Главная Новости Политика Не будет никаких офшоров
commentss НОВОСТИ Все новости

Не будет никаких офшоров

Глава Минэнерго Владимир Демчишин рассказал об импорте электроэнергии в Украину, вывозе угля из Донбасса и кадровых проблемах в энергетической отрасли

30 декабря 2014, 11:00
Поделитесь публикацией:
Не будет никаких офшоров

На днях издание "Украинская правда" написала, что президент Петр Порошенко якобы отстаивает интересы своего бизнес партнера – гражданина России Константина Григоришина. А также лоббирует подписание контракта об импорте в Украину электроэнергии с компанией Григоришина Perlisio Limited.

В ноябре на заседании Кабмина Арсений Яценюк уволил заместителя министра энергетики Вадима Улиду. Увольнение произошло из-за того, что Улида подписал разрешение на поставку электроэнергии из России, причем поставщиком должна была выступить не госкорпорация "Укринтерэнерго" (как обещал Юрий Продан), а малоизвестная компания "Энергомережа" Константина Григоришина.

В результате комитет по борьбе с коррупцией пригласил министра рассказать о том, что происходит с поставками угля и электроэнергии в Украину. Мы обратились непосредственно к главе Минэнерго с просьбой ответить на вопросы которые могут возникнуть у депутатов.

- Внесите ясность – с кем все-таки ведет Украина переговоры об импорте электроэнергии, кто будет импортером, и по какой цене?

- Государственная компания Укринтерэнерго проводит переговоры со всеми, кто может поставить электричество. 19 декабря было принято постановление Кабмина, в котором говорится, что поставлять могут все. Все ограничения были сняты — кто угодно может поставлять рынку энергию. Соответственно, на рынке появилось много компаний, которые якобы говорят, что у них есть якобы возможность поставлять электроэнергию из Белоруссии,   Молдовы,  России. "Укринтерэнерго" сейчас проводит переговоры, насколько мне известно, с ИнтерРАОЕЭС. Я подозреваю и надеюсь, что это будет единственный, конечный и понятный поставщик. Точно такие же переговоры они ведут с молдавской компанией Молдэлектрика, и с Белоруссией.

 - Ряд СМИ написал о том, что именно вы настаивали на подписании договора с посредником?

- Смотрите, мне важно завезти электрику. Нет никакого эксклюзива, если кто-то предлагает лучшие условия, то, пожалуйста — забирайте по более выгодным условиям.

- Но есть информация, что кипрская компания-посредник принадлежит российскому бизнесмену Григоришину. Почему его подключают к этому проекту?

- Если я начну разбираться, кому принадлежат все кипрские оффшорки – это будет утопия и смешно. Я тоже читал такую информацию в СМИ. Желтая пресса пишет очень многое. Я не знаю, но я подозреваю, что договор будет напрямую с российской компанией "ИнтерРАОЕЭС" по понятным условиям. И точно также с "Молдэлектрикой" будет прямой договор. И не будет никаких оффшоров, но если кто-то приходит и говорит, что он может привезти эту электроэнергию, то да, я просил отработать всех. Потому, что нам нужен результат.

- И все таки почему импортер не государственная компания "Укринтерэнерго", а некая кипрская компания Perlisio Enterprises?

- При чем тут Perlisio? УКРИНТЕРЭНЕРГО импортер. Укринтерэнерго ведет переговоры с Интер РАО. Переговоры велись со всеми, и сейчас мы посмотрим, какой договор будет заключен. Мы прикладываем все усилия, чтобы этот договор заключить до конца месяца. Осталось три дня – может сегодня, может завтра. Команда уже в Москве, работает…

 - Но есть ли альтернатива России? Почему мы покупаем именно у этой страны увеличиваем зависимость от нее?

 - Молдавия – единственная альтернатива. Белоруссия – это такая условная альтернатива, потому, что, так или иначе, связана с Россией. У нас больше нет соседей,  у кого мы могли сейчас получить поддержку. Нам выгодней привозить уголь. Его мы можем импортировать из более далеких стран.

- По какому тарифу может импортироваться электроэнергия?

-  Согласно постановлению Кабмина, это будет усредненный тариф для тепловой генерации. Мы же замещаем блоки, которые используют уголь. Но, сейчас имеет место дефицит угля. Соответственно, если у нас есть возможность привезти электроэнергию, которая заместит ту, которую мы могли бы произвести здесь, но не можем из-за отсутствия угля – это нормально. В России компания-поставщик покупает электроэнергию за рубли. В Украине будут продавать за гривны. Во-первых, вы видите, как прыгает курс?  Разницу нужно хеджировать. Второй момент, речь идет о  финансировании – это большой контракт с оборотом порядка миллиарда гривен в месяц. Такой большой контракт требует со-финансирования. Сегодня в банках дешевле, чем под 20-22 процента – денег не привлечь.

- Продажа будет проводиться по тарифам, которые у нас сейчас есть?

- Я не знаю. Пока контракт не подписан. Это будет не дороже, чем по нашим внутренним тарифам.

- Как будут происходить расчёты? Это будет под гарантии государственных банков?

- Нет. На каком-то этапе шла речь об относительно небольшой > предоплате, ну а потом по подекадному расчёту. Это достаточно распространенная практика.

- Известно ли какой банк даст гарантию?

