Битва за таможню началась: что стоит за борьбой президента с контрабандой

Контрабанда в Украине всегда была одним из источников коррупции и объектом пристального внимания со стороны правительства. В 2005 году в Украине провели широко разрекламированную кампанию «Контрабанда – СТОП», которую возобновили в 2008 году, и с тех пор каждый премьер и высокопоставленный силовик считал своим долгом «объявить» контрабанде войну и отчитаться об успехах в этом деле.

Контрабанда на таможне: президент против таможни

6 июля в ходе своей рабочей поездки на Западную Украину президент Владимир Зеленский особое внимание уделил работе таможенных органов – именно на Закарпатской таможне президент провел свою первую встречу в этой области.

Результаты встречи оказались неприятными для руководителей региональных таможен – Волынской, Закарпатской, Черновицкой и Львовской. После критики их работы президент призвал всех четверых руководителей написать заявления об отставке, а также поинтересовался может ли глава Государственной фискальной службы Александр Власов уволить их уже с понедельника. Решение не заставило себя долго ждать и уже 9-10 июля на должности и.о руководителей  Волынской и Закарпатской таможни были назначены Андрей Войцещук и Василий Поезд соответственно.

В этот же день был назначен председатель Государственной таможенной службы. Им стал экс-заместитель министра экономического развития и торговли Украины Максим Нефедов.

О том, какое наследство ему досталось, Нефедов поведал уже 6 июля на своей странице в Facebook, разместив фотографии нереализованного проекта по улучшению работы таможни.

"На первой фотке – недостроенный пункт перехода. Европейцы дали средства, деньги наполовину украли, наполовину потеряли. На второй – закупленный в прошлом году и до сих пор незапущенный сканер. На третьей – так выглядит выезд со сканера. Собственно, въезд тоже такой же. Таможня предусмотрительно расположила сканер не на дороге, чтобы вдруг туда никто не заехал. Надо срывать холм и строить дорогу. Говорят, этот пункт пропуска далеко не худший...", – написал новый глава Таможенной службы.


Тем временем президент Украины Владимир Зеленский 8 июля на саммите Украина-ЕС пообещал подписать указы по борьбе с рейдерством и контрабандой в Украине. Войну контрабанде глава государства объявил уже на следующий день, подписав Указ "О мерах по противодействию контрабанде и коррупции при таможенном оформлении товаров".

В документе глава государства поручил Кабмину, СНБО и силовым органам активизировать борьбу с нарушениями и одновременно облегчить прохождение таможни для бизнеса путем более широкого внедрения электронного документооборота.

Подготовка к борьбе с контрабандой на таможне

Жесткая реакция главы государства на состояние дел с контрабандой отнюдь не для всех оказалась неожиданностью. Так, журналист телеканала "1+1" Евгений Плинский на своей странице в Facebook 4 июня анонсировал "большой шухер" который наведет президент на таможне в Западной Украине с кадровыми "чистками".

Впрочем, пристальное внимание президента, и не только его, к проