Главная Новости Мир Украину втягивают в войну на Ближнем Востоке
commentss НОВОСТИ Все новости

Украину втягивают в войну на Ближнем Востоке

Если Киев ввяжется в КОНФЛИКТ в Сирии на стороне Москвы, зависимость украинских газовых компаний от российского импорта затянется на долгие годы

15 апреля 2013, 00:02
Поделитесь публикацией:
Украину втягивают в войну на Ближнем Востоке

Правительство Сирии утвердило контракт на закупку у Украины десяти гражданских самолетов Ан, о чем в марте сообщило Сирийское арабское информагентство (SANA). Как заявил министр транспорта Сирии Махмуд Саид, первый самолет планируется получить уже в сентябре нынешнего года, остальные — в 2014–2016 годах. Украинская сторона пока не подтвердила поставки, но именно от этого согласия, а также от сроков реализации контракта будет зависеть дальнейшая позиция Киева на Ближнем Востоке, которая до последнего времени была более­менее стабильной. Украинской власти, по крайней мере, удавалось не вовлекать страну в действия, направленные против правительств Ливии и Египта, сформированных после "бархатных революций". Однако продажа техники, даже гражданской, режиму Башара Асада, против которого сейчас действуют торговые санкции ЕС, чревата серьезными экономическими последствиями.

Попытки втянуть Украину в подобного рода конфликты в большинстве случаев инспирировались РФ, власти которой с 2009 года, судя по всему, считают возможным определять как внутреннюю, так и внешнюю политику Киева. Самым ярким примером является арест нескольких десятков украинских гражданских инженеров и техников, завербованных российской компанией "Дакар" в Ливии непосредственно в ходе боевых действий оппозиции по свержению диктатора Муаммара Каддафи. В результате чего отношения Украины с новыми властями Ливии оказались откровенно подпорченными.

Ситуация с Сирией намного сложнее. Потенциальный покупатель самолетов Ан, государственная компания Syrian Arab Airlines (SАА), уже в течение полутора лет является объектом международных санкций. Принятый в октябре 2011 года Комиссией ЕС 18­й пакет санкций против Сирии среди прочего запрещает любое содействие поставкам оружия, к которым традиционно относится участие в доставке на территорию страны­покупателя специалистов для ремонта или обслуживания военной или специальной техники. Из­-за этого, в частности, Евросоюз запретил полеты и посадку в странах ЕС самолетов SAA, а активы компании в Европе было решено заморозить. Ведь SAA осуществляет рейсы исключительно в четыре аэропорта мира — в соседний с Сирией Бейрут, в Ереван, Москву и Тегеран. Причем, по данным специализированной прессы, большая часть сирийского пассажирского трафика в РФ осуществляется в целях ротации контингента российских военных и гражданских специалистов, обслуживающих и ремонтирующих в этой стране ранее поставленную технику и оборудование.

Киев еще не принял решение о поставке самолетов, и последствия такого шага просчитать довольно трудно. Но первые косвенные свидетельства того, какую реакцию это вызовет в арабском мире, уже появились. Например, с середины марта по начало апреля, после того как стало известно о контракте, в Египте были задержаны три торговых судна с украинскими экипажами. Вполне возможно, что это простое совпадение. Однако следует учитывать, что Каир к началу 2013 года стал главным оплотом сирийской оппозиции, борющейся с диктатором Башаром Асадом. Да и экономические соображения Египта по поводу борьбы с диктатурой Дамаска вполне очевидны. Они обусловлены важной ролью Сирии в вопросе конкуренции Египта и Израиля в поставках газа в Восточную Европу.

Обострение противоречий, вспыхнувших между арабскими странами и Израилем на рынке торговли природным газом, относится ко времени египетской "бархатной революции" 2010 года. Тогда по инициативе Египта состоялась денонсация $2,5­ миллиардного контракта на поставку Израилю по 1,7 млрд. м3 газа в год.

Контракт был заключен на период 2005–2015 годов между государственной египетской компанией EGAS и израильским консорциумом East Mediterranean Gas (EMG) местного газотрейдера Йоси Маймана. Контракт обеспечивал 40% всего потребления газа в Израиле, газ поставлялся по одной из веток газопровода AGP (Arab Gas Pilpelines). Этот газопровод из Египта в Иорданию, Сирию и Турцию был проложен под уже заключенные контракты на экспорт газа в Турцию и Румынию, но из­за начавшейся в Сирии гражданской войны так и не заработал на полную мощность. Более того, блокирование прокачки газа в Турцию привело к острому профициту экспортного газа в Египте, что заставило трейдеров продавать Израилю газ по ценам ниже среднего регионального рыночного уровня. По этому поводу разгорелся скандал, и израильские компании в 2012 году подали в Парижский и Нью­Йоркский арбитражные суды иски к Египту на сумму соответственно $2 млрд. и $8 млрд.

Газовые противоречия между Египтом и Израилем дали старт энергетической конкуренции в восточной части Средиземного моря. В результате Израиль провел тендер по разведке трех морских месторождений газа на границе с Ливаном и начал заявлять о формировании "энергетического треугольника" Израиль — Кипр — Греция. Результатом этой комбинации должно стать совместное освоение месторождений на нелимитированном шельфе при условии изоляции от процесса газовых компаний Турции, Египта, Ливана и Сирии. А в начале 2013 года "Газпром", не желающий потерять рынки Турции и Юго­Восточной Европы, заключил договор с компаниями Израиля. В Москве считают, что, если война в Сирии затянется, именно под эгидой Израиля в регионе может начаться весьма дорогостоящая разработка спорных участков шельфа Средиземного моря. Произойти это должно в 2017–2018 годах, то есть, по расчетам Кремля, раньше, чем режим Асада рухнет и ЕС сможет возобновить поставки недорогого египетского газа в Турцию, Грецию и Восточную Европу по газопроводу AGP.

Украина вслед за Румынией и Болгарией в 2007–2009 годах пыталась принять участие в строительстве AGP. Для участия в его заполнении Киев в тот период даже сумел приобрести одно из месторождений в Египте, Alam El Shavish­East, которое, правда, оказалось не газовым, а нефтяным. Но затем Киев прекратил попытки нарастить портфель месторождений в Египте и потерял интерес к AGP. Официально такая позиция объяснялась поисками "третьего пути" — энергетической независимостью и от ЕС, и от РФ. Но на поверку все чаще это представляется откровенно промосковским путем. И в этот контекст вписывается вовлечение Украины в схемы снабжения Сирии — ведь пусть пока даже очень осторожная, в форме поставки сугубо гражданских самолетов, эта поддержка диктаторского режима не принесет Киеву ничего, кроме неприятностей. Не будет в итоге ни израильского газа, ни египетского, не дождется Украина и поощрения Кремля. Ведь для него подобное поведение вассалов — дело привычное и вознаграждению не подлежит.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Андрей Старостин
comments

Новости партнеров


Новости

Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!