Главная Новости Политика Кинематограф национальной безопасности
commentss НОВОСТИ Все новости

Кинематограф национальной безопасности

Поскольку приоритетными для правительства являются вопросы обороноспособности и безопасности, о развитии аудитории потребителей культурного продукта, оно вряд ли задумывается

9 февраля 2015, 12:12
Поделитесь публикацией:
Кинематограф национальной безопасности

Не успел парламент запретить демонстрацию в Украине российских милитарных сериалов, выпущенных после 1991 года, а также всего российского теле- и кинопродукта, созданного с 2014 года, как вице-премьер-министр – министр культуры Украины Вячеслав Кириленко поспешил высказать свою поддержку этого шага. "Я был одним из инициаторов запрета российских милитарных сериалов на украинском телевидении и считаю такой запрет целиком правильным", — заявил он. Кириленко считает, что в конечном итоге подобные инициативы создадут благоприятные условия для развития собственного украинского телекинопроизводства.

Идея поднимать кинематограф, руководствуясь соображениями национальной безопасности, оригинальна, хотя и не очень свежа. И в более благополучные годы звучали инициативы если не ограничить прокат в Украине фильмов российского производства, то, по крайней мере, "застолбить" на рынке место для отечественных фильмов, установив квоты.

Но, как известно, высвобождение места под "свое кино" не означает, что это "свое" тут же появится, да еще и принесет прибыль. А на ее получение правительство очень сильно рассчитывает. Тот же Вячеслав Кириленко потребовал выхода на самоокупаемость даже музеев и заповедников – дотационных учреждений во всем мире. "На определенную единицу расходов из госбюджета должен быть показатель высокой посещаемости того или иного учреждения", — заявлял министр. Что уж говорить о расходах на кинематограф, инвестиции в который не обязательно окупаются.

Так, например, по данным Госкино, в прошлом году в прокат вышло рекордное количество украинских фильмов – 15 (из них 8 создано при финансовой поддержке государства). Целый ряд картин получили хорошие отзывы критиков и зрителей, получили призы на международных кинофестивалях. Однако их кассовые сборы составили всего 2,5% от общего бокс-офиса кинотеатральных релизов в Украине. Тем временем в странах Европы доля национального кино в общей кассе достигает 30-60%. Просто украинцы редко ходят в кино. Средняя посещаемость кинотеатров у нас составляет 0,44 раза на одного человека в год. Это один из самых низких показателей в Европе.

Причины понятны. Во-первых, средняя стоимость билета, составлявшая в прошлом году 47 грн., в нынешнем скорее всего существенно вырастет. Для населения, стремительно теряющего доходы в результате экономического кризиса, поход в кинотеатр становится развлечением, которое довольно ощутимо бьет по карману. Во-вторых, сокращается количество городских кинотеатров. По данным Госкино, из 453 районных центров Украины только 76 имеют работающие кинотеатры. В ряде случаев помещения кинотеатров находятся в полуаварийном состоянии; в них используется устаревшее оборудование. Конечно же, говорить о росте посещаемости здесь не приходится. Поэтому проблема решается, как обычно – путем ликвидации или перепрофилирования учреждений. В результате государство по сути теряет целый сегмент рынка киноуслуг – районные центры, небольшие города и села. А ведь это и есть тот самый основной потребитель "своего" кино, на популярность которого так рассчитывает правительство. Однако поскольку приоритетными для него являются вопросы обороноспособности и безопасности, о таком деле, как развитие аудитории потребителей культурного продукта, оно вряд ли задумывается.

Собственно, и в вопросе наращивания кинопроизводства у правительства мало оригинальных идей. Понятно, что 68 млн. гривен, предусмотренных в бюджете на производство национальных фильмов, не хватит, чтобы киностудии заработали на полную мощность. Кроме того, не факт, что эти деньги вообще будут. Как известно, отрасль культуры (в том числе кинематограф) финансируются из бюджета не только по остаточному принципу, но и в последнюю очередь – пик выплат из бюджета приходится на третий-четвертый кварталы года. Кто сегодня даст гарантию, что при нынешней экономической ситуации к концу года упомянутые 68 млн. гривен не придется перераспределить на другие цели?

Разговоры о том, что надо бы привлекать к кинопроизводству (и к поддержке всей отрасли культуры) частных инвесторов, остаются разговорами. Ведь реальных стимулов для потенциальных инвесторов, которые, между прочим, сегодня тоже не процветают, как не было, так и нет. Нельзя же всерьез считать таковым норму, когда от налогообложения освобождается инвестиция (денежная или имущественная) в сумме не более 10% прошлогодней прибыли, с которой уплачен налог. Да и вообще позиция правительства по поводу каких бы то ни было льгот известна.

Идея установить специальный сбор на кинематограф и учредить фонд, распределяющий собранные средства, заслуживает уважения. Но опять же ее реализации мешает традиционное негативное отношение Минфина и Минэкономики к подобным инициативам.

Остается единственная надежда, что кинематограф поднимется "как-то сам собой", реагируя на потребность населения то ли в "нашей "Бригаде", то ли в "нашем Пореченкове".



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Светлана Кухоцкая
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!