Главная Новости Политика В поисках новой Конституции
commentss НОВОСТИ Все новости

В поисках новой Конституции

Решительное перераспределение властных полномочий и финансового инструментария властей от центра к регионам и далее, до каждого сельского или поселкового совета — едва ли не единственно возможное убедительное средство гашения политических страстей и национального примирения

25 апреля 2014, 14:55
Поделитесь публикацией:
В поисках новой Конституции

События в Крыму и на Юго-Востоке Украины значительно ускорили процесс реформирования Основного Закона Украины. Еще 22 февраля Рада возобновила действие Конституции образца 2004 года, а уже через 10 дней нардепы создали комиссию для разработки изменений в нее. Учитывая прошлые ошибки и требования восточных областей, новая власть согласилась расширить полномочия регионов и демократизировать процесс назначения местных чиновников. Тем не менее, обсуждение изменений в основной закон будет продолжаться, по распоряжению Кабмина, до октября текущего года. 

Нынешняя оппозиция в лице Партии регионов в вопросе изменения основного закона также не собирается отдавать инициативу власти. "Регионалы" хотят уже до осени обзавестись новой Конституцией. Обоснование приводят следующее: в нынешней непростой ситуации, когда противоречия в обществе обострились до предела, новая Конституция должна стать чем-то вроде акта примирения между украинцами разных политических взглядов.  

Сразу после пасхальных праздников "региональный" кандидат в президенты Михаил Добкин даже презентовал свою концепцию конституционных изменений. Конечно, немало в ней предложений, уже озвученных ранее как оппозицией, так и властью. Но, как отмечает политический эксперт Евгений Магда, "придумать что-то новое, эксклюзивное для короткой избирательной кампании сложно". Он также напоминает, что "большинство избирателей программ кандидатов не читают".

Впрочем, эксперты по-разному оценивают эту концепцию, но соглашаются — конструктивное зерно в ней есть.

Чего хотят регионы

Ликвидация областных и районных администраций с заменой их на исполкомы, выборность губернаторов, распределение финансов в пользу регионов — по сути, это то, чего хотят многие жители Украины, а не только жители Донбасса или Приднепровья, большинство которых плохо воспринимает новую центральную власть. Одно из ключевых понятий в конституционных инициативах Партии регионов — децентрализация. Право регионов самим решать свои наболевшие проблемы, пользуясь всеми инструментами бюджетной автономии – вот, пожалуй, главная тема, с которой идет к избирателям Добкин.

Таким образом, уже даже на уровне предвыборной риторики выдвиженец на президентские выборы от ПР стремится перехватить из нетвердых рук политических оппонентов, занявших сегодня кабинеты высших должностных лиц государства, ту самую символическую оливковую ветвь мира, которой сулит стать для Украины идея глубокой децентрализации власти. Ведь в нынешних непростых условиях решительное перераспределение властных полномочий и финансового инструментария властей от центра к регионам и далее, до каждого сельского или поселкового совета — едва ли не единственно возможное убедительное средство гашения политических страстей и национального примирения.

Тем более интересно рассмотреть, как это предлагается осуществить и насколько регионалы, а в том числе и их кандидат на пост президента страны Михаил Добкин видят, как эти идеи реализовать, и что потом со всем этим делать…

Несмотря на декларируемую универсальность предлагаемых Партией регионов рецептов, их пригодность для всех административно-территориальных единиц страны, эксперты все-таки считают, что главный адресат тезисов кандидата-регионала — избиратели левобережной Украины. "Новая Конституция от ПР — это, в первую очередь, позитивный сигнал для жителей Юго-Востока, которые найдут в документе немало предложений, совпадающих с их мнением. Но — в рамках общеукраинского дискурса, под лозунгом единой страны и унитарного государства, без какой-либо "федерализации" и прочих сепаратистских "фишек", — считает эксперт Центра международных и сравнительных исследований Олег Грицаенко.

В свою очередь один из ведущих специалистов по конституционному праву в Украине Виктор Мусияка отмечает, что децентрализация власти не противоречит унитарному устройству государства: "Речь идет о том, чтобы центральная власть, так сказать, не влезала в постель к каждому гражданину. Речь идет о территориальных громадах, которые, по сути, должны заниматься всеми проблемами, которые есть у людей, живущих на конкретной территории. С этой точки зрения, децентрализация является полезной и абсолютно приемлемой".

