УКРАИНА

материалы по теме:

Власть

Секреты европейских коридоров

0

По размаху лоббизма Евросоюз уже мало уступает США. Вместе с усилением роли евробюрократии возрастает и ценность, так же, как и стоимость, услуг...

...услуг евролоббистов. А после вступления в силу Лиссабонского договора внимание всевозможных структур, специализирующихся на «представлении интересов», все более концентрируется на Европарламенте

Влияние евролоббистов не ограничивается собственно Евросоюзом: оно сказывается на мировой экономике в целом. И даже на мировой политике

НАСКОЛЬКО это серьезно, можно судить по обращению, с которым 21 июня этого года выступили 22 депутата из разных фракций Европарламента. Они призвали общественность и Европейскую комиссию бороться с банковским лоббизмом в Европарламенте, так как банкиры стали «советниками-монополистами парламентариев» и их деятельность «угрожает демократии». «Мы, избранные представители, отвечающие за регулирование финансовых рынков и банков Европы, ежедневно ощущаем на себе давление со стороны банкиров и финансистов в связи с принятием правовых актов», — отмечается в обращении депутатов. «Банковский лоббизм действительно был удачным: кризис продолжается третий год, мир был вынужден предоставить гарантии и выделить миллионы. И все-таки правила работы банков не изменены. Они беспрепятственно спекулируют и дальше», — отметила в своем комментарии редактор немецкого новостного портала taz.de Ульрике Геррманн.

БРЮССЕЛЬСКИЕ ЗАВСЕГДАТАИ

В различных институтах ЕС действуют около 15 тысяч лоббистских структур. Для описания своей деятельности они нередко используют такие слова, как Public Affairs, Government Relations, Political Communication или Advocacy. По данным исследовательского центра Corporate Europe Observatory, около 70% этих структур работают в интересах крупного бизнеса, 20% лоббируют потребности регионов, городов и межрегиональных объединений и 10% представляют разного рода неправительственные организации. В июне 2008 года Европейская комиссия ввела процедуру добровольной регистрации для всех структур, занимающихся представлением определенных интересов в различных институтах ЕС. Среди данных, которые необходимо указать в анкете, — сумма расходов на лоббирование. Открыла список испанская компания Telefonica, которая заявила о том, что в 2007 году на лоббирование в органах ЕС она потратила 950 тыс. евро. В октябре 2009 года Еврокомиссия обнародовала информацию о том, что уже более 2100 организаций произвели регистрацию. Однако это лишь 14% от общего числа организаций, занимающихся лоббизмом.

Одной из самых мощных лоббистских структур в ЕС является Конфедерация европейского бизнеса BusinessEurope (до 2007 года — Союз конфедераций промышленников и работодателей Европы UNICE), в которую входят 40 федераций из 34 стран. Среди отраслевых объединений наибольшую активность развил Совет европейской химической промышленности Cefic, персонал которого превышает полторы сотни дипломированных специалистов. Ему неоднократно удавалось побеждать зеленое лобби или вносить в экологические проекты такие правки, которые выхолащивали их суть. Главный спонсор Cefic — немецкая компания BASF (крупнейший в мире химический концерн).

Большими средствами на лоббистскую деятельность располагают также Международная ассоциация производителей нефти и газа OGP и Европейская ассоциация нефтяной промышленности EUROPIA. Немалое влияние имеют региональные лоббисты (Ассамблея европейских регионов, Совет европейских муниципалитетов и регионов), экологические лоббисты (в том числе Всемирный фонд дикой природы WWF и организация Greenpeace), лоббисты прав потребителей (Европейская организация потребителей BEUC), прав наемных работников (Европейская конфедерация профсоюзов ETUC), прав человека (Human Right Watch, Amnesty International) и социальных гарантий (Европейская сеть борьбы против бедности EAPN).

В то же время есть множество сравнительно небольших, но профессиональных лоббистских структур, работающих на всевозможных заказчиков. Самыми успешными из них считаются АРСО, White & Case, Burson-Marsteller, Fleishman-Hillard, Hill & Knowlton, Weber Shandwick, Grayling. Помимо лоббирования в структурах ЕС они предлагают своим клиентам предоставление конфиденциальной информации и стратегическое консультирование.

Наконец, на свой страх и риск работают лоббисты-индивидуалы. У них даже есть нечто вроде профсоюза — созданное в Брюсселе Общество профессионалов отношений с органами европейской власти SEAP, насчитывающее, согласно его официальным данным, 233 члена. «Взаимодействие со структурами ЕС — это не просто сфера нашей активности. Это наша профессия. Такая профессия существует с самого возникновения Европейского сообщества, то есть с начала 50-х годов прошлого века», — объясняет SEAP потенциальным заказчикам.

ВОЗМОЖНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛОББИЗМА

К услугам профессиональных лоббистов прибегают не только компании, но и государства. Так, с апреля 2006 года на администрацию президента России работает пиар-агентство GPlus Europe. Его же клиентом с начала 2007 года является компания «Газпром экспорт» (100%-ная дочка «Газпрома»): после газового конфликта с Украиной руководство «Газпрома» приняло решение улучшить имидж компании в Евросоюзе. Команда брюссельских консультантов по связям с общественностью обеспечивает коммуникационную поддержку пресс-службы Кремля и компании «Газпром» в высших политических эшелонах Евросоюза, работает с европейскими и международными СМИ.

