Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
16 сентября инспекторы ООН, расследовавшие заявления об использовании химического оружия в Сирии, подтвердили факт массового убийства с помощью зарина. А официальный Дамаск внезапно пригласил попортившую немало крови покойным Милошевичу и Ельцину швейцарскую Немезиду Карлу дель Понте, ныне члена международной комиссии ООН по расследованию событий в Сирии, посетить территорию страны в качестве частного лица. Не исключено, что Асаду срочно понадобилось определить виновного в "эксцессе исполнителя" в собственных рядах.
Все эти телодвижения происходят на фоне усиливающейся оттепели во внутренней политике Москвы и внезапно возникших фигур умолчания в российской внешнеполитической линии. Любопытно, что правый спектр российских политических комментаторов словно воды в рот набрал и не озвучил, как обычно, эйфорические или хотя бы лестные оценки воскресной сделке между Белым домом и Кремлем по отъему химического арсенала у Асада. Но удивляться этому не стоит — разоружение Сирии является достижением скорее ориентированных на сотрудничество с Западом кремлевских "голубей", а не стремящихся к изоляции и агрессии "ястребов".
Тот же Сергей Лавров, в давешней ливийской истории проводивший капитулянтскую линию Дмитрия Медведева и тихо чистивший дипкорпус от разговорчивых "диссидентов", теперь заявил о готовности российских фирм вернуться в новую Ливию. А недавно российские внесистемные экономисты вроде Михаила Делягина были возмущены серией новых назначений Путина в экономической сфере. Все должности достались "неолибералам" вроде Эльвиры Набиуллиной — послушным к пожеланиям транснациональных банков и клубов глобальной финансовой элиты.
Кстати, этим назначениям предшествовала резкая атака непотопляемого Анатолия Чубайса на систематически тролящего Киев путинского советника по вопросам региональной экономической интеграции Сергея Глазьева. Отец реформ и руководитель "Роснано" раздраженно заявил, что Глазьев — вообще "не экономист". К тому же в список "Единой России" на последних думских выборах неожиданно не попали и идеологически близкие последнему деятели — рупор красно-коричневых Константин Затулин и певец "суверенной демократии" Сергей Марков.
Более того, проводящее политику Путина правительство Дмитрия Медведева на уровне вице-премьеров почти полностью состоит из "неолибералов". Это не только главный лоббист интересов креативного класса Аркадий Дворкович, но и сотрудники "олигархов на государевой службе" Михаила Прохорова и Владимира Потанина по "Норникелю" Ольга Голодец и Александр Хлопонин. В этот же лагерь входят менее публичные вице-премьеры: активный участник приватизации 90-х Игорь Шувалов, ельцинский администратор Сергей Приходько и уроженец Украины, экс-сотрудник ГРУ, традиционно скептически настроенный к советскойполитической полиции, Дмитрий Козак.
А теперь вспомним, что в перечне проблем, по которым были приняты конкретные решения на саммите G20 в Санкт-Петербурге, фигурировало построение устойчивых финансовых институтов и решение вопроса too big to fall (в смысле "банк слишком большой, чтобы обанкротиться"). Пока неизвестно, вошли ли в список "полного гарантирования вкладов" российские финансовые учреждения, но это вполне может объяснить смягчение риторики Кремля. Ведь действия российской власти в дни экономического шока 2008–2009 годов полностью копировали американский план Полсона, а значительная доля российских резервов содержится в ценных бумагах правительства США.
Поэтому очевидно, что Владимир Путин больше переживает за устойчивость подлинных оснований своего режима, чем за оценку своей политики доверчивым среднестатистическим избирателем, которого легко обвести вокруг пальца квасной консервативной демагогией. Этим и объясняется буквально молниеносная эволюция российской позиции по Сирии и вопросам Ближнего Востока вообще. Переход от резкой критики "агрессивных планов США" до соглашения в Женеве прошел в считанные недели.
Итак, конвенция о запрещении химического оружия вступит в силу на территории Сирии 14 октября 2013 года. Согласно плану Керри — Лаврова международные инспекторы должны прибыть в страну не позднее ноября 2013 года и завершить уничтожение сирийского арсенала к середине 2014 года. Причем после подписания документа на пресс-конференции 15 сентября Керри отметил, что США и РФ согласны разработать в Совбезе ООН жесткий проект резолюции в случае, если Сирия не выполнит обязательств. При этом США и Франция не устают повторять, что любые хитрости Дамаска приведут к жестокой расправе — военная операция с повестки дня не снимается. И буквально в те же дни Кремль усилил давление на соседний с Сирией Иран.
Во время саммита ШОС в Бишкеке Кремль предпринял новую попытку убедить Тегеран отозвать из международного суда иск на $4 млрд. за срыв поставок зенитных ракетных комплексов С-300. Тем не менее Москве все же придется принять решение по этому вопросу, хотя сами системы,предназначавшиеся Тегерану, уже полностью разукомплектованы. Причем загвоздка не только в санкциях ООН и их интерпретации, но и в том, что зажатому в тиски санкций и страдающему от инфляции Ирану скорее нужны именно деньги, нежели ЗРК, но и в том, что и самой России все сложнее эти деньги достать.
Так, пытаясь выполнить популистские предвыборные обещания Путина, правительство предприняло заморозку тарифов естественных монополий в 2014 году. Это приведет к недополучению "Газпромом" 510 млрд. руб. выручки. А в РЖД подсчитали, что их чистый убыток составит 60 млрд. руб. Между тем темпы роста ВВП продолжают сокращаться и по итогам второго квартала составляют лишь 1,2%.
Кремлю, и без того огорошенному растущей поддержкой радикальной оппозиции, которую теперь, по словам главы АП Вячеслава Володина, пришлось "включить в систему", доводится выбирать между социальной стабильностью, обеспечивающей поддержку сравнительного большинства, и шапкозакидательской госпрограммой вооружений, излишними внешнеполитическими амбициями. "Голубиная" линия на мировой арене и размещение статей Путина в американской прессе в этот непростой период — весьма кстати.
Ведь уже не вызывает сомнений, что перевооружение будет сорвано. Как отметил заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин в статье для "Русской планеты", "внезапно выяснилось", что России не хватает мощностей для производства С-400, поскольку многие предприятия давно уничтожены их собственными "эффективными менеджерами". А когда новые заводы построят, считает эксперт, столь же "внезапно выяснится", что для них не хватает рабочих и инженерных кадров. Между тем цена одного полка С-400 сравнима с ценой крупного боевого корабля.
При этом российский ВПК преследует скандал за скандалом. Не успел утихнуть шум вокруг метеоритного дождя из "протонов" и "булав", а также взрыва арендованной Индией дизель-электрической подлодки, как в Приморье загорелась стоявшая на ремонте атомная субмарина "Томск".
На этом фоне неудивительно, что Россия принялась восстанавливать военную базу и аэродром в Северном Ледовитом океане. Воевать там в ближайшее время точно не придется. Да и Олимпиада в Сочи, уже омраченная гей-скандалами, вынуждает прекратить ястребиную охоту и перейти к голубиной почте.
Новости партнеров
Новости