4 декабря 2009, 15:50
Поделитесь публикацией:
Кошерный бензин

Каждый пятый литр А-92 и А-95 в Украине продается под видом "аналога" бензина. Официально, но без лишней шумихи

Отечественный автолюбитель получил от производителей бензинов новый подарок. Называется он КБ – компонент бензина. Почти обычное, традиционное автотопливо. Только с худшими характеристиками.

Такой "горючкой" ранее баловались мини-НПЗ. В основном, подпольно или без поставок в розницу. Теперь это делает официально один из крупнейших украинских заводов. Правда, потребителей в известность об этом не ставит.

С конца сентября Кременчугский НПЗ ("Укртатнафта") начал поставлять на рынок КБ-92 и КБ-95. Технические условия для выпуска этого "аналога" автомобильного топлива достались заводу "по наследству" от НПК "Галичина", которая разработала это ТУ еще в 2003 году. Но после того, как у этих заводов стал один и тот же собственник, "инновационные разработки" решили внедрить в жизнь. А для укрепления доверия автомобилистов к новому топливу заручились поддержкой специалистов общественной организации "Институт потребительских экспертиз".

"Отличия между компонентами автомобильных бензинов КБ-92 и КБ-95 и бензинами А92 и А95 незначительны и фрагментарны. Ряд показателей имеет либо абсолютно идентичные характеристики и значения (плотность, цвет, массовая доля механических примесей и воды) или несущественно отличается" – говорится в отчете Института, который известен своей многолетней борьбой за качество бензина на украинских АЗС.

"Главным потребительским отличием между компонентами автомобильных бензинов КБ-92 и КБ-95 и бензинами А92 и А95 можно считать на две единицы меньшие значения детонационной стойкости компонентов автомобильных бензинов, что может быть с легкостью исправлено с помощью введения соответствующих присадок", — такие выводы Института были растиражированы отечественными СМИ.

Данные консалтинговой группы А-95

Впрочем, в полном варианте отчета Института (которым располагает proUA) характеристики "аналога" были несколько расширены. "Кроме этого, отрицательное влияние на потребительскую ценность компонентов автомобильных бензинов КБ-92 и КБ 95 в случае доведения их до характеристик товарного бензина в не заводских условиях оказывают несбалансированные показатели фракционного состава. Пониженная температура перегонки увеличивает риски возникновения нарушений в работе двигателя, связанных с образованием паровых пробок, и увеличивает потери такого топлива на испарение".

То есть, компонент автомобильного бензина должен быть доведен до уровня А-92 или А-95 именно на заводе. А не на какой-то нефтебазе, куда это топливо поставляется перед продажей в рознице. Ведь на автозаправках КБ продавать запрещено.

Но в таком случае теряется основной фактор дешевизны топлива. Акциз. Именно его размер и позволяет говорить о "недорогих нефтепродуктах". Ведь, согласно украинскому законодательству, компоненты автобензина у нас облагаются акцизом 20 евро/тонна. В отличии от обычного бензина – 110 евро/тонна.

Соответственно, такая ситуация позволяет производителю КБ экономить на каждой тонне около 1000 гривен. То есть, с литра "компонента" в бюджет уходит 21 копейка, а с литра бензина – 1,15 гривен. Этот же налог закладывается в цену производителей (а по цепочке – в цифры на АЗС).

По подсчетам участников Экспертно-аналитической группы при Минтопэнерго, госбюджет от "дешевого бензина" Кременчугского НПЗ потерял за последние два месяца 110 млн. гривен.

Соответственно, если производитель продает КБ (чтобы не платить акциз) "аналог бензина" должен получить свой товарный вид где-то "по пути" на заправки. В отчете специалистов Экспертно-аналитической группы при Минтопэнерго говорится, что "КБ-92 и КБ-95 сегодня отгружаются на неизвестные днепропетровские структуры по железнодорожным реквизитам нефтебаз в Киевской, Днепропетровской, Запорожской и других областях, участвующих в обеспечении розничной сети группы "Приват". Наверное, там уже топливо и доводят до товарного вида. Но в выводах Института четко сказано, что в не заводских условиях существует много рисков, что из "полуфабриката" нормальный бензин не получится.

Конечно, существует вариант, когда потребитель может сам выбирать, каким топливом ему заливать бак. Можно вместо "аналога" бензина купить импортный европейский. Если он, конечно, будет. Импортеры уже заявили об ухудшении условий для работы на украинском рынке. Такие же заявления звучат и от отечественных НПЗ.

Ведь сегодня, воспользовавшись уменьшением налоговой нагрузки, сети АЗС группы "Приват" продают топливо на 30-40 копеек бензин дешевле конкурентов. А если в цену заложить еще и украинскую нефть, которую Группа покупает на аукционах в разы дешевле ее реальной стоимости, то 30% АЗС страны имеет просто колоссальный резерв для игры ценниками. Ряд сетей уже заявили, что просто не видят смысла продолжать свою работу. Смельчаки, по данным "proUA", уже думают провести забастовку.