Украинские руководители в то время были заняты не столько пиаром и контрпиаром в ЕС, сколько взаимными обвинениями. Да и Виктор Янукович, похоже, пока не обзавелся брюссельскими консультантами — по крайней мере, их наличие до сих пор не афишировалось, хотя о его сотрудничестве с американцем Полом Манафортом известно с 2005 года. Впрочем, у Рината Ахметова (который и порекомендовал Януковичу Манафорта) свои люди в столице ЕС есть. В январе 2006 года была основана некоммерческая организация EU Ukraine Business Council (EUUBC) со штаб-квартирой в Брюсселе. Список ее главных спонсоров возглавляют контролируемые Ахметовым корпорация SCM и Донецкая топливно-энергетическая компания. EUUBC аккредитована при Европарламенте как лоббистская организация, а в ее консультативный совет входят три весьма известных (не только в своих странах, но и в Украине) депутата Европарламента: консерватор Чарльз Теннок (Великобритания), социал-демократы Марек Сивец (Польша) и Адриан Северин (Румыния).

КОМИТЕТОЛОГИЯ И ФРАКЦИЕВЕДЕНИЕ

Чтобы эффективно лоббировать чьи-либо интересы — государства, компании, политической силы, общественного слоя или просто группы людей, озабоченных какой-либо проблемой, необходимо иметь связи, с одной стороны, в профильных комитетах Европарламента, а с другой, — во фракциях, желательно разных. Тем более что Лиссабонский договор, который вступил в силу 1 декабря 2009 года, значительно усилил полномочия Европарламента: его вес как законодательного органа, а также при решении вопросов бюджета приравнен к весу Совета ЕС.

Долгое время основные усилия лоббистов были направлены на Европейскую комиссию. Совет ЕС, конечно, тоже интересен лоббистам, поскольку именно через этот орган правительства стран-членов дают окончательное согласие на инициативы Еврокомиссии. Однако влиять на него можно в основном через представителей национальных правительств, которые входят в состав различных рабочих групп. А поскольку далеко не все из них постоянно находятся в Брюсселе, приходится устанавливать контакты в странах их проживания.

Правда, продвигать интересы заказчика через Еврокомиссию — тоже дело непростое. Получить прямой доступ к высокопоставленным чиновникам удается редко, поэтому необходимо налаживать контакты с их помощниками, советниками, консультантами. Прежде всего — на многочисленных конференциях и семинарах, проводимых в Брюсселе, поскольку посещение офиса Еврокомиссии тоже весьма проблематичная задача.

Европарламент в этом плане гораздо более удобен. И хотя его пленарные заседания проходят во французском Страсбурге, это брюссельских лоббистов не пугает: заседания парламентских комитетов и депутатских фракций проводятся как раз в Брюсселе и там же размещены аппараты комитетов и фракций. Доступ в соответствующие здания получить легко: чтобы приобрести годовой пропуск на вход в парламент, достаточно всего лишь заполнить несколько анкет с вопросами о деятельности. Благодаря этому пропуску можно не только присутствовать на открытых заседаниях комитетов и различных рабочих групп, но и напрямую общаться с нужными депутатами. Это позволяет продвигать желаемое решение на всех стадиях законотворчества: от выдвижения законодательной инициативы, назначения докладчика и содокладчиков и до одобрения законопроекта на заседаниях фракций и профильного комитета.

Сейчас при Европарламенте, согласно информации на его официальном сайте, аккредитованы 5017 представителей 1851 лоббистской организации. Впрочем, не стоит думать, что все они сосредоточены только на законотворчестве. Помимо конкретных законодательных норм заказчиков интересует формирование определенного отношения к той или иной проблеме влиятельных парламентариев. И если конкретные нормы целесообразно лоббировать прежде всего в профильных комитетах, то формировать отношение необходимо у видных представителей депутатских фракций, способных убедить партийную группу своей страны, а затем и фракцию в целом.

В нынешнем составе Европарламента действуют семь фракций. Еврокомиссию поделили между собой три крупнейшие политические силы — народники, социалисты и либералы, однако посты в руководстве парламентских комитетов распределены пропорционально численности фракций. У каждой из фракций свой багаж взаимоотношений с лоббистами (так же, как и свой багаж отношений к украинским интересам). Наконец, у каждой своя динамика развития и перспективы на будущее. Поэтому основные европейские партии и возможные изменения в соотношении сил между ними стали темой настоящего анализа «k:».

По материалам «Комментарии».

Читайте новости Comments.UA в социальных сетях facebook и twitter.

Источник: «Комментарии»

Теги:

Версия для печати
117324
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
властьвласть деньги деньги стиль жизнистиль жизни hi-tech hi-tech спорт спорт мир мир общество общество здоровье здоровье звезды звезды
Архив Экспорт О проекте/Контакт Информатор

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

   © «Комментарии:», 2016

Яндекс.Метрика Система Orphus