29 июля 2010, 10:10
Поделитесь публикацией:
Жара и ливни

Ученые уже не сомневаются, что в Европе началась эпоха тропических ливней и тайфунов

Все лето в Украине идут ливневые дожди. В Киеве залило метро, а на западе страны — настоящее стихийное бедствие. Еще сильнее пострадала соседняя Польша. Но правильных выводов для себя из этих потопов ни украинцы, ни граждане ЕС, похоже, опять не сделают

Пятилетку — за четыре года

Усомниться в погодной прозорливости и рядовых граждан, и правительств заставляет словечко "небывалые". Прогуглите его ради интереса в сочетании со словами "ливни, наводнения, Европа", и вы убедитесь, что состояние нашей с вами памяти иначе как склерозом не назовешь.

Все это не только было, но и повторяется с нарастающей периодичностью. В 1997 году ливни в Европе были действительно небывалые в обозримом прошлом. В Польше, Чехии, Австрии, Венгрии и Германии реки вышли из берегов, утонули больше 200 человек, а счет эвакуированных из разрушенных домов шел на десятки тысяч.

Через пять лет, в 2002-м, европейский потоп повторился, погибли очередные две сотни граждан ЕС. На этот раз в ЕС скрупулезно подсчитали все убытки, вышло $19,57 млрд.

Спустя еще четыре года, в 2006-м, Европу снова залило. Опять две сотни утопленников, десятки тысяч эвакуированных.

Прошло еще четыре года, наступил 2010 год... Ну, и чему удивляются поляки, что тут, скажите на милость, небывалого? Ведь потоп начался точно по расписанию. И чему удивляемся мы? Мы что, не в Европе живем?

Тайфун по-киевски

Климат в Европе всегда был морским: с мягкой зимой и нежарким летом, а городская канализация легко справлялась с ливнями. Лишь после третьего всеевропейского потопа ученые наконец вычислили, что именно разладилось на погодной кухне Старого Света.

Европейская погода формируется над Атлантикой. Но если погода варится над океаном, то подают ее европейцам западные ветры. С ветрами случилась беда. Раньше они, как вышколенные официанты, быстро и аккуратно обносили все страны Европы равными порциями дождя и снега. Но в самом конце ХХ века их словно подменили. Теперь они забредают, пошатываясь, в ресторанный зал и опрокидывают весь поднос на голову клиентам за ближайшим столиком.

За последние 150 лет на Земле потеплело на 0,6 °C. При этом на полюсах температура поднялась более чем на 1 °C, а на экваторе какой была, такой и осталась. Соответственно снизилась скорость ветров, дующих с севера на юг и с юга на север. Из-за этого воздух в атмосфере перемешиваться стал хуже, и ветры с Атлантики ослабли.

Когда они дули ровно и сильно, то проносили облака вплоть до Уральских гор, равномерно рассевая их над всей Европой. Сейчас они целиком выливают из себя атлантическую воду над Западной, Южной и Центральной Европой.

Но это не все. Как только сила крейсерских ветров ослабла, антициклоны и циклоны стали сменять друг друга реже. Раньше очередной атлантический антициклон, несущий снег и потепление зимой и дожди и прохладу летом, посещал Европу каждые 3–6 суток. А сейчас перерывы между ними затягиваются на несколько недель. В итоге летом месяцами стоит удушающая жара, а зимой — мороз без оттепелей. А когда погода меняется, то меняется драматически — с тайфунами и ураганами, которых раньше в Европе не могло быть по определению.

Дошло до того, что европейским ураганам начали давать женские имена, как в Карибском море. Так, ураган со скоростью ветра 160 км/ч, пронесшийся по Западной Европе в 2002 году, получил имя Жанет (в честь самого разрушительного урагана Жанет в Мексиканском заливе в 1955 году). А на прошлой неделе над островом Гельголанд, как в каком-нибудь Канзасе, прошел торнадо, поднял в воздух восемь немцев и так шмякнул о землю, что пришлось отвезти их в больницу.

Прогноз от Пентагона

Ученым с потопами все ясно. Но для неученой публики остаются без ответа два вопроса.

Первый — простой. Почему это случилось именно сейчас? Да потому, что после того, как атлантические ветры ослабели, рано или поздно это должно было произойти, вот и произошло сейчас.

Второй вопрос сложнее. Можно ли предсказать очередной потоп заранее — за месяц, за неделю, ну хотя бы за сутки? Ответить на него "да" — значит сказать неправду. А если сказать "нет", спросят "почему?". И на этот третий вопрос отвечать ученым мучительно больно.

Пока нет машины времени, научно предсказывать будущее можно только методом экстраполяции. Ученые строят на основе уже произошедших событий кривую, и если она идет вверх, то продолжают ее вверх, если вниз — то вниз. Для предсказания погоды таких кривых надо построить сотни (сила ветра, его направление, высота облаков, толщина облачного слоя, атмосферное давление, температура воздуха, температура земли, температура воды и т.д.). Все они взаимосвязаны, и связь эта очень сложная и многофакторная. Чтобы рассчитать, куда пойдут кривые все вместе, требуется не просто компьютер, а суперкомпьютер.

Подобные суперкомпьютеры есть только у американских военных. Три таких компьютера они уступили синоптикам — в Вашингтоне, Мельбурне и Москве. Там и рассчитывают мировые прогнозы погоды, а все остальные прогнозы, которые сообщают по ТВ или можно посмотреть в Интернете, — лишь фрагменты главных прогнозов или местные вариации (а часто даже фантазии) на их тему.

Математики доказали, что точный прогноз погоды можно дать на срок, не превышающий три недели. Это теоретический предел предсказуемости атмосферных процессов. Если срок прогноза больше трех недель, ни один уважающий себя ученый-синоптик за него не поручится.

Конечно, в Интернете можно найти прогнозы на любой срок. А правительства стран СНГ по старой советской привычке требуют от своих гидрометцентров составлять прогнозы два раза в год, на полгода каждый: весной перед посевной и осенью перед отопительным сезоном. Но к науке о климате эти прогнозы никакого отношения не имеют.

Потоп-2014

С конца шестидесятых годов прошлого века, когда у синоптиков появились первые военные суперкомпьютеры, они научились делать прогноз всего на пять суток (на большее мощности самых продвинутых супермашин пока не хватает). При этом вероятность, что он сбудется, составляет 63–68%. Прогноз на сутки, естественно, точнее — до 90%.

Чтобы достичь столь выдающихся результатов, ученым пришлось создать математическую модель климата. По ней суперкомпьютер и ведет расчеты. Создавали эту модель все ученые-метеорологи мира целых тридцать лет. А когда наконец создали, проверили, уточнили, снова проверили и запустили в работу, погода изменилась, и модель стала непригодной.

Только вдумайтесь, тридцать лет — коту под хвост! Теперь придется еще тридцать лет строить новую модель. Вот вам и "Гидрометцентр сообщает...". Что он, несчастный, теперь может сообщить?

Но есть и хорошие новости. Если раньше украинцы тонули по собственному, украинскому, графику, то теперь он согласован с общеевропейским расписанием потопов на самом высшем атмосферном уровне. Погода у нас стала по-настоящему европейской. Так что, по крайней мере, по этому показателю Украину смело можно считать ассоциированным членом Евросоюза, и Кабмину можно уже сейчас начинать копить деньги на ликвидацию последствий очередного общеевропейского потопа в 2014 году.

А что касается текущих прогнозов торнадо в Полтаве и тайфунов в Киеве, то с этим придется подождать до 2040 года. Наука тоже имеет пределы возможностей.

По материалам Weekly.ua.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!