Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
С введением УЕФА финансового "фэйр-плей" клубы должны начать самостоятельно зарабатывать деньги. Это проблема для футбола постсоветского пространства. В Украине, как и в других странах СНГ, у большинства ФК нет бизнес-моделей. Команды попросту существуют за счет владельцев. По новым правилам УЕФА, такие коллективы останутся вне большой игры.
"Комментарии" разобрались в том, что в этой ситуации ждет украинские клубы, как им начать зарабатывать деньги в условиях денежного контроля. Начнем с того, что финансовый фэйр-плей коснется исключительно тех клубов, которые будут участвовать в еврокубках. У команд не должно быть задолженностей по трансферам и зарплатам. Также они должны показать свою безубыточность. Главные источники дохода при этом: медиа права, спонсорские поступления, продажа билетов и match day (сувениры, еда, напитки, шоу в день матча).
По критерию безубыточности клубов, первые санкции УЕФА стоит ожидать в сезоне 2014/15. Но, отметим, от клубов не будут сразу требовать прибыль. Будет важна позитивная динамика в финансах. Например, если клуб найдет новых спонсоров или расходная часть бюджета начнет сокращаться, то УЕФА может допустить команду к участию в еврокубках.
Основной частью заработка европейских лиг и клубов сейчас является продажа медиа прав. Например, английская Премьер-лига в сезоне 2010/11 заработала более 2 млрд. долларов, из которых 52% — доход от продажи медиа прав, 24% — спонсорские поступления, 24 % — match day. Значит, при финансовом "фэйр-плей" основной задачей для украинской Премьер-лиги должно стать создание единого ТВ-пула. Права на показ чемпионата в такой ситуации будут принадлежать одному транслятору. Премьер-лига сможет продавать права одним пакетом и привлекать спонсоров. Это должно быть выгодно и клубам, которые хотят зарабатывать, и Премьер-лиге, которая должна продавать трансляции на выгодных условиях для себя и клубов.
"Комментарии" узнали, что все медиа права на чемпионат Украины изначально принадлежали ФФУ. Федерация передала права клубам на 8 лет. Затем уже сами команды продают "картинку" телеканалам (сейчас 2+2,ТК Футбол).
Заслуженный журналист Украины, ведущий программы ПроФутбол на ТК 2+2 Игорь Цыганык рассказал "Комментариям" , что предложения телеканалов устраивают клубы, а Премьер-лига даже не может найти спонсоров. "Единый ТВ-пул возможен в будущем, если спонсоры Премьер-лиги готовы заплатить за него. Премьер-лига — это организация, которая не нужна Украине. Они не смогли найти спонсоров и не выполняют своих функций", — сказал Цыганык. Журналист сообщил, что телеканалы анализируют все рейтинги трансляций, выбирают матчи, сами ищут спонсоров и делают клубам хорошие предложения.
"Никто не захочет работать в убыток. Матчи ведущих клубов имеют хороший рейтинг. Телеканалы и спонсоры решают, что они готовы платить клубам определенную сумму. Они приходят к руководству команд, а те, в свою очередь, могут узнать предложение Премьер-лиги, если такое есть, и выбрать более выгодное. Варианты частных каналов для клубов выгоднее", — отметил Цыганык.
Президент "Динамо" Игорь Суркис сказал "Комментариям", что он смотрит на создание единого ТВ-пула только с коммерческой точки зрения. "Необходимо прийти к консенсусу в этом вопросе. Премьер-лига обязана собрать руководителей клубов и стать инициатором переговоров. В нашем случае Премьер-лига тормозит процесс. Такое впечатление, что и президента Премьер-лиги не существует. Каждый вынужден идти своей дорогой и думать о том, как зарабатывать деньги", — сказал Суркис.
В ответ в Премьер-лиге озвучили "Комментариям" свою позицию: "Мы — за единый ТВ-пул". Несмотря на взаимное желание клубов и Премьер-лиги стоит отметить, что руководству Лиги будет трудно договориться с клубами о том, чтобы ФК передали медиа права. Сложно поверить, что Игорь Суркис, Игорь Коломойский или Ринат Ахметов придут к Виталию Данилову (президенту Премьер-лиги), отдадут ему медиа права и позволят УПЛ попробовать заработать на ТВ больше.
Как стало известно "Комментариям", благодаря созданию единого ТВ-пула и продаже медиа прав Премьер-лига и клубы могли бы заработать порядка 35 млн. долларов в год. Но даже такие деньги не позволят клубам стать безубыточными. Стоит задуматься и о других возможностях заработка. В частности, украинские команды должны приводить крупных спонсоров "со стороны", а не только рекламировать холдинг своего хозяина. Для клубов постсоветского пространства хорошим примером в этом плане может стать московский ЦСКА. Президент "армейцев" Евгений Гинер смог улучшить финансовое положение команды, заинтересовав таких крупных спонсоров, как "Сибнефть", "Аэрофлот", "ВТБ".
Нужно начать зарабатывать на болельщиках. Match day — весомая составляющая бюджетов европейских клубов. Бизнес команды строят вокруг хорошего стадиона, на который захочет прийти болельщик. Здесь уже есть неплохой пример — "Шахтер", у которого лучший стадион в Украине. За счет такой арены у "горняков" отличная посещаемость (в среднем 35 тысяч за сезон), что дает возможность зарабатывать на продаже билетов, а также сувенирах, еде, напитках. Правда, чтобы заставить зрителя прийти на стадион и потратить деньги, необходимо, чтобы и уровень футбола был хорошим.
В любом случае, финансовый "фэйр-плей" хотя бы заставит украинцев считать деньги. Из "Динамо" и других клубов исчезнут футболисты, которые играют за дубль и имеют миллионные контракты. Это в свою очередь заставит команды делать упор на воспитание и развитие своих исполнителей. При этом ФК будут заинтересованы в обучении тренеров для того, чтобы из юного таланта на выходе появлялся футболист основного состава, которого в будущем можно будет продать в европейский клуб. Соответственно, заработать на этом деньги и стать ближе к безубыточности.
Новости партнеров
Новости