Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
"Проминвестбанк" — это украинская дочка российского государственного Внешэкономбанка. То есть, его фактическим владельцем является правительство Российской Федерации. Из-за этого скандальный банк находится под международными санкциями, в частности – Соединенных Штатов. И это нормально: во всем мире государственные банки страны, которая незаконно аннексирует часть территории соседней державы и нападает на нее, испытывают трудности.
Но только не в Украине. Здесь к ним совсем другое отношение: им всячески содействуют и спасают от банкротства с помощью огромных сумм рефинансирования. Ведь Валерия Гонтарева не в первый раз протягивает руку утопающему "Проминвестбанку". В декабре прошлого года финучреждение с российским капиталом уже получило рефинансирование от Нацбанка – также 200 млн грн.
Аналитики отметили, что Валерия Гонтарева испытывает особенный пиетет к банкам с российским капиталом. Одно из последних ее решений – в январе этого года НБУ дал разрешение российской банковской группе "Альфа банк" на приобретение у итальянской бизнес-группы "UniCreditGroup" 100% акций "Укрсоцбанка". Благодаря этому российский банк занял третье место среди работающих в Украине банков по размеру активов.
В результате такой политики банки с российским капиталом чувствуют себя на украинском рынке более чем вольготно. Как пишет финансовый аналитик Тантеле Ратовохери, на конец 2015 года четыре финучреждения из тринадцати крупнейших банков Украины – это банки со 100%-м российским капиталом. После заключения сделки о продаже Укрсоцбанка Альфабанку российские банки в 2016 году займут почти 2/5 банковского рынка страны.
По мнению аналитика, за последние годы наблюдается огромный рост активов таких банков. Причем активы наращивали в основном государственные российский банки – Сбербанк и Проминвестбанк. "Если общий объем активов банковской системы Украины упал на 4,3% в 2014-2015 годах, то активы Проминвестбанка и Сбербанка увеличились на 6,1% и 15% соответственно", — отмечает Ратовохери.
В целом в процентном отношении доля активов российских банков в 2014-2015 годах выросла почти вдвое с 10,8% до 19,31%. В то же время украинские банки (если не учитывать Приватбанк и государственные финучреждения) за это время потеряли половину своих активов.
В парламентском комитете по вопросам финансовой и фискальной политики уверены, что Гонтарева ведет осознанную политику поддержки российского капитала, зачищая под них рынок от средних и малых украинских банков, выставляя отечественным финучреждениям заведомо невыполнимые условия.
"В нынешних условиях из всех возможных вариантов для большинства малых и значительной части средних банков остается два пути: ликвидация или поглощение… Это дает возможность крупным игрокам забрать активы маленьких за бесценок. Специалисты в один голос говорят о коррупционных угрозах, когда поставленные на колени владельцы малых банков будут выполнять любые требования чиновников", — говорит глава комитета Сергей Рыбалка.
Выдача рефинансирования "Проминвестбанку" стало очередным подтверждением особого отношения Гонтаревой с банкам с российским капиталом. Эксперты и политики отреагировали на эту новость всеобщим возмущением. Во-первых, зачем спасать банк, у которого серьезные проблемы с ликвидностью, причем уже давно? И, самое главное, по какой причине помогать финучреждению, который прямо называют банком Путина? Как подчеркнул народный депутат Вадим Денисенко, эта тема не стала №1 в украинском информационном пространстве, хотя заслуживает не только всплеска активности журналистов, но и заинтересованности со стороны СБУ.
"Российский ВЭБ, любимое детище Путина, который еще две недели назад стоял на пороге введения временной администрации (обычно при Гонтаревой после такой процедуры банки закрывались), благополучно получил 200 млн на рефинансирование. Официальная версия – для поддержки банка. Реальная же лежит не в экономической плоскости. Видимо, принято политическое решение не дразнить Путина… Гонтарева пачками закрывает украинские банки, которые можно было спасти и дать им возможность работать. В то же время, она считает, что путинские банки, как и все российские – это священные коровы, которых не стоит трогать", — убежден депутат.
Экономический эксперт Алексей Комаха называет более прозаическую причину особенного отношения главы НБУ к банкам с российским капиталом. "Скорее всего, речь идет об элементарной коррупции. Так, например, бывшая компания Гонтаревой ICU очень тесно и выгодно торгует с российскими банками на рынке ОВГЗ, зарабатывая на этом огромные прибыли. Может этим и объясняется любовь главы НБУ к российским банкам и ее нежелание вводить санкции против ВТБ, Сбербанка и Проминвестбанка?", — задается вопросом эксперт.
Эксперты называют такой шаг руководства НБУ, мягко говоря, недальновидным. А то и циничным. По мнению Владимира Ланового, выдавать рефинансирование банкам с российским капиталом означает финансово усиливать страну-агрессора.
"О чем можно тут говорить: воевать со страной – и давать ей здесь работать, создавать ей финансовые возможности нашего ослабления. В то же время, это даст возможность вероятного, будто легального финансирования предвыборных кампаний на Востоке ставленников России", — считает Лановой.
Тот факт, что фактически благодаря таким "подаркам" от НБУ зарабатывает именно Россия, подтверждает и бывший заместитель главы Нацбанка Александр Савченко.
"Российские банки все входят в пул "белых" банков, которые допускаются в первую очередь и к рынку рефинансирования, и к валютному рынку и скупают доллары. Когда они покупают доллары, падает курс гривны, и на этом они зарабатывают. И перечисляют обычно в материнские структуры. По моим расчетам, это 100-150 млн. долл.", – заявил эксперт.
В свою очередь, известный журналист, автор резонансных расследований Александр Дубинский полагает, что, скорее всего, Проминвестбанк не вернет эти деньги, и 1 апреля будет признан неплатежеспособным.
"Деньги банку Путина даны, чтобы продолжаться до 1-й декады апреля. В такие сроки московские гости обещали Нацбанку завести в банк живые деньги. Обещали еще в феврале. Но никаких действий так и не предприняли. А Нацбанк оказался заложником ситуации. Если деньги не зайдут — то формально с 1 апреля НБУ должен будет Проминвест признать неплатежеспособным. И констатировать, что русским подарены 2.7 млрд грн. — это долг ПИБа перед НБУ", — пишет журналист.
При этом некоторые СМИ отмечают, что НБУ он оказался заложником ситуации, поскольку на депозитах в ПиБ находятся средства физлиц. Но, во-первых, такие же проблемы испытывали вкладчики других банков – украинских, на ликвидацию которых без лишних сомнений пошел Нацбанк. А, во-вторых, у Валерии Гонтаревой есть все законные механизмы, чтобы ограничить работу российских банков с физлицами. Просто она этого почему-то не делает, продолжая активно сотрудничать с этими банками и оказывать им помощь.
Руководство НБУ не может не понимать, какую услугу оказывает стране-агрессору. Но, видимо, есть мотивы более сильные, чем защита национальных интересов. Ликвидируя украинские банки, и, тем самым уничтожая украинскую финансовую систему, Гонтарева делает щедрые (и, очевидно, безвозвратные) вливания в экономику чужой страны. И не просто чужой, а страны-врага, которая ведет войну против Украины.
Новости партнеров
Новости