Главная Новости Мир Кадыров показал себя хозяином «российского» Кавказа
commentss НОВОСТИ Все новости

Кадыров показал себя хозяином «российского» Кавказа

Для Украины это урок, к чему может привести желание «вернуть территории любой ценой»

11 марта 2016, 16:55
Поделитесь публикацией:
Кадыров показал себя хозяином «российского» Кавказа

Сейчас Кремль всеми силами пытается замять международный скандал, созданный "личной гвардией" Кадырова. Вечером в среду 9 марта около 20 неизвестных в масках напали на машину с правозащитниками и прессой, направлявшуюся из Ингушетии в Чечню. Нападавшие сожгли автобус "Комитета по предотвращению пыток" и избили журналистов, среди которых были иностранцы — Лена Мария Перссон Лоефгрен из "Шведского радио" и корреспондент норвежского издания Ny Tid Ойстен Виндстад. МВД Ингушетии возбудило уголовное дело по статьям о хулиганстве и уничтожении чужого имущества. Вскоре после первого нападения в офис Сводной мобильной группы "Комитета по предотвращению пыток" в ингушском Карабулаке ворвались неизвестные в камуфлированной одежде и масках, вооруженные автоматами. Они подъехали к офису правозащитников на пяти автомобилях.

Прокол Кадырова

Понятно, что Кадыров таким образом хотел проучить правозащитников, чтобы они не совались в Чечню. Но он не знал или не учел, что в группе журналистов были иностранцы. Он действительно мог не знать, поскольку подобная групповая поездка в Чечню была организована впервые. "В поездки в Грозный чаще всего едут юристы, которые занимаются защитой прав потерпевших. Всегда мы приглашаем поучаствовать и представителей СМИ, — рассказал латвийскому интернет-журналу "Спектр.Пресс" председатель "Комитета по предотвращению пыток" Игорь Каляпин. — Корреспонденты приезжали всегда по одному, мы никогда не привозили группу — в этот раз это была проба. Журналисты хотят писать личные истории, им нужен контакт с потерпевшими. Но людей пытали — им слишком тяжело переживать заново и повторять из раза в раз свою историю, когда по одному журналисту приезжает раз в неделю. Гораздо комфортнее человеку рассказать один раз историю для нескольких журналистов. Вот и решили провести эксперимент — организовать, можно сказать, пресс-тур".

К организации Каляпина у Кадырова давняя нелюбовь. 3 декабря 2014 г. неизвестные подожгли офис "Комитета против пыток" в Грозном, расположенный в многоквартирном доме. В соседних квартирах находились люди. Ровно через полгода, 3 июня 2015 г., офис "Комитета против пыток", недавно отремонтированный после поджога, снова разгромили. Люди в масках стали пытаться проникнуть в офис КПП через окна и дверь. В итоге неизвестные с ломами ворвались в подъезд и залили краской дверной глазок. Люди на улице крушили автомобиль правозащитников. Выломав дверь в офис, нападавшие стали громить помещение. Правозащитники успели вылезти через окно. Кадыров, комментируя разгром офиса КПП, заявил, что правозащитники "преднамеренно спровоцировали инцидент, имея цель еще раз прославиться в мировой прессе, стать обладателями новых американских грантов".

Вот и на этот раз уполномоченный по правам человека при главе Чечни Нурди Нухажиев попытался обвинить в организации нападения на автобус "Комитета по предотвращению пыток" самого Каляпина. "Я его не обвиняю, я говорю, что это его почерк", — заявил Нухажиев в интервью "Дождю".

Международная реакция

Но наличие в числе пострадавших иностранцев изменило все дело. Норвежское телевидение сразу же сообщило, что в России напали на норвежского журналиста, а норвежское министерство иностранных дел в тот же вечер потребовало от России объяснений произошедшего. Норвежское телеграфное бюро (NTB) сообщило сведения, полученные редактором Ny Tid Трульсом Ли от самого пострадавшего: "Я только что говорил с ним. Он госпитализирован. Выбитые зубы, гипс, порезы на лице и колене, синяки по всему телу. У нападавших в руках были дубинки и доски".

