Главная Новости Спорт Красивый фон для пресс-конференций
commentss НОВОСТИ Все новости

Красивый фон для пресс-конференций

Какие бы успехи ни демонстрировали украинские спортсмены, они не интересны ни власти, ни собственным гражданам 

24 сентября 2012, 00:10
Поделитесь публикацией:
Красивый фон для пресс-конференций

Вам знакомо имя Инны Осипенко-Радомской, или, может, вы слышали о Елене Костевич? Если ответ положительный, то вот вопрос на засыпку: смогли бы вы узнать их, встретив на улице? А между тем они обе завоевали по две медали на летних Олимпийских играх в Лондоне. Осипенко-Радомская — серебряные (в гребле на байдарках и каноэ), Костевич — бронзовые (в стрельбе). Тридцать шесть стран, чьи спортсмены вернулись домой с наградами, получили на Олимпиаде меньше медалей, чем принесли Украине эти две чемпионки. Но у нас нет традиции знать своих спортивных героев. 

Парник для чемпиона

Кабинка, сбитая из деревянных брусьев, размером и формой напоминает будку сельского туалета, только стены у нее из плотного полиэтилена. С одной стороны вырезана широкая полоса. Конструкция сделана своими руками, а потому дверь прилегает не очень плотно. Пока не объяснят, не поймешь, что делает кабинка в помещении тира, где тренируются спортсмены. Эта убогая конструкция — символ того, что спортивные достижения украинцев появляются во многом не благодаря сложившимся условиям, а вопреки им. Зимой в кабинку ставят калорифер, и это позволяет спортсмену тренироваться в неотапливаемом помещении.

— В этом парнике Елена Костевич выросла в олимпийскую чемпионку, — говорит Елена Давыдова, тренер черниговской областной ДЮСШ "Колос". Черниговчанка Костевич продолжала стрелять из парника и после того, как в 2004 году на играх в Афинах получила золото в стрельбе из пневматического пистолета на дистанции десять метров. Учитывая, что кабинку до сих пор не убрали, нынешней зимой она вполне может использоваться по назначению. Холод в тире — одна из причин, почему из спорта уходят новички.

— Пока осень, набор идет нормально. Когда зимой приходят родители в тир и видят, что температура очень низкая, ну какой нормальный родитель оставит здесь своего ребенка? — задает риторический вопрос директор областной ДЮСШ "Колос" Юрий Кирийчук. Получается, будущее этого вида спорта в руках "ненормальных" родителей.

Другая причина уходить из секции стрельбы тоже связана с материальным обеспечением. Нужно обладать определенным упорством и терпением, чтобы ходить на стрельбу, практически не стреляя. Елена Давыдова подсчитывает, сколько стоит нажать на спусковой крючок. Цена хороших пуль — 100–150 грн. за 500 шт., а малокалиберные патроны, используемые на соревнованиях, стоят от 10 до 15 евро за 50 шт. (на соревнования необходимо от четырех до шести таких пачек). 

Поэтому ребенку, записавшемуся на стрельбу, сначала позволяют сделать не более пяти выстрелов — проверяют его координацию, глазомер. Затем наступает период, когда он приходит в тир, тренируется, но не стреляет. Если ребенок не бросит спорт, в дальнейшем ему дадут возможность делать по 20–30 выстрелов за тренировку. Только с того дня, как он пришел в секцию, и до этого счастливого момента может пройти полгода. Мы общаемся с Давыдовой в тире, и как выглядит на практике тренировка без стрельбы, можно увидеть здесь же.

Парень в спортивной форме, наушниках и специальных очках со шторкой для глаза (чтобы не приходилось зажмуриваться) стоит с пневматическим пистолетом на вытянутой руке и не отводит взгляда от мишени в десяти метрах от него. Немного постоит, отдохнет на стуле, затем снова превратится в мраморное изваяние. Быть неподвижным непросто, особенно с пистолетом в 1,2 кг в руках, но ему удается. "Спокойствие, только спокойствие", — говорил в таком случае Карлсон. Я отвлекаю парня от тренировки, оказывается, это серебряный призер чемпионата мира по стрельбе Юрий Попружный. Случается, его узнают на улицах, но исключительно в родном Чернигове. Попружный тренируется по пять часов семь дней в неделю.

— На соревнованиях можно похудеть на два килограмма за пару часов, — говорит он про психологические нагрузки, с которыми сталкиваются стрелки.

На соревнованиях спокойствие спортсмена только внешнее — пульс может составлять 150–170 ударов в минуту, и в этом состоянии его движения должны быть ювелирно отточенными. Получается, заниматься стрельбой не так просто, как это кажется со стороны. "Яблочко" на мишени для стрельбы из пистолета по размерам меньше глаза белки. 

Бандиты известнее спортсменов

— Сегодня вам скорее назовут с десяток криминальных авторитетов, чем олимпийских чемпионов, — Олег Волков, президент Федерации стрельбы Украины, рассуждает о том, что украинские призеры Олимпийских игр неизвестны в своей стране. — Футбол у нас настолько уж популярен, а результативности нет. А на Олимпийских играх выигрывают спортсмены в тех видах спорта, которые, к сожалению, у нас непопулярны.

Что сделать для того, чтобы украинцы узнавали своих спортивных звезд? Волков вспоминает: когда Елена Костевич впервые стала олимпийской чемпионкой, приток детей, решивших записаться на стрельбу, резко возрос. Но хотя хороший спортивный результат — толчок к популяризации как вида спорта, так и самого спортсмена, он все же не способен преломить ситуацию. Например, Волков считает, что если бы количество тиров в Украине увеличилось, то возросло бы и число любителей стрельбы. А так, сетует он, в стране даже нет ни одного тира, который отвечал бы международным стандартам.

Со спортивным тележурналистом Дмитрием Евчиным мы говорим о том, что национальные общедоступные телеканалы интересуются в основном футболом и боксом, максимум — выступлениями национальных команд. Кроме того, журналисты зачастую заинтересованы в том, чтобы показать чемпионов с точки зрения их не спортивной, а личной жизни. Однако спортсмены хотят говорить только о спорте, в подробностях, малоинтересных широкому зрителю.

— В Европе спортсмены рассказывают о себе, о своей семье, о том, что они едят на завтрак. А у нас можно нарваться на ответ "Я это не комментирую". Даже если был вопрос: где спортсмен планирует отдыхать, — рассказывает Евчин.

У киевского тренера по гребле на байдарках и каноэ Владислава Топихи свое представление о том, как успешных спортсменов превратить в узнаваемых. Начинать нужно с основ: популяризировать здоровый образ жизни.

— Не надо отдельно рекламировать греблю или другой вид спорта. Сначала надо рекламировать здоровый образ жизни, — утверждает Топиха. 

Никому не известная победа

Еще один непростой вопрос. На каком крупном спортивном соревновании в последние два месяца Украина заняла третье место? (На летних Олимпийских играх — 14-е, на летних Параолимпийских — четвертое.) Ответ: на Всемирной шахматной олимпиаде, которая проходила с 27 августа по 10 сентября в Стамбуле. Участвовали шахматисты из 157 стран. Бронзовый кубок оказался и у мужской, и у женской сборных Украины.

— Ни в одном другом виде спорта Украина на протяжении двадцати(!) лет не входит в тройку сильнейших держав мира, и это притом что шахматы культивируют более 180 стран, — говорит заслуженный тренер Украины Владимир Грабинский. — При Советском Союзе шахматы были одним из любимых видов спорта, так как не требовали больших финансовых затрат и объединяли в себе спорт, науку и искусство. Сейчас все эти три направления в Украине как нищие родственники. Но оказалось, физические кондиции и традиции можно растерять значительно быстрее, чем умственный потенциал!

