Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Как сообщили в пресс-службе ведомства, шорт-лист конкурса в минувшую пятницу передан в Номинационный комитет. Имена финалистов официально не разглашаются, но, тем не менее, для сотрудников министерства они уже секрета не представляют. Известно, что все трое имеют отношение к крупнейшим финансово-промышленным группам страны, стремящимся упрочить свой контроль над железной дорогой.
Эпопея с поиском нового руководителя Администрация железнодорожного транспорта продолжается вот уже три месяца. В ноябре прошлого года после обысков, которые проводили в офисе госкомпании сотрудники СБУ, прежнего главу ведомства Бориса Остапюка сначала отстранили от должности, а затем уволили.
Министр Андрей Пивоварский сообщил, что конкурс на замещение вакантного места станет максимально открытым и прозрачным. К сожалению, процедура его проведения вызвала множество вопросов. Начать хотя бы с того, что прием заявок от претендентов назначили аккурат на новогодние праздники – с 31 декабря по 12 января. Лишь по настоятельной просьбе общественности срок продлили до 19 января.
Желающих занять должность главы "Укрзалізниці" набралось около двухсот: увы, официальный список так и не был опубликован, а те, что появились в СМИ, в министерстве назвали фейковыми. Секретность в пресс-службе пояснили тем, что многие претенденты не хотели бы разглашать информацию о своем участии в конкурсе. Все это, естественно, породило разговоры о кулуарности происходящих "внутри конкурса" процессов.
За отбор наиболее достойных кандидатов отвечало жюри из экспертов, представляющих рекрутинговую компанию Talent Advisors, консалтинговую компанию ЕBS и аудиторскую Deloitte. Такой подход, по замыслу организаторов, должен был обеспечить объективность оценки. Тем не менее, ряд экспертов заявил о недопустимости, когда профессиональные критерии оцениваются людьми, не имеющими отношения к отрасли.
"Если бы вы подбирали топ-менеджера, то кому бы вы доверили контроль над стартовым конкурсом? – заявил в открытом письме президенту Украины один из авторов еженедельника "Зеркало Недели", член СЖУ Андрей Капустин. — Вряд ли во главе процесса оказался бы "специалист" с дипломом физкультурного института в компании с несколькими бухгалтерами. Как это происходит в комиссии, которая будет решать судьбу начальника УЗ. Поскольку в двух фирмах, коим непонятно каким образом вверили судьбу всей железнодорожной отрасли, имеются кто угодно, но только не эксперты-транспортники".
Впрочем, роль независимых экспертов в отборе кандидатов не стоит переоценивать. По данным источников в Мининфраструктуры, более весомое влияние на исход конкурса оказал приход в министерство Александра Кавы, занявшего в конце прошлого года должность замминистра. Назначению чиновника не помешали его политические взгляды (к примеру, осуждение Революции Достоинства, очень неоднозначная позиция по поводу катастрофы малайзийского "Боинга-777" и т. д.). "Политические принципы теряют свое значение, когда на кону интересы крупнейших финансово-промышленных групп", — комментирует такеи особенности кадровой политики новой власти президент Украинского политического центра Александр Охрименко.
И в самом деле, после заявленного, как объективный и прозрачный отбора, в финал вышли вовсе не новые или независимые фигуры. По сути, борьба развернулась между людьми, тесно связанными с Ринатом Ахметовым, Виктором Пинчуком и Вадимом Новинским. Как стало известно из заслуживающих доверия источников, в числе "счастливчиков" — генеральный директор "Корум Групп" Евгений Ромащин, руководитель "Интерпайпа" Олег Розенберг, а также один из топ-менеджеров "Смарт-Холдинга". Не сложно проверить, что ни один из финалистов не имеет ни дня работы в железнодорожной отрасли, что не отвечает критериям отбора, изначально заявленным в конкурсе. Как данный факт намерены объяснить организаторы конкурса, пока остается загадкой. Не менее любопытно, как пояснит свое желание занять место гендиректора "Укрзалізниці" сам победитель конкурса – ведь заявленная зарплата руководителя госпредприятия — всего… 12 тысяч гривен.
Кто именно из тройки олигархов получит контроль за "Укрзалізницей", поставив в ее главе близкого себе руководителя? У кого появится возможность загрузить свои предприятия за счет многомиллионных заказов со стороны госпредприятия-монополиста? Данный вопрос будет решаться на уровне премьер-министра – уже без участия экспертов. Пока "чаша весов", считают источники, склоняется в пользу Рината Ахметова, "перебить" предложение которого остальным не удается.
"Все эти разговоры, что после Майдана что-то поменялось – я в это просто не верю, — говорит Александр Охрименко. – Те, кто пришли к власти, они работали и при Кучме, и при Януковиче. На сегодняшний момент все, что мы видим по "Укразалізницє", по другим госпредприятиям – это воровство и дерибан со стороны тех, кто приближен к власти".
Впрочем, эксперты не исключают, что ввиду весьма спорного характера результатов конкурса, его могут в принципе отменить. Тем более, всего через несколько месяцев запланирована реорганизация Администрации железнодорожного транспорта в АО "Укрзализніця". А значит, придется проводить конкурс повторно.
Новости партнеров
Новости