Главная Новости Политика Законы самостоятельности
commentss НОВОСТИ Все новости

Законы самостоятельности

Одна из задач новой Верховной Рады – рассмотреть пакет децентрализационных законопроектов, которые уже подготовил Кабмин

18 ноября 2014, 00:19
Поделитесь публикацией:
Законы самостоятельности

Ядро, вокруг которого выстраивается децентрализация, — это изменения в Конституцию Украины. Часть из них касается расширения полномочий Президента. Он сможет назначать и увольнять своих представителей в регионах. Также в основном законе должна появиться новая статья о функциях представителей гаранта на местах. Они должны будут следить за тем, чтобы решения местных властей не противоречили Конституции и законам Украины. Но некоторые эксперты считают, что назначение представителей центральной власти следует отдать Кабмину. В статье 116 Конституции прямо указано, что именно он обеспечивает выполнение украинского законодательства.

В новой редакции Конституции предложено ввести три уровня местного самоуправления – область, район и громада. Также предложено и определение для громады. Под ней подразумевают не просто абстрактное объединение граждан, а административно-территориальную единицу, которая включает несколько населенных пунктов и прилегающие к ним территории. Хотя в проекте изменений не указано, какими они должны быть, Кабмин дополнительно разъясняет, что средняя численность громады должна составлять 9 тыс. жителей. Количество населенных пунктов в объединении – 16, а территория – около 400 кв км.

В проекте изменений в Конституцию есть норма о выборах главы громады. Его будут избирать тайным голосованием сроком на пять лет. Тот же срок полномочий отведен для местного самоуправления на уровне района и области. Кроме того, на каждом из трех уровней должны создаваться исполкомы. В предложениях Кабмина есть новшество в части выбора глав районных и областных советов. Если сейчас их выбирают сами советы, то в проекте изменений значится уточнение  о том, что их необходимо выбирать из числа депутатов областных и райсоветов. Вот только пока что не ясно, какую модель применят для выборов в местное самоуправление. Есть все основания полагать, что мы останемся с привычной, но несовершенной пропорционально-мажоритарной системой.

Отдельный разговор – финансирование местного самоуправления. Конституция фиксирует только его основные принципы. Сейчас там значится, что государство принимает участие в формировании доходов местных бюджетов. Но в проекте Кабмина появились новые положения. В материальную и финансовую основу местных бюджетов добавляют часть общегосударственных налогов. Государство же будет компенсировать из бюджета только те расходы местного самоуправления, которые возникли из-за решений центральной власти.

Бюджеты и доходы

Два глобальных законопроекта, разработанных Кабмином, касаются изменений в  Налоговый и Бюджетный кодексы. Именно там расписаны основы финансовой самостоятельности регионов.

В проекте изменений в Налоговый кодекс местной власти отдают налог на недвижимое имущество и право определять его ставку (но не больше 2% минимальной зарплаты за 1 кв. м. площади). Плату за землю, вместе с налогом на недвижимость, также сделают местным налогом. Кроме того на местах будут устанавливать акциз с продажи пива, алкоголя и табачных изделий.

Изменения в Бюджетный кодекс также должны изменить распределение налоговых поступлений в пользу регионов. Им хотят отдавать 60% поступлений от налога на доходы физлиц (сейчас отдают 50%). Хотя Киеву повезет меньше, и ему готовы оставить только 25% от собираемой суммы.

Сейчас сборами от налога на прибыль предприятий госбюджет с регионами не делится. Но в будущем в местные бюджеты будут отдавать 10% от этих поступлений. Также областям готовы оставлять 25% от экологического налога. В целом Кабмин предлагает 44 составляющих, которые нужны для наполнения местных бюджетов.

Кабмин полагает, что, благодаря изменениям, доходы местных бюджетов можно будет в целом повысить на 39,2 млрд. грн. уже в следующем году. Для сравнения, в январе-октябре этого года местные бюджеты получили доход в размере 51,8 млрд. грн. Но с такими показателями они не дотягивают до плановых показателей. С поддержкой, которую предлагает Кабмин, они смогут их перевыполнить. Но не настолько, чтобы можно было говорить о процветании.

Политика регионов

Есть еще два законопроекта, которые одобрил Кабмин и которые должна поддержать ВР. Первый касается децентрализации контроля строительства и архитектуры и дает исполкомам широкие права в этом вопросе.

Еще одни законопроект об основах государственной региональной политики, можно назвать стратегическими. В документе между центральными и местными органами управления делят права и полномочия в этих вопросах. Один из тех пунктов, которые следует выделить особо – это формирование на местах инвестиционной политики.

"Если мы не сформируем четкий план действий, не определим четко цели и наши слабые стороны, не определим, куда, сколько и для чего мы будем инвестировать, то это будет пустая трата денег, — объяснил вице-премьер, министр регионального развития, строительства и ЖКХ Владимир Гройсман. — Сегодня, на мой взгляд, комплексного видения развития регионов нет".

Принять, нельзя отклонить?

К законопроектам о децентрализации можно выдвигать ряд вопросов. В части финансирования регионам не обещают прорыва. Да и налогами центральная власть делится не слишком охотно. Не достает конкретики по части процедуры выборов в местное самоуправление. Также мало вводных по гуманитарной децентрализации регионов. Проект изменений в Конституцию предполагает, что местные советы смогут предоставлять языкам нацменьшинств статус специального. Но хотелось бы детальнее понять их участие, например, в вопросах образования.

Но Верховной Раде, видимо, придется принять предложения Кабмина пакетом. Одна из причин – нежелание Кабмина составлять бюджет на 2015 г. без учета поправок в Налоговый кодекс. Эту позицию озвучил премьер-министр Арсений Яценюк.

Есть и еще одна причина. На минувшей сессии депутаты приняли документ, который позволяет громадам на добровольной основе объединяться ради взаимовыгодного сотрудничества. Это был первый шаг к расширению полномочий региональной власти. Но пока что территориальные громады не спешат объединяться и решать финансовые вопросы, выстраивать проекты, создавать новые объекты инфраструктуры.

Выходит, что раз децентрализации по добровольному принципу не работает, значит, ее сделают обязательной.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Ольга Коваленко
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!