Тем не менее Украина делает все, чтобы этот потенциал иссяк. Да, шахматы популярны среди интернет-пользователей, и онлайн-трансляции интересных партий посещаемы. Однако шахматных соревнований высокого уровня в Украине практически не проводится, а потому сильные шахматисты пытаются зарабатывать гонорары за рубежом. Грабинский приводит пример мировой шахматной звезды гроссмейстера Василия Иванчука, который за 21 год независимости сыграл в Украине менее десяти турниров из более чем 300, проведенных им за это время.

На играх в Лондоне украинцы взяли 20 медалей, четверть из которых — заслуга боксеров. Но у этих спортсменов гораздо больше шансов прославиться в своей стране, чем, к примеру, у гребцов, результат которых на единицу ниже. Гребля на байдарках и каноэ принесла Украине золотую и две серебряных медали, плюс золото завоевала парная четверка украинок в академической гребле.

— На этой лодке тренируется Юля Вакуленко, она чемпионкой только Украины становилась не менее 25 раз. В этой лодке за 3,5 тыс. евро тренируется мастер спорта международного класса Людмила Галушко, прошлогодняя бронзовая призерка чемпионата Европы в одиночке. Они после рождения детей вернулись в спорт и продолжают успешно заниматься, — рассказывает о своих воспитанниках Владислав Топиха. Вместе с супругой Любовью Топихой, также тренером по гребле на байдарках и каноэ, он тренирует будущих победителей. В этом году трое их воспитанников получили звание мастеров спорта, восемь стали перворазрядниками.

Помещение на берегу Днепра, в котором мы находимся, напоминает нечто среднее между гаражом и сараем, треть пространства занимают уложенные на опоры байдарки-одиночки. Когда гребцы выезжают на соревнования, перевозка байдарок съедает больше половины бюджета, в который заложены траты на переезд, питание и проживание спортсменов. Кроме плавсредств здесь пара тренажеров, развешанные на стене спасательные жилеты и инструменты. Когда я пришел, Топиха зашкуривал байдарку: кто-то из учеников повредил ей нос, пришлось чинить. Пока мы общались, тренер успел заклеить весло с поврежденной лопастью. В штате не предусмотрен столяр, но Топиха не жалуется. Признается: их положение и так лучше положения многих коллег из других спортивных школ.

Мальчик лет одиннадцати в байдарке никак не может отойти от берега, и мне становится понятно, как происходят поломки. Другой воспитанник, приблизительно такого же возраста, уже устанавливает свою байдарку сушиться на специальные опоры. С судном, которое раза в полтора длиннее его самого и весит около 12 кг, он управляется довольно проворно.

Гребля — это солнце, воздух и вода, плюс низкий уровень травматизма. Те, кто занимается греблей всерьез, тренируются шесть дней в неделю, дважды в день, каждое занятие занимает не менее двух часов. Если из-за погодных условий нет возможности выйти на байдарке, занимаются на тренажерах, бегают кроссы. Новичков набирают не старше двенадцати лет. Любовь Топиха сетует, что все меньше школьников хотят заниматься спортом и приходится уговаривать родителей отдать детей на греблю. Ее супруг переходит к языку цифр: в 90-м в Киеве учили детей гребле на байдарке 75 тренеров, сейчас их осталось около двадцати. Но самая большая проблема, по мнению супругов, в отсутствии молодых кадров. Не потому, что не обучаются, а потому что никто не хочет начинать свою тренерскую карьеру с мизерной зарплаты. Потому и тренеры по гребле в большинстве своем пенсионного возраста.

И последнее. В бюджете 2012-го, впервые за все годы независимости, не было заложено ни копейки(!) на параолимпийцев. И это в год Олимпиады! В марте, после трехмесячных мытарств, о спортсменах вспомнили и бросили какие-то крохи. Заняв четвертое общекомандное место, наши спортсмены стали красивым фоном для того, чтобы провести пресс-конференцию. Как еще можно попиариться на спортсменах, политики пока не придумали. Тем более что никакого разбора полетов после Олимпиады не было. Были судьи, которые нас засудили. Были неудачи и удачи. О черниговском тире, где нет отопления, никто даже не думает вспоминать.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Рустем Халилов
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!