Главная Новости Политика Децентрализация этнополитики
commentss НОВОСТИ Все новости

Децентрализация этнополитики

Государственная поддержка развития национальных меньшинств всегда имела формальные и преимущественно «шароварные» формы

9 апреля 2015, 22:48
Поделитесь публикацией:
Децентрализация этнополитики

Одесская область является регионом, в котором проживает более ста национальностей, у которых могут быть поводы для недовольства государственной этнонациональной (как, впрочем, и любой другой) политикой. Эта неудовлетворенность, пожалуй, ничем не отличается от настроений тех, кто живет вдали от любого административно-территориального центра – тем более от столицы. Так, в рамках круглого стола "Одесчина многоэтническая", проведенного не так давно одесским региональным филиалом Национального института стратегических исследований (НИСИ), были представлены результаты опроса, которые свидетельствуют, что представители молдовского, болгарского, гагаузского сообществ, проживающих на юге области, считают в достаточной мере удовлетворенными свои языковые, культурные и религиозные права. Но в то же время низкий уровень социально-экономического развития Придунавья, упадок инфраструктуры, высокий уровень безработицы создают у них ощущение, что государство не обращает на них внимания, как на периферийный регион.

Это важный момент, касающийся уже государственной этнонациональной политики. Стоит отметить, что до недавнего времени бытовало мнение, что в этой политике недостаточно выражены именно связи между политическим центром страны и регионами. Да и вообще считалось, что в деятельности центральных органов исполнительной власти политика в отношении национальных меньшинств имеет низкоприоритетный статус. Так, например, в 2012 году участники парламентских слушаний "Этнонациональная политика Украины: достижения и перспективы" — первых в истории независимой Украины слушаний на такую тему – отмечали, что роль государственного управления в сфере этнонациональной политики фактически сведена к нулю. Хотя бы потому, что статус органа, проводившего такую политику, снизился от уровня министерства до рядового отдела в Министерстве культуры. Мол, если нет координационного органа, то нет и последовательной государственной политики в отношении национальных меньшинств. На тот момент упреки были вполне справедливыми.

Надо сказать, что государственная поддержка развития национальных меньшинств всегда имела формальные и преимущественно "шароварные" формы и сводилась, в основном, к финансированию разнообразных мероприятий с участием самодеятельных фольклорных вокальных и хореографических коллективов. Да и то, как отмечали критики, это финансирование в первую очередь получали "не те" (но те, кто был ближе к "центру") — например, давно изживший себя фестиваль "Все мы дети твои, Украина!", семинар "Современная русская культура" и т.д., издание сомнительных по себестоимости учебников и пособий на языках национальных меньшинств и т.д. В то же время в Одессе, где проживает 50 тыс. болгар, до сих пор нет болгарской школы. Ситуация легко объяснима. Из госбюджета всегда проще (а потому и приятнее) финансировать какое-нибудь отдельно взятое мероприятие, а не развитие целой сферы – например, болгарского, гагаузского или любого другого театра. Ведь это означает инвестиции не только в инфраструктуру (театры обычно хотят иметь собственные помещения), но и в людей – авторов, переводчиков, актеров и т.д. А если речь идет о развитии, то такие инвестиции должны быть ежегодными.

Фактически, реальную финансовую поддержку национальные меньшинства могли и до сих пор могут получить только из областных бюджетов. Но они не безразмерны. Как отмечала в рамках упомянутого круглого стола НИСИ Елена Петрова, начальник отдела национальностей и религий Управления культуры, туризма, национальностей и религий Одесской ОГА, в области действует программа развития национальных меньшинств и деятельности национально-культурных обществ. По ее словам, несмотря на то, что до 80% программы обычно удается выполнить, в 2014 году она финансировалась очень плохо, и об адекватном ее выполнении в 2015 году не приходится говорить. Кроме того, как говорила Елена Петрова, после объединения управления культуры и управления по вопросам национальностей, а также после упразднения в райсоветах должностей, связанных с вопросами национальностей, фактически стало невозможным не то что адекватное государственное управление в этой сфере, но даже получение актуальной информации из районов. То есть, ностальгия по "сильной руке" все еще чувствуется.

Словом, систему надо менять. И нынешний курс на децентрализацию является в этом отношении многообещающим. Во-первых, возможность консолидировать и оптимизировать финансовые, имущественные и другие ресурсы создает базу для социально-экономического развития региона, считавшегося депрессивным. Во-вторых, децентрализация естественным образом повлечет за собой активное участие этнонациональных сообществ в отстаивании своих интересов и контроле над соблюдением своих прав.

Источник фото: OGUZ news



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Марта Воско
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!