Главная Новости Политика Кадровая рулетка без победителя
commentss НОВОСТИ Все новости

Кадровая рулетка без победителя

Политическая целесообразность оказалась важнее, чем реальные достижения руководителей АТО на начальном этапе

14 апреля 2015, 07:00
Поделитесь публикацией:
Кадровая рулетка без победителя

Дату начала антитеррористической операции можно отмечать в два разных дня. 8 апреля 2014 года и.о. главы МВД Арсен Аваков заявил, что АТО проведена в Харькове (освобождено здание облгосадминистрации). 13 апреля СНБО принял решение "О неотложных мерах относительно преодоления террористической угрозы и сохранения территориальной целостности Украины" — его содержание скрыто под грифом гостайны. А 14 апреля указом №405/2014 и.о. президента Александра Турчинова упомянутое решение было введено в действие. Интересно проследить, как сложилась судьба и карьера людей, начавших АТО и принимавших непосредственное участие в руководстве операций в самом начале ее проведения.

ДОЛЖНОСТНАЯ ЧЕХАРДА

Формально за начальную фазу АТО наибольшую ответственность несут два чиновника. Александр Турчинов и Андрей Парубий — на тот момент секретарь СНБО. Именно на Парубия указом №405 возлагался контроль за исполнением упомянутого решения СНБО.

Их карьеры если и пострадали, то незначительно. Турчинов остался спикером парламента, а в итоге занял пост секретаря СНБО — причем специальным законом полномочия СНБО были значительно расширены. Парубий покинул пост в Совнацбезе 7 августа 2014 года, но 4 декабря стал первым заместителем председателя Верховной Рады.

Перипетии АТО не коснулись карьер премьер-министра Арсения Яценюка и двух ключевых фигур силового блока: председателя СБУ Валентина Наливайченко и главы МВД Арсена Авакова.

А вот в еще двух силовых ведомствах — Министерстве обороны и Генпрокуратуре — началась кадровая чехарда. Михаил Коваль уступил после президентских выборов свой пост Валерию Гелетею (3 июля 2014 года). А тот, в свою очередь, Степану Полтораку (14 октября 2014 года). В ГПУ Олега Махницкого после президентских выборов поменяли на Виталия Ярему (19 июня 2014 года), сменщиком которого стал Виктор Шокин (10 февраля 2015 года).

Уровнем ниже кадровые перестановки задели всех руководителей силовых структур, в ведении которых находилось проведение АТО.

Начальником Генштаба ВСУ в апреле 2014 года был Михаил Куцина, 3 июля Президент меняет его на Виктора Муженко, сохранившего должность даже после временного отстранения от обязанностей после Иловайского котла.

Госпогранслужбой руководил Николай Литвин (брат Владимира Литвина) — 23 октября на эту должность был назначен его первый заместитель Виктор Назаренко.

Руководителем Антитеррористического центра СБУ и первым заместителем председателя СБУ на момент начала АТО был Василий Крутов. 7 июля его на обеих должностях сменяет Василий Грицак.

Из губернаторов, в зоне ответственности которых находилась АТО (Донецкая, Луганская, Харьковская и Днепропетровская области), за год были сменены все, кто застал ее начало.

СКАМЕЙКА КОРОТКАЯ

Какой же вывод можно сделать из этой кадровой чехарды? Почему одни ведомства пережили уже три "смены поколений", а другими руководят назначенные еще на Майдане политики? Связано ли это с эффективностью самих ведомств?

Ответ будет лежать не в плоскости эффективности, а чистой политики. Ведь можно заметить следующую особенность перестановок: кадровая карусель закрутилась в тех ведомствах, которые были отнесены к компетенции Петра Порошенко, избранного президентом через полтора месяца после начала АТО.

Все это — следствия джентльменского соглашения, заключенного приблизительно год назад между

Порошенко, Яценюком и Турчиновым. Оно получило меньшую известность, чем ставшая достоянием СМИ встреча Порошенко и Кличко с Дмитрием Фирташем в Вене в марте 2014-го, но его последствия оказались куда более важными для страны, чем отказ Виталия Владимировича баллотироваться на пост главы государства. Яценюк и Турчинов отказали в поддержке Юлии Тимошенко, способной составить конкуренцию Порошенко. Взамен получили обещания кадровой неприкосновенности. Дальнейшие события показали, что гарантом в этих соглашениях выступала внешняя сила.

Петр Порошенко получил свободу действий в кадровых решениях в Мин­обороны и Генеральном штабе, Генпрокуратуре, погранслужбе, частично — в вопросах назначения губернаторов. Потому в июне-июле Президент и воспользовался своей кадровой квотой. Основным требованием к кандидатам на посты, и это уже ни для кого не секрет, была личная преданность главе государства. С Гелетеем и Яремой вышла осечка, подвели профессиональные качества и политическая воля. Николай Литвин, к работе которого была масса претензий, стал не нужен лишь накануне выборов в Верховную Раду, когда стало ясно, что возможностей его более известного брата не хватит даже на создание собственной депутатской группы. Муженко хоть и остается наиболее уязвимой кадровой позицией для критики, сумел убедить Президента, что более надежного человека в армии ему не найти. В итоге же Президент столкнулся с проблемой короткой скамейки запасных. Изначально не имевший собственной партии и разветвленной команды политик вынужден действовать едва ли не наугад. Свидетельство тому — непозволительно долгие промедления с назначением губернаторов.

Но и у группировки, позднее оформившейся в "Народный фронт", проблема, в общем-то, та же. "Незаменимость" Яценюка, Турчинова и Авакова объясняется тем фактом, что вся их политическая сила построена, по сути, лишь на союзе этих трех политиков. Сменщиков себе они не готовили по умолчанию.

Можно заметить, что в этой компании особняком стоит глава СБУ. Но на вопросы относительно его "жизнеспособности" ответы, возможно, следует искать уже за пределами Украины.

Источник фото: Shutterstock



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!