- Тот, у кого будет ресурс. Поймите, ситуация на рынке сложная — Ощадбанк полностью пустой, в Укргазбанке – нет ресурса, Укрэксимбанк – уже раздал, все что мог. Поэтому где привлекут – там и будет. В надежде на то, что в январе-феврале появится возможность рефинансироваться. Может, появится ресурс, может появится возможность получить адекватную ставку.  Поэтому когда начинают рассказывать, что кто-то дешево покупает и дорого продает, надо понимать, что он делает это для того, чтобы этот контракт обеспечить: финансирование, курсовые разницы … Ситуация достаточно непростая. Может быть и такое, что поставщик  привезет эту электроэнергию только один месяц, а потом контракт будет убыточным, они должны будут прекратить его или передоговариваться.

- Скажите, а будет ли проводиться некий тендер?

- Я думаю, что тендера на импорт нет времени проводить. На экспорт Вы помните, что мы проводим тендер. Сегодня там идет сбор заявок. По этому тендеру меня тоже критиковали. На самом деле времени особо нет. До первого января нам надо его провести. Поэтому и тут у нас особо запаса времени нет.

- Связанно ли то что и.о. главы Укринтерэнерго Игорь Романенко недавно в слег больницу с его нежеланием подписывать соглашения об импорте электроэнергии через фирму посредника?

- Когда я его назначал, мы понимали, что ему 67 лет, но я надеялся,  что здоровье его не подведет.  Он умный, опытный, полезный в этом процессе человек.  Но вот попал в больницу. Сейчас назначили Валентина Рыбачука.  Думаю, что поиск будем продолжать.

- Вы ищите нового человека?

-  Ищем. Укринтерэнерго – большая организация. Они прошли круги ада с южноафриканским углем, поставки которого расследует Генеральная прокуратура.  Менеджмент там полностью деморализован. Процедуры достаточно жестко прописаны. В Укринтерэнерго сейчас сложно работать … увольнять людей не просто… боятся… Поэтому Вы не представляете насколько сложный процесс сейчас подписать большую сделку. Поэтому со стороны понятно, что выглядит все как-то странно. Но мы пробуем решить проблему, потому что отключение – намного большее зло, чем договор с Россией.  Мы же проводим минские переговоры, работаем над урегулированием ситуации на Донбассе, мы против них судимся параллельно, но газ покупаем. Если мы покупаем газ в России, то в чем проблема с электроэнергией? Мне кажется, что проблема придуманная. У нас торговый оборот с Россией достаточно большой. Это на самом деле очень странная и уникальная ситуация, когда между сторонами есть кардинальное отличие в мировоззрении и при этом они стараются конструктивно сотрудничать. Понимаете? Покупать друг у друга. На большие объемы сделки заключать. И договариваться по адекватным рыночным условиям. Мы за за последнее время проработали Австралию, Южную Африку, Казахстан – нет  антрацитовых углей, которые подходят под украинские станции. Да, там есть марки Г, по адекватной цене, но этой марки угля достаточно и в Украине. У нас добывают 20 млн тонн ежегодно марки Г  — в Доброполье и в Павлограде. Но в Украине дефицит антрацитового угля. 3 млн антрацита лежит в зоне АТО – мы их не можем вывезти. Это сейчас вторая проблема, чем я занимаюсь. Мы перерегистрировали несколько шахт на подконтрольной Украине территории. Пробуем с этих шахт вывозить уголь, но там очень сложно все с логистикой, с ограничениями. Без угля пережить зиму крайне сложно.

- Но, а российский уголь все-таки так и не начал поставляться?

- Начал. За выходные прошло 330 вагонов. Это только  первый шажок. Коммерческие организации не заключали договора, потому что какой смысл заключать договора, если вагоны блокируют…

- Но ДТЭК и Центрэнерго на двоих 3 млн. законтрактовали с Россией.

 -Пусть везут. Правильно, как только они увидят сейчас что товар идет, я думаю объем будет увеличиваться. Они планируют по 300 тыс ежемесячно завозить. Просто физически такого количества антрацитовых марок углей у других поставщиков нет.

- А с Донбасса везти нельзя?

- Мы этим занимаемся.  Понемножку его везут, но очень маленькими партиями. Железнодорожный узел Дебальцево надо ремонтировать, но там все время стреляют. В Минэнерго каждый день собирается кризисный штаб. Там каждый докладывает – что, какие вагоны, где, куда поставляются, где загружаются, какая информация от СНБО, СБУ, АТЦ. Военные, логисты, железная дорога, минтранс.  Ведется большая работа… Проблема в разрушенной инфраструктуре. Невозможно вывезти уголь. Там идут бои. ДТЭК со своей мощью, со своими связями не может вывозить оттуда уголь. Или вывозит сложными путями маленькими партиями.

- Парламентский комитет по борьбе с коррупцией вызвал Вас на 9 января с  докладом…

- Пусть вызывает. Я ни от кого не прячусь. Всегда хожу, рассказываю в чем дело, чем я занимаюсь. Вопрос в том, что я и так половину времени провожу в Кабмине, а операционной работы очень много. У меня аппарат 380 человек, которыми надо заниматься. В пятницу мы утвердили штатное расписание. Провели реорганизацию… Реально рад, что идут праздники и будет время поработать внутри. Пусть задают прямые вопросы, я готов прямо отвечать. По факту давайте посмотрим, что сделано. Везется ли угль с ДНР — да везется. Потому что есть госшахта, которая нам оттуда поставляет уголь. Она контролируется Украиной. Нам надо загружать наши  электростанции, вырабатывать электроэнергию, платить налоги, платить зарплаты – это самое правильное решение.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Николай Семенов
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!