УКРАИНА

Попытка Украины восстановить статус ядерной державы неминуемо натолкнется на ряд непреодолимых преград

Попытка Украины восстановить статус ядерной державы неминуемо натолкнется на ряд непреодолимых преград

Создание собственного ядерного щита требует устойчивого финансирования от 500 млн. до 3 млрд. долларов США в год на протяжении 3-5 лет

Последние события, в частности аннексия Российской Федерацией части территории суверенной Украины, актуализировали в обществе неоднократно поднимавшуюся и ранее тему возвращения нашей стране статуса ядерного государства и, соответственно, разработки собственного ядерного вооружения. То, что этот вопрос стал актуальным, совсем не удивительно, так как Украина пала жертвой территориальных притязаний именно одного из гарантов ее суверенитета и территориальной целостности, и гарантии давались нашей стране именно в обмен на отказ от третьего в мире (после США и России) ядерного потенциала, который оставался в Украине после развала СССР.

Фактическая недееспособность нынешней системы обеспечения международной безопасности, олицетворяемой Организацией Объединённых Наций, а также действия России и цинизм российского руководства, забывшего о своих обещаниях, едва просохли чернила, удостоверявшие волю подписантов Будапештского меморандума, воскресили в умах некоторых наших соотечественников мечты о «ядерной панацее» от хронической уязвимости отечественной системы обеспечения безопасности и обороны государства. Как результат, 20 марта в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект о возобновлении ядерного статуса Украины. Проект Закона «О денонсации Договора о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 г.», автором которого является Сергей Каплин, народный депутат от партии «УДАР», секретарь комитета Рады по вопросам нацбезопасности и обороны, предполагает выход нашей страны из Договора, к которому Украина присоединилась в качестве безъядерного государства именно в обмен на предоставление ядерными государствами нашей стране гарантий безопасности.

Внесение в Верховную Раду подобного законопроекта кажется, на первый взгляд, вполне закономерным на фоне того, что гарантии, предоставленные Украине странами-подписантами Будапештского меморандума, не сработали. Более того, результаты различных опросов и изучение мнений интернет-пользователей, обсуждающих тему возврата Украиной ядерного статуса на различных форумах, создают впечатление, что приверженцами подобного пути обеспечения безопасности нашей страны могут являться от 60 до 80% граждан Украины. И представляется совершенно логичным, что именно сейчас Украина может быть свободна от моральных и юридических обязательств перед мировым сообществом, зафиксированных в документе, который был попран руководством Российской Федерации.

Однако, если вникнуть в суть проблемы, можно констатировать, что ответ не является столь однозначным. И только трезвая оценка возможности и необходимости возвращения Украине статуса ядерной державы и возможных путей обеспечения реальной защиты территориальной целостности и суверенитета нашего государства может дать ответ на вопрос, где же находится грань между необходимостью и популизмом в таком чувствительном вопросе, как выход Украины из Договора о нераспространении ядерного оружия.

Сможем или нет?

Насколько реальна технологическая возможность создания в Украине ядерного вооружения? Этот вопрос занимает сейчас головы украинцев, которые не ставят под сомнение необходимость иметь собственную ядерную дубинку. И на поставленный таким образом вопрос можно ответить только с рядом оговариваемых условий, основным из которых является наличие устойчивого финансирования.

Именно при попытке ответить на подобный вопрос многие вспоминают, что Украина все-таки является страной, обладающей ядерными технологиями, которая, однако, предпочла сосредоточиться на развитии мирного атома. При этом в пользу возможности быстрого создания собственного ядерного щита приводятся реальные аргументы, такие как:

— Украина обладает самыми большими в Европе месторождениями урановых руд, действующими горно-перерабатывающими комплексами и предприятиями по производству урановой продукции;

— в нашей стране над ядерной проблематикой работают почти 20 академических институтов;

— более 70 процентов ракет, которые использовались в качестве ядерных аргументов СССР, а позже — Российской Федерации, разработаны и изготовлены в Украине.

Кроме того, в подтверждение подобной возможности приводятся слова академика Национальной академии наук Украины Виктора Барьяхтара, которые он произнёс несколько лет назад: «Если сравнивать Украину с Индией и Пакистаном, то при нежелательном стечении обстоятельств Украина могла бы значительно быстрее стать ядерной державой с ядерным оружием и соответствующими ракетами, чем Индия и Пакистан». Однако справедливые по сути слова академика не дают ответов на то, с какими технологическими и организационными трудностями придется столкнуться Украине.

На основе таких нехитрых доводов аргументируется возможность создания собственного ядерного вооружения, при этом не вспоминаются другие очевидные факты:

— для быстрого создания простейшего ядерного заряда необходимо наличие высокообогащенного урана (ВОУ), а его последние запасы, которые хранились в Харьковском физико-техническом институте, были вывезены из Украины после озвученной В.Януковичем в 2010 году на Вашингтонском саммите по ядерной безопасности инициативы об отказе Украины от дальнейшего использования ВОУ;

—  на сегодняшний день технологий и оборудования для обогащения урана в Украине нет;

—  технологий проектирования и изготовления ядерных зарядов в Украине вообще никогда не было, и их необходимо создавать заново (не говоря уже о технологиях утилизации боезарядов после выхода гарантийного срока эксплуатации);

—  полигоны для испытания как ядерных боезарядов, так и ракетно-пусковых комплексов отсутствуют, а говорить о возможности их создания в почти что центре Европы просто не имеет смысла, особенно стране, пострадавшей от аварии на Чернобыльской АЭС. 

