Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Так, вечером 10 апреля 2013 года в Интернет-пространстве была массово распространена информация о якобы "поставках Украиной в нарушение эмбарго ООН оружия в Ливию". И хотя при этом СМИ ссылались на почтенное издание The Washington Post, думаю, что его журналисты были удивлены тем, что стали заложниками чьих-то трактовок информации, о которой шла речь в статье под названием "UN panel: Libyan weapons are spreading at an alarming rate to new areas and fueling conflicts" (" Комиссия ООН: ливийское оружие угрожающими темпами распространяется на новых территориях и разжигает (новые) конфликты"). The Washington Post, которая опубликовала сокращенный вариант статьи известной журналистки уважаемого в мире информационного агентства Associated Press Эдит Ледерер (EDITH M. LEDERER), стала невольным информационным источником для начала антиукраинской информационной компании.
После обнародования российским информационным агентством "Интерфакс" и сетью его партнеров сообщений о том, что "Украина незаконно поставляла оружие в Ливию" уже никого в русскоязычном сегменте Интернета не интересовало, что журналистка, посвятившая 45 лет своей профессиональной деятельности освещению проблем вооруженных конфликтов, хотела сказать мировому сообществу в своей статье с красноречивым названием "Комиссия ООН: Ливийская оружие распространяется с угрожающей скоростью" (UN PANEL: LIBYAN WEAPONS SPREAD AT ALARMING RATE "). А касалась статья большой проблемы неконтролируемого распространения оружия, которое осталась неучтенным после кровопролитной гражданской войны в Ливии и того, что это оружие может продолжить вести свою кровавую жатву в истощенном гражданскими конфликтами регионе.
Однако российские коллеги Эдит Ледерер с "Интерфакс" сосредоточились не на том, что "комиссия ООН, расследовавшая случаи распространения оружия ливийского происхождения, нашла свидетельства поставки в Ливию оружия и боеприпасов из Катара и Арабских Эмиратов с целью поддержки повстанцев, которые боролись с режимом Каддафи, и считает, что обе страны (Катар и ОАЭ) нарушили эмбарго на поставки оружия". Журналистов "Интерфакс" больше интересовал тот факт, что "в отчете комиссии также был упомянут случай передачи в Ливию боеприпасов, который мог касаться Арабских Эмиратов, Армении, Албании, Украины". Всячески усиливая эффект красноречивыми заголовками типа "Украина и Армения незаконно поставляли оружие в Ливию — газета" они начали информационную атаку на Украину. После этого никому уже не было дела до того, что комиссия выявила также случай передачи ливийской оппозиции беспилотного летательного аппарата одной из канадских компаний.
Чего стоят сообщения российских СМИ о "незаконно поставляемом повстанцам украинском оружии", может свидетельствовать пример, который касается обнародования в сентябре 2012 года информации о появлении боеприпасов украинского происхождения на базе повстанцев в Сирии.
Так, 9 октября 2012 года русская служба ВВС опубликовала сообщение "Сирия: у боевиков украинское оружие от Саудовской Аравии". При этом главный акцент был сделан именно на украинском происхождении оружия, поставляемого в Сирию в обход санкций, введенных ООН против этой страны. В дальнейшем это сообщение ВВС было широко распространено русскоязычными электронными СМИ.
Указанное сообщение в целом повторяло информацию, которую информационное агентство ВВС лишь часом ранее в 20:06 (GMT) 8 октября 2012 года обнародовало на своем Интернет-ресурсе в сообщении под заголовком "Саудовскую оружие обнаружили на базе сирийских повстанцев" ("´Saudi weapons ´seen at Syria rebel base"). При этом основным тезисом статьи было утверждение, что Королевство Саудовская Аравия продолжает осуществлять поставки вооружения в Сирию, где продолжаются вооруженные столкновения между правительственными войсками и вооруженными формированиями оппозиции. Именно саудовское происхождения груза создало главный информационный повод для корреспондентов ВВС. Информация об украинском производителе находилась в конце новости.
В то же время, русскоязычные СМИ повторяя информацию ВВС использовали такие заголовки сообщений: "Украинское оружие оказалось в распоряжении сирийских повстанцев", "СМИ: В Сирии повстанцы используют украинское оружие из Луганска", "У сирийских боевиков нашли украинское оружие".
Наиболее интересным является тот факт, что первоначальное сообщение, которое было опубликовано на сайте русской службы ВВС под названием "Сирия: в боевиков украинское оружие от Саудовской Аравии", в дальнейшем было удалено. Скорее всего, как такое, что не соответствовало требованиям редакционной политики, в частности в контексте обнародования информации, которая не соответствует действительности.
