной наблюдательного совета стал секретарь Киевсовета Олесь Довгий, главой ревизионной комиссии – первый зам Черновецкого Виктор Падалка.

Все лето и начало осени 2006 года в киевских верхах делили "Хрещатик". Сначала структуры Андрея Иванова решили выкупить 10% акций банка. Потом было решено пойти по другому пути, и акционеры решили провести дополнительную эмиссию. Ни у кого в политической тусовке не возникло и доли сомнения в том, что с помощью избитой схемы коммерческие структуры собираются "размыть" столичный пакет. Поэтому решение проходило "с боями". И все же 16 октября 2006 года эмиссия стартовала.

Сначала команда Черновецкого на словах планировала участвовать в выкупе акций. Но вот конкретные источники выделения средств чаяниями чиновников мэрии определены не были. В результате город не участвовал в допэмисии, а акции выкупили структуры, контролируемые Ивановым. Теперь они контролируют 74,28% акций, КГГА же наслаждается обладанием пакета, не дотягивающего даже до блокирующего – 23,7%. Коммунальным предприятиям принадлежит 1,7%. Группа Андрея Иванова полностью контролирует банк, а, по оценкам экспертов, в случае продажи структуры, убытки столицы потенциально могут составить около 255 миллионов долларов.

Мы привели лишь самые резонансные деяния команды Леонида Черновецкого. Озвученные суммы, безусловно, поражают воображение. Однако, отметим, что при помощи гораздо более скромных, но куда более многочисленных схем ушло не меньше средств. Видимо, лишь годы спустя отечественные политэкономисты смогут более-менее точно подсчитать, во что же обошелся Киеву режим Леонида Михайловича. Думается, эта сумма навсегда останется недостижимым, поистине “космическим” рекордом для всех остальных украинских городов.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!