Однако все же основным аргументом, о который разбиваются доводы сторонников создания собственного ядерного щита, является вопрос финансирования. По разным оценкам, в случае, если бы подобное решение было принято, необходимо обеспечить устойчивое финансирование ядерного проекта на уровне от 500 млн. до 3 млрд. долларов США в год на временном отрезке от 3-х до 5-ти лет, и это при идеальных условиях. На фоне того, что ранее государству едва удавалось обеспечить финансирование содержания всей украинской армии на уровне 2 млрд. в год, а тем более на фоне нынешнего финансово-экономического положения страны в подобные перспективы мало верится.

 А нужно ли?

Если всё же всерьез заняться анализом причин провала в обеспечении суверенитета и территориальной целостности государства, даже беглый анализ может привести к выводу о том, что наличие ядерного оружия не спасло бы Украину от постигшей трагедии. А причина в том, что основные угрозы украинской государственности таились и таятся до сей поры в нас самих.

Если честно ответить на вопросы о том, смогло бы наличие в Украине ядерного оружия, от которого мы показательно отказались в 1994 году, спасти экономику нашей страны от разграбления людьми, близкими к власти, «кольчужного скандала» и акции «Украина без Кучмы», не предусмотренного Конституцией третьего президентского срока и Оранжевой революции, хаотичной смены внешнеполитического вектора и Майдана, то можно понять, что никакое ядерное оружие не добавило б нам ощущения защищенности. И совсем не удивительным кажется факт внесения в военную доктрину Украины положения о том, что в «в ближайшие 5-7 лет вооруженная агрессия против нашего государства в форме локальной или региональной войны маловероятна», аккурат перед этой самой агрессией, на фоне знаний о том, как, едва формально распрощавшись с паспортами другого государства (а в большинстве случаев, как оказалось, не распрощавшись), нужные люди становились депутатами главного законодательного органа страны, оказывались во главе Министерства обороны, специальных служб и их структурных подразделений, управляли оборонно-промышленным комплексом страны, решали ключевые вопросы жизнедеятельности и экономики государства. И это только видимая часть айсберга,  о который разбилась страна, ведомая управляемым другим государством капитаном, охрану которого также возглавлял человек, в кармане которого был паспорт другого государства. И во всех случаях это были паспорта государства, которое, в конце концов, и составило основную угрозу территориальной целостности страны, международную правосубъектность которой, откровенно говоря, никогда не признавало.

Так смогло ли бы ядерное оружие помочь нам? Ответ здесь кажется слишком очевидным. И чтобы окончательно расставить точки в вопросе необходимости денонсации Договора о нераспространении ядерного оружия и возобновлении ядерного статуса Украины, необходимо вспомнить о том, что за все время существования Договора с 1968 года из него вышла лишь одна страна — Северная Корея.

Так что же делать с внесённым в Верховную Раду Украины соответствующим законопроектом? С учётом всего выше изложенного его все же нужно вынести на рассмотрение. Рассмотреть в первом чтении — для того, чтобы в очередной раз показать украинскому народу и мировому сообществу абсурдность ситуации, в которой государство-гарант территориальной целостности Украины стало государством-агрессором, которое эту же территориальную целостность и нарушило, поправ все писанные и неписанные нормы как международного права, так и общечеловеческой морали. Кроме того, пользуясь случаем, нужно в очередной раз акцентировать внимание международного сообщества на том, что подобный прецедент может привести лишь к одному — подрыву доверия к процессу нераспространении ядерных вооружений, что в конечном счёте может грозить гибелью всего человечества.

При обсуждении законопроекта также должна состояться открытая дискуссия с привлечением специалистов в области обороны и безопасности, дабы положить начало реальной работе над вопросами обеспечения обороны государства и защиты его суверенитета и территориальной целостности. Кроме того, подобная дискуссия поможет впредь исключить появление в Украине приверженцев возврата ядерного статуса. А это было бы полезно, ибо подобные настроения лишь уводят в сторону от реального решения вопроса обеспечения национальной безопасности нашей страны.

Кроме того, по результатам обсуждения законопроекта следует в очередной раз официально зафиксировать, занятую ранее нашей страной позицию по процессу нераспространения ядерного оружия. На фоне явно циничного попрания Российской Федерацией норм международного права, подобная позиция Украины закрепит роль ведущего морального лидера, как процесса ядерного разоружения, так и новой парадигмы международных отношений в которой нет места ядерному шантажу в том числе и со стороны постоянных членов Совета безопасности ООН. Именно сейчас в этой непростой ситуации, при подтверждении своей приверженности ядерному разоружению, у нашей страны есть шанс написать заглавие первой страницы истории человечества, созревшего для отказа от ядерной угрозы как инструмента разрешения геополитических противоречий.

Читайте новости Comments.UA в социальных сетях facebook и twitter.

Теги: Россия, Крым, ядерное оружие, законопроект, агрессия

Версия для печати
властьвласть деньгиденьги стиль жизнистиль жизни hi-techhi-tech спортспорт мирмир
Архив Экспорт О проекте / Контакт Информатор

   © «Комментарии:», 2016

Яндекс.Метрика Система Orphus