Кстати, через год страна должна перейти на новые стандарты автомобильного топлива. Евро-3 и Евро-4. Их введение уже несколько лет откладывается. И, скорее всего, будет отложено и на этот раз. Пока владельцы и менеджмент ряда НПЗ направляют свои усилия на "удешевление" топлива, а не на повышение его качества. Впрочем, с помощью самого государства – в этом году Госпотребстандарт не получил ни копейки на лабораторные исследования качества продаваемого в Украине бензина. Наверное, нет смысла контролировать "аналоги" и "компоненты".

А пока государство раздумывает, четверть страны уже второй месяц заливает в свои автомобили что-то, что уже не нефть, но еще не бензин. При этом ни о чем не догадываясь.

Комментарий эксперта:

Леонид Косянчук, экс-директор департамента по вопросам нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности министерства топлива и энергетики

Выпуск в розничную сеть продукта (я просто не могу называть этот "компонент" бензином) КБ92 и КБ95 – это очередная демонстрация группой "Приват" своей вседозволенности и безнаказанности. По большому счету, этот продукт вне закона., потому, что в 2003 году ТУ (ТУ У 23.2-001523880032-2003) на этот продукт были разработаны компанией "WOG" для НПК "Галичина" г.Дрогобыч. Кроме этого, продажа полуфабриката под видом товарного продукта, сама по себе является прямым нарушение Закона "О защите прав потребителей".

В цивилизованных, демократических (и не только!) странах, нарушение Закона неизбежно ведет к административной или уголовной ответственности. Только не для группы "Приват", как видно. Более того, как известно, акциз на товарный бензин составляет 110 евро/тн, тогда, как на компонент бензина, предназначенного для дальнейшей переработки, всего 20 евро/тн. Я не хочу комментировать этот факт, пусть этим занимаются ГНАУ и правоохранительные органы – это их компетенция. Я готов лишь озвучить техническую сторону этой проблемы и ее последствия для рынка и потребителя. Здесь есть три аспекта:

Первый аспект — чисто технический. На Кременчугском НПЗ отсутствует гидроочистка вакуумного газойля, и вовлечение продукта каталитического крекинга в реформат неизбежно ведет к повышенному содержанию массовой доли серы в конечном продукте. Причем, допустимое содержание массовой доли серы в разы, выходит за рамки разрешенных 150 ppm.

Специалисты нефтепереработки понимают, что без гидроочистки вакуумного газойля, после каталитического крекинга мы получим компонент бензина с повышенным содержанием серы. А при вовлечении еще и крекинг-недогона — то и неудовлетворительные показатели по началу и концу кипения. И никакими присадками улучшить эти показатели или сбалансировать фракционный состав в целом, не получится.

Второй аспект – потребительский. Использование компонента с содержанием массовой доли серы (от 500 ppm и выше) в качестве моторного топлива для современных автомобилей просто недопустимо. Это пагубно влияет не только на экологию, но и на несбалансированность показателей фракционного состава. Пониженная температура перегонки увеличивает риски возникновения нарушений в работе двигателя, связанных с образованием паровых пробок, увеличивает потери такого топлива на испарение и приводит к образованию сернистых соединений. Как по мне, так нужно очень сильно ненавидеть свой автомобиль и заработанные деньги, чтобы "кормить" его такой "бодягой": сэкономленные 18-20 грн на полной заправке неизбежно приведут к финансовым потерям на порядок выше, при последующем за этим ремонте двигателя на СТО.

Третий аспект – рыночный. "Приватовские" сети вот уже два года терроризируют участников рынка ценовым демпингом, а особенно – после выброса на рынок компонента под видом бензина. Появление различного рода дешевой "бодяги" от мини-НПЗ и раньше демпфировали рынок нефтепродуктов, но в таком масштабе – это уже, практически, катастрофа и для рынка и для нас, как потребителей. В этой ситуации, убыточность продаж нефтепродуктов для добросовестных трейдеров и производителей неизбежно приведет к исчезновению на рынке действительно качественных нефтепродуктов, производимых или импортируемых в Украину. Нам останется только стать в очередь на АЗС "Привата" за убивающей наши автомобили "бодягой", или ходить пешком.

Очевидно, что, в развитие процесса перехода от использования бензина к использованию "прямых аналогов", следующим шагом будет развернута компания по переходу от нормальных продуктов питания – к их аналогам и заменителям : от сахара — к сахарину, от сливочного масла – к маргарину, от хлеба – к эрзац-хлебу из фуражного зерна и отсева и т.д. Грустно все это.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!