Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
История Верховной Рады знает лишь шесть случаев лишения депутатских мандатов. После решения Высшего административного суда о признании "отсутствия статуса народного депутата" у Павла Балоги и Александра Домбровского таких случаев стало восемь. Но стоит учитывать, что до сих пор все депутаты лишались неприкосновенности после голосования народными депутатами в зале Верховной Рады. Первым оставшимся без мандата депутатом в 1990 году стал Степан Хмара, который якобы 7 ноября 1990-го устроил потасовку в подземном переходе на Крещатике с сотрудниками правоохранительных органов. В результате Степан Илькович несколько месяцев просидел в СИЗО и был освобожден лишь после амнистии, оглашенной после обретения независимости Украины.
Далее были случаи, связанные с экономическими преступлениями. В 1994 году парламент снял неприкосновенность с нынешнего регионала и самого возрастного депутата Верховной Рады 7-го созыва Ефима Звягильского. В 1999 году депутатского мандата лишили "панамского гражданина" Павла Лазаренко, на тот момент сидевшего в США. В 2000 году без неприкосновенности остался Виктор Жердицкий, который в Германии получил срок за присвоение средств, предназначенных для жертв нацизма. В следующем 2001 году неприкосновенность потерял Николай Агафонов - после появления обвинений в хищении бюджетных денег.
Последним депутатом, лишенным неприкосновенности в 2009 году стал Виктор Лозинский. Но снова-таки, все они – начиная с Хмары, по которому принимало решение еще всесильное коммунистическое большинство, и заканчивая Лозинским, зверски убившим крестьянина в Кировоградской области и не оставившим выбора своим коллегам из БЮТ, – снимались с помощью голосования депутатов в зале Верховной Рады.
В целом, эксперты по избирательному праву называют решение Высшего админсуда очередным прецедентом, подтверждающим полную зависимость украинской Фемиды от политической конъюнктуры. Создается впечатление, что главное преступление Павла Балоги и Александра Домбровского заключается в том, что они не вошли в Партию регионов. Тем более, что Домбровский обещал, но не вошел. А Павел Балога все-таки вступил, но потом быстро вышел из партии власти.
Кроме того, в Конституции отсутствует норма, предусматривающая сложение депутатами присяги с помощью судебного решения. Подобное решение может приниматься лишь в зале заседаний. И, наконец, решение Высшего админсуда дает потенциальную возможность выгонять любых непонравившихся депутатов. И пускай в самом админсуде пока что говорят об отсутствии у них подобных дел для рассмотрения, все понимают, что для того, чтобы подать иск на кого-нибудь из народных избранников, не нужно много времени. Было бы желание…
В этой связи возникают юридические коллизии. Что делать с Центризбиркомом, без которого не могут быть оглашены ни одни перевыборы на мажоритарных округах? Имеет ли судебное решение юридическую силу, способную заменить постановление ЦИК? Не совсем понятно и то, каким образом исполнительная служба собирается отбирать мандаты у Павла Балоги и Александра Домбровского. Может, два народных депутата сами должны сдать свои мандаты? А что будет, если неприкосновенные депутаты вдруг откажутся это делать? Неужели исполнительной службе придется силой вырывать у них мандаты?
Пока же за этим решением Высшего админсуда хорошо прослеживаются интересы нынешней власти. Партия регионов давно хотела подчинить себе всех внефракционщиков. Еще в прошлом году с помощью изменений в регламент депутаты, не входящие ни в одну фракцию, по сути, были лишены возможности создавать какие-либо формальные объединения в стенах парламента.
В этом контексте удары по двум самым крупным и влиятельным группам среди внефракционных депутатов – Виктора Балоги и Петра Порошенко – это продолжение политики власти относительно завлечения в свою силу депутатов-внефракционщиков. Но стоит учитывать, что многоопытные Порошенко и Балога пережили в политике много бурь и штормов. И полагать, что они сразу побегут сдаваться власти, было бы опрометчиво. Скорее наоборот — история с судом, скорее всего, может привести к прямо противоположному результату: удары "ниже пояса" со стороны власти подталкивают группы Порошенко и Балоги в стан оппозиции.
И если даже другие внефракционщики испугаются возможных судебных решений и все-таки пойдут в Партию регионов, потеря двух сильных неформальных групп в перспективе может негативно сказаться для власти. Стоит учитывать, "хозяин Закарпатья" и "шоколадный король" способны перекрыть воздух власти сразу в нескольких регионах страны. Учитывая, что сейчас политика в стране ведется в формате подготовки к президентской кампании, последствия от ухода Порошенко и Балоги к оппозиции могут перевесить плюсы от перехода в Партию регионов нескольких испугавшихся внефракционщиков.
Новости партнеров
Новости