Главная Новости Мир Остров исчезающей свободы
commentss НОВОСТИ Все новости

Остров исчезающей свободы

Рано или поздно сосуществование двух китайских республик станет бессмысленным. Экономический интерес преодолеет идеологические разногласия

23 июня 2015, 15:06
Поделитесь публикацией:
Остров исчезающей свободы

И в Пекине, и в Тайбэе уже почти 70 лет придерживаются той точки зрения, что Китай — на самом деле един. До 1971 года такая позиция была выгодна властям Тайваня, доказывавшим, что именно их правительство, эвакуированное с материка, является легитимной властью в КР и КНР. Но после того, как ООН признала маоистский Пекин официальным представителем китайского народа, а Тайвань оказался в зоне "территорий с неопределенным статусом", ситуация превратилась в зеркально противоположную.

В 1992 году две страны достигли дипломатического консенсуса: "Китай и Тайвань — не отдельные государства", — но дальше слов дело особо не пошло, каждая из сторон продолжала понимать под этим то, что считала нужным. Но в том-то и дело, что за прошедшие двадцать с лишком лет экономики и Китая, и Тайваня изменились настолько, что уже нет смысла говорить об их принципиальной несовместимости.

Поэтому одно из интереснейших ожиданий в глобальной среднесрочной перспективе — это проблема возможной реинтеграции "двух Китаев". Тем более что у материкового есть подобный опыт: бывшие колонии Гонконг и Макао вошли в его состав без особых проблем (не считая так называемый гонконгский майдан, явление не массовое и не однозначное).

ЖЕЛТАЯ МАЙКА ЛИДЕРА

Тайвань — уже давно типичное государство первого мира. По итогам 2014 года сфера услуг дает 67,8% экономики, промышленность — 30,5%, сельское хозяйство — 1,7%. По размеру ВВП по ППС — 22-е место в мире, за чертой бедности — лишь 1,5% граждан, уровень безработицы — 3,8%, рост ВВП — 3,5%. Показатели — более чем пристойные для Европы и Северной Америки, но меркнущие на фоне соседей. Китай все равно развивается быстрее — это даже не принимая в расчет масштабы экономического потенциала стран.

Пока что наблюдаемое преимущество Тайваня перед материковым соседом в том, что Китайская Республика раньше ступила на путь ускоренной модернизации. Именно потому крошечный (если сравнивать с КНР) Тайвань входит в число крупнейших мировых экспортеров чипов и жидкокристаллических дисплеев, плат компьютерной памяти и сетевого оборудования.

Бренды Asus и HTC представляют Тайвань за рубежом лучше, чем отсутствующие дипломатические представительства.

И вот тут кроется еще одна проблема. Официально Тайвань (Китайскую Республику) признают лишь 22 государства — крошечные страны Океании, Карибского бассейна, Африки и Ватикан. Пекин жестко контролирует этот вопрос ("или отношения с нами, или с ними"), поэтому Киев, к примеру, с Тайбэем на уровне послов не общается. В экономическом плане эти ограничения Тайвань обошел (еще один довод в пользу того, что экономика важнее политики) — он является членом более 30 международных организаций (в том числе ВТО и Азиатского банка развития), а роль посольств успешно заменяют культурные и экономические миссии.

Но главным внешнеэкономическим партнером Тайваня уже много лет является КНР (США, в свое время бывшие ключевым инвестором, лишь на третьем месте). И если лет 30–40 назад драйвером экономического роста выступали инвестиции из США (Вашингтон вкладывал деньги в форпост против коммунизма в Юго-Восточной Азии), то сегодня Тайвань по привлекательности для инвесторов уступает разве что Сингапуру и Швейцарии — и не испытывает проблем с привлечением капиталов.

ЖДАТЬ, НЕ ЖДАТЬ?

В экономическом плане воссоединение Тайваня и Китая почти состоялось. Китай уже практически прошел стадию "мировой швейной фабрики" и "мировой мастерской": предприятия легкой промышленности дешевле размещать у соседей по региону (кстати, с тканей начинал когда-то экономический прорыв и сам Тайвань), туда же уходит и производство иного ширпотреба: сектор IT более прибылен и все время совершенствуется в КНР.

В итоге Пекин манит Тайбэй практически неограниченными масштабами инвестиций и синергетического эффекта, тайваньцы, для которых резня 40-х годов прошлого века — уже больше предания седой старины, все чаще задумываются о том, что нынешний Китай мало напоминает людоедские замашки Мао.

Спешить однако вряд ли будут. Менталитет одной нации, разделенной проливом и политикой, оперирует столетиями. Но фактическое бескровное слияние может произойти уже при жизни нашего поколения.

Фото: thinktaiwan.com



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!