Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
- Можно ли считать последние события в Египте "откатом", завершением "арабской весны" в этой стране?
- Я не хотел бы прибегать к таким философским понятиям как "откаты". "Арабская весна" — это серия мирных революций, повлекших за собой изменения государственного устройства. В результате этих изменений в Египте демократическим путем к власти пришли "братья-мусульмане". Они увидели в этом исторический шанс получить всю полноту власти. Но против них выступила другая часть общества, которая не хотела превращения Египта в религиозное государство. К тому же против власти выступила армия, которая увидела в ней угрозу их интересам. Далее последовал государственный переворот, в результате которого "братья-мусульмане" потеряли власть. Поскольку объективно прогресса не существует, я не могу назвать в глобальном плане это ни прогрессом, ни регрессом. По моему мнению, события в Египте пошли по наихудшему пути из всех возможных.
- Под словом "откат" я имел в виду то, что в Египте до мирной революции уже длительное время правили военные…
- Очевидно, что это не будет способствовать развитию страны. Я считаю, что военные в Египте смогут удержать власть под своим контролем. Им некуда отступать. Правда, покамест неясно как поведет себя эта армия. Тем более, в СМИ появляется информация о том, что некоторые армейские чины якобы начинают выступать в поддержку "братьев-мусульман". Однако не исключено, что это часть информационной войны.
Если оценивать ситуацию в регионе то, очевидно, что "демократический эксперимент" при участии "братьев-мусульман" и других исламистских движений, а также попытка вывести свои страны на дорогу демократии, закончилась неудачей.
Очевидно, не последнюю роль здесь сыграли страхи среди населения, которые, стоит признаться, имели под собой основания. Как известно, демократия заключается в следующей формуле: один человек – один голос. В Египте же формула была несколько усложнена: один человек – один голос – один раз. Иными словами, выборы происходят один раз – и все: "братья-мусульмане" берут всю власть под свой контроль и больше никакие волеизъявления не нужны. Эти страхи собственно и привел к перевороту и поддержке со стороны значительной части общества. "Братьев-мусульман" не считают демократической силой. Им не верят и считают, что они авторитарные.
- Но проблема заключается в том, что военные априори не могут быть демократами.
- Абсолютно точно. Все разговоры о том, что военные, дескать, спасают демократию – это глупости. Они могут спасать только свои интересы. Уже скоро о демократии в Египте можно надолго забыть.
- Появилась информация о том, что скоро из тюрьмы могут выпустить Хосни Мубарака. Как вы относитесь к возможной реставрации?
- Никакой реставрации не будет. У Мубарака и его окружения появилось желание переформатировать авторитарный военный режим в олигархический режим и создать "семью", как это происходит у нас. Но в Египте это сделать не получилось, и военные быстро отреагировали, сбросив Мубарака. Хватило того, что они его попросту активно не поддержали во время революции. Сегодня же Мубарак никому неинтересен, есть другие герои и антигерои.
- По Вашему мнению, может ли военный переворот и смена власти в Египте как-то повлиять на международную реакцию на события в Сирии?
- Буквально за несколько дней до военного переворота случилась интересный момент. Президент Египта Мурси разорвал дипломатические отношения с Сирией, и поддержал повстанцев. И это якобы вызвало крайне негативную реакцию со стороны военных. После прихода военных к власти, они отменили все последние указы президента.
Однако стоит учитывать, что военный переворот в Египте поддерживают страны Персидского залива. В частности, речь идет о Саудовской Аравии, которая, как известно, также является одним из спонсоров сирийской революции. Таким образом, прямой зависимости между египетскими и сирийскими событиями не будет. К тому же, у египтян хватит своих внутренних проблем еще на десять лет вперед.
Новости партнеров
Новости