Вместе с тем, как уверяет один из главных людей в Партии регионов Борис Колесников — в корне неправильно считать, будто инициативы кандидата в президенты Михаила Добкина направлены исключительно в сторону юго-восточных областей. Наоборот, они откроют перед всеми без исключения регионами такие возможности, которых у тех никогда не было. "Если налоги, предлагаемые Михаилом Добкиным, оставить на местах, то и бюджет Киева увеличится в четыре раза", — утверждает, например, Колесников. По его подсчетам, если сегодня бюджет Киева покрывает лишь операционные затраты на образование и здравоохранение, то при новом подходе две трети своего бюджета столица сможет потратить на развитие, избавиться от пробок, а также построить спортивно-культурные центры.

В ходе публичной презентации конституционных наработок Михаил Добкин львиную долю времени уделил проблеме судебной и правоохранительной системы. Среди центральных инициатив — ликвидация функции общего надзора у прокуратуры, реформирование правоохранительной системы, качественное изменение в украинских судах. "Возвращение Верховному Суду Украины полномочий высшей судебной инстанции — это сегодня то, чего хотят люди", — заявляет кандидат в президенты от ПР, и предлагает повысить возрастной ценз для судей минимум до 30 лет. В принципе, ход вполне обоснованный: судя по настроениям общества, судебная реформа — это как раз то, что оно сегодня готово обсуждать и поддерживать, особенно на фоне тысяч несправедливых судебных разбирательств, информацией о которых завалены редакции многих украинских газет.

По мнению главы Института украинской политики Костя Бондаренко, во многих своих предложениях Партия регионов не лишена последовательности — например, в том, что касается расширения прав регионов в сфере гуманитарной политики, законодательного закрепления внеблокового статуса Украины, предоставления русскому языку статуса второго государственного. Вместе с тем, политолог отмечает необходимость детальной проработки многих озвученных пунктов. Особенно тех, которые касаются выборности глав регионов. Ведь мало знать, что следует делать, важно еще и понимать — как. "Предложения господина Добкина весьма интересны, но в то же время во многих моментах можно дискутировать. Не совсем ясно, каким образом, и при каких обстоятельствах, всенародно избранный глава региона сможет потерять свой пост — распоряжением президента? Или же постановлением Верховной Рады? Или же решением местных избирателей? А как действовать в случае, если глава региона вступил в конфликт с центральными органами власти и проявляет неподчинение? Как быть с ответственностью народных избранников вообще?", — задается вопросами Кость Бондаренко, анализируя концепцию конституционных изменений, представленную ПР.

Не стоит спешить?

Сам Добкин называет свои инициативы хорошим способом снизить температуру в обществе. Однако не все эксперты считают, что с такими важными изменениями нужно торопиться. 

"Нужно сначала навести порядок в государстве и потом спокойно начать конституционный процесс. Мы все время проводим изменения в Конституцию в ситуациях пиковых. Но поскольку все настроены на изменения, особенно на децентрализацию, уже тяжело себе представить, что этот процесс остановится... Я считаю все эти предложения уместными, но это нужно спокойно обсуждать в специальной профессиональной атмосфере, и потом уже окончательный вариант делать таким, который будет в нормальной ситуации принят", — советует, в частности, Виктор Мусияка.

Есть и другие мнения. А именно — что время упускать нельзя, и пока есть возможность использовать влиятельность ПР на Юго-Востоке в качестве фактора стабилизации ситуации, этим нужно пользоваться.

Как отмечает политолог Олег Грицаенко, ситуация на Востоке страны за последний месяц сильно изменилась. "Мы должны быть готовы к тому, что выразителем мнения избирателей Харьковской, Донецкой, Луганской, Днепропетровской областей еще долго будет оставаться Партия регионов. Мнение "регионалов" по ключевым вопросам жизни страны, включая и конституционный процесс, будет определяющим в том, насколько быстро удастся преодолеть на востоке болезнь сепаратизма, насколько быстро население региона преодолеет травму от смены власти в Киеве и включится в общегосударственные процессы", — считает эксперт. 



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Станислав Трегубов
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!