Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Во всех трех случаях речь шла о свалках со ртутьсодержащими лампами, которые делают все почвы в округе непригодными для сельхоз работ на полстолетия, а ртутные лампы на Коллекторной в Киеве специалисты назвали одной из самых опасных стихийных свалок, обнаруженных за последнее десятилетие. Лабораторные исследования, проведенные Госсанэпидемслужбой, показали превышение на этом месте концентрации ртути в воздухе и почве в два раза. Специалисты утверждают: Украину доконали пестицидные и ртутные карусели, когда предприятия-лицензиаты перебрасывают ядовитые вещества с площадки на площадку, из области в область.
Термин "опасные отходы", конечно же на слуху, но что вложено в это понятие, и как мы должны реагировать на нарушение законодательства в сфере обращения с ними? Законодательно, это определение подразумевает то, что такие отходы, имеют химические, физические и биологические опасные свойства и которые создают значительную опасность для окружающей природной среды, здоровья человека, а также требуют специальных методов для обращения с ними. Деятельность по обращению с опасными отходами – лицензирована.
Лицензии на обращение с отходами в Украине имеют около трехсот предприятий, вот только обеспечить их правильную утилизацию способны единицы. В Лицензионных условиях, утвержденных приказом Министерства экологии и природных ресурсов Украины от 04 ноября 2011 года № 433 "Об утверждении Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по осуществлению операций в сфере обращения с отходами" не определены конкретные требования к материально-технической базе таких предприятий. То есть теоретически получить лицензию на такой вид деятельности может кто угодно, было бы желание. Доказывать и показывать, кому бы то ни было, оборудование для утилизации отходов Закон не обязывает. Это один из примеров дерегуляции по-украински: бездумной вседозволенности, которая может привести к экологическим бедствиям и крайне негативным образом сказаться на состоянии здоровья населения.
В мае прошлого года несколько народных депутатов инициировали изменения в Закон Об отходах", которые позволяют проверять и контролировать субъектов хозяйствования еще на этапе выдачи лицензии на обращение с опасными отходами. Согласно их предложениям, разрешение может получить только то предприятие, которое может обеспечить соответствующие условия переработки и утилизации отходов – на сегодняшний день нормативно не установлены ни права, ни обязанности Минэкологии осуществлять проверку представленных данных, что фактически противоречит Закону Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности".
"Есть очень примерная статистика, но она действительно страшная. По данным общественных организаций, из всех предприятий, имеющих лицензии именно на утилизацию опасных отходов, не более 14% обладают необходимой материально-технической базой и оборудованием. То есть 86% лицензиатов фактической утилизации не осуществляют и вывозят опасные отходы на полигоны бытовых отходов или в ближайшие лесополосы", – рассказывает руководитель подкомитета Верховной Рады Украины по вопросам государственной политики в сфере обращения с отходами Сергей Тригубенко.
По словам народного депутата, который является соавтором и идеологом законопроекта №2950, такие фиктивные "лицензиаты" не заинтересованы в изменениях и делают все возможное, чтобы противодействовать введению на законодательном уровне новых условий лицензирования. "Почти год этот документ с изменениями к Закону "Об отходах" припадал пылью в Верховной Раде. И только на прошлой неделе его вынесли на рассмотрение в первом чтении – правда, голосование по нему так и не состоялось. На следующий же день началась кампания в СМИ по дискредитации авторов законопроекта. Интересно узнать, кто же эти инициаторы антиэкологической пропаганды" – ставит вопрос Тригубенко.
Действительно, нарушение законодательства является экономически выгодным для недобросовестных предпринимателей: себестоимость процесса утилизации опасных отходов колеблется в пределах 2000-3500 грн. за тонну, а захоронения на полигоне твердых бытовых отходов несопоставимо дешевле, а зачастую и вообще никем не контролируется. Пользуясь безнаказанностью, недобросовестные лицензиаты осуществляют захоронения опасных отходов 1-3 классов опасности (отработанные батареи свинцовых аккумуляторов, люминесцентные лампы, медицинские и фармацевтические отходы, отработанные нефтепродукты, моторные, индустриальные масла и их смеси, прочее) на полигонах, и просто там, где этим утилизаторам удобно: на окраинах лесных массивов, жилых кварталов по берегам рек.
"Никого почему-то не пугает, что кроме военных действий на востоке и экономического кризиса, Украина давно находится в кризисе экологическом. Я бы даже назвал это экологическим геноцидом", – рассуждает автор законопроекта.
Новости партнеров
Новости