Кем и по чьей команде размещаются подобные сообщения, а также как организуется их быстрое распространение остаётся лишь догадываться и учитывать тем, у кого среди задач и функций стоит "обеспечение национальной безопасности", в частности в информационной сфере.
Одного не понимают российские журналисты из "Интерфакс", что распространяя искаженную информацию об Украине, они наносят вред партнерским отношениям двух братских соседних народов, собственному имиджу и имиджу своей великой страны, которая не должна размениваться на сплетни и дрязги, а просто обязана способствовать тому, чтобы этот Мир был более безопасным.
В отличие от РФ в Украине создана надежная система экспортного контроля, которая ставит крепкий заслон желающим осуществить нелегальные поставки оружия. После "кольчужного скандала", который также был подобной "уткой", Украина сделала соответствующие выводы. Как говорится — не было бы счастья, да несчастье помогло!
При создании системы экспортного контроля в Украине учитывался положительный опыт работы Координационного комитета по экспортному контролю (англ. — Coordinating Committee for Multilateral Export Controls, CoCom, штаб-квартира которого располагалась в Париже). В результате была создана жесткая система контроля над экспортом вооружений, включающая в себя множество сдерживающих механизмов.
Но даже отвечая всем действующим требованиям, любая система экспортного контроля не гарантирует 100% недопущения попадания вооружений, например, во взрывоопасные регионы в руки признанных мировой общественностью тоталитарных режимов, в страны, объявленные "изгоями" или прямо в руки "черных торговцев" оружием – особенно на фоне процессов быстрой смены правительств и беспрецедентных гражданских конфликтов, что мы можем наблюдать в последнее время в регионе Среднего Востока и Северной Африки.
И это знают и понимают в ООН. Ведь причиной подобных случаев может быть множество факторов, но Украина тут не причем. Например, действующее украинское законодательство обязывает поставлять вооружение только при наличии сертификата конечного пользователя. Так, если страна поставила вооружение в одну из африканских стран, служба экспортного контроля должна потребовать у покупателей сертификат конечного пользователя, где будет указана именно эта страна в качестве конечного потребителя. И только после этого происходит передача вооружений. Украина, да и любая другая страна, не может нести ответственности за те страны, которые по тем или иным причинам могут оказаться недобросовестными исполнителями заключенных договоренностей.
Украина как государство, которое всячески придерживается всех режимов передач вооружений и военной техники, голосовала в ООН за принятие "Договора о регулировании торговли обычными видами вооружений". Как ни странно, за этот Договор, запрещающий поставки обычных видов вооружений, если такие сделки нарушают введенные ООН эмбарго на поставки вооружений, или если они способствуют геноциду, преступлениям против человечества или военным преступлениям, представитель России не голосовал. РФ вместе с Китаем, Египтом и Индией, оказались в числе 23 стран, которые воздержались при голосовании за этот документ. Против Договора о торговле оружием выступили только Иран, КНДР и Сирия.
В этой ситуации радует то, как отреагировали украинские чиновники и большинство украинских СМИ из числа тех, которые не существуют на средства Газпрома, на обнародование очередной сенсации об Украине, как нарушителя международных режимов передач оружия. В частности это касается вовремя предоставленных комментариев, и.о. директора департамента информационной политики МИД Евгения Перебыйниса и управления информационной политики ГК "Укрспецэкспорт". Представитель украинского государственного спецэкспортера однозначно заявил: "Не может быть и речи о нарушении Украиной санкций ООН, введенных против Ливии в 2011 году. Распространение подобной информации считаем шагом, нацеленным на ослабление позиций Украины как одного из мировых экспортеров вооружений и продукции специального назначения ".
Эксперты информационно-консалтинговой компании "Defense Express" отмечают, что большинство украинских центральных информационных ресурсов предоставили взвешенные комментарии, не способствуя при этом распространению откровенно враждебного по отношению к нашей стране сообщения в Украине. Можно констатировать, что подавляющее большинство украинских журналистов пришли к осознанию того факта, что они живут в эпоху информационных войн и не должны быть слепыми марионетками в руках информационных агрессоров.
Интересным для наблюдателей здесь является и то, что за всю историю информационных атак в дальнейшем Украине не было предъявлено ни одного официального обвинения в нарушении международных режимов передач товаров военного назначения и двойного использования. А вина Украины лишь только в том, что она все же является одним из мощных игроков на мировом рынке вооружений и составляет многим достойную конкуренцию.
Новости партнеров
Новости