Затем сам Ойстен Виндстад красочно описал норвежской газете Aftenposten свои впечатления от нападения: "Когда мы приблизились к границе с Чечней, нас обогнали три автомобиля и прижали наш автобус к обочине. Из машин выскочило много людей с длинными палками. Потом они разбили все окна и начали вытаскивать всех, кто был в микроавтобусе. Это было чудовищно, я думал, что умру. Я думал, что мне нужно в последний раз попрощаться с женой. Они пытались вытащить меня из автобуса, избивая, затем напали с палками и острыми предметами. Я боролся всеми возможными способами, потому что думал, что если они вытащат меня из автобуса, то я погибну". Ойстен не сомневается, что это было спланированное нападение, чтобы помешать поездке представителей СМИ. Норвежец прямо утверждает, что злоумышленники работают на "чеченского диктатора".

Нападение на журналистов и сотрудников "Комитета по предотвращению пыток" сразу же осудила представитель ОБСЕ по свободе прессы Дуня Миятович. "Инцидент должен быть расследован, пострадавшим — обеспечена безопасность", — написала она в своем твиттере. О своем возмущении заявила международная правозащитная организация "Репортеры без границ".

Реакция Путина

Путин не смог сделать вид, что ничего особенного не случилось. Он, по словам его пресс-секретаря Пескова, поручил МВД расследовать нападение на журналистов и правозащитников на Кавказе, потребовал установить все обстоятельства произошедшего и дать ему правовую оценку.

После комментария Кремля уже и "Первый канал" сообщил о нападении на журналистов и правозащитников на границе Чечни и Ингушетии, опоздав с новостью на 18 часов: "В среду вечером неизвестные в Сунже блокировали автомобиль, в котором вместе с репортерами из Швеции и Норвегии ехали правозащитники". Затем последовало сообщение пресс-центра МВД РФ: "Министр внутренних дел Владимир Колокольцев поручил начальнику ГУ МВД по СКФО Сергею Ченкину и министру внутренних дел по республике Ингушетии Александру Трофимову принять исчерпывающие меры к установлению и задержанию лиц, причастных к нападению на правозащитников и представителей СМИ, которое произошло накануне на федеральной трассе "Кавказ" в Сунженском районе Ингушетии".

Кадыров крепко подставил Путина. Теперь мир узнал, что "российский" Кавказ (не только одна Чечня) контролируется Кадыровым, а не Путиным. По крайней мере, в соседней Ингушетии кадыровцы вели себя абсолютно по-хозяйски. Если автомобили с кадыровцами, вооруженными автоматами, свободно разъезжают по территории Ингушетии, и этого никто не замечает, то о каком контроле Путина на Кавказе может идти речь? И чего стоят его геополитические потуги, если он не способен обеспечить даже видимость законности и правопорядка в своей стране?

Уроки для Украины

Однако для нас важно не то, как будет выпутываться из этой ситуации Путин, а те уроки, которые может извлечь Украина. Во-первых, это урок, к чему может привести желание "вернуть территории любой ценой". Известно, что еще в ноябре 2014 г. Путин предлагал Меркель, чтобы Донбасс был "реинтегрирован" в Украину на тех же условиях, на каких Чечня "реинтегрирована" в РФ. То есть, как Кремль платит Кадырову из федерального бюджета за лояльность, так Киев должен платить московским ставленникам в Донецке и Луганске за то, что Донбасс будет формально считаться территорией Украины. В случае реализации этого сценария нынешние "власти ДНР и ЛНР" удержат контроль над этими территориями, поскольку сохранят собственные силовые структуры — подобно Кадырову, располагающему хорошо вооруженной "личной гвардией", подчиняющейся только ему.

Но есть и второй урок — для Запада, который особенно остро реагирует на преступления против журналистов, когда жертвами становятся западные журналисты. Теперь Украина имеет аргумент перед Западом: Путин вообще не контролирует Кадырова, который организует разбойные нападения на журналистов не только в Чечне, но и в соседнем регионе. Но сделка с Кадыровым — то было решение самого Кремля. А в ситуации с Украиной Германия и Франция являются официальными посредниками, более того, выдвигают "формулы компромисса". Готовы ли они взять на себя ответственность за преступления против журналистов со стороны легализованных террористов? А в том, что такие преступления неизбежны, свидетельствует печальный опыт Чечни под всевластием Кадырова.

Разумеется, это вопрос не только к Западу, но и к Украине. Реинтегрировать Донбасс нужно, но не любой ценой. Местные выборы там можно проводить лишь в том случае, если будет обеспечена безопасность всех журналистов, которые захотят их освещать, в том числе и украинских, и западных журналистов. А если Запад будет бояться за своих журналистов, не будет уверен в их безопасности, — значит, на такие выборы Украине соглашаться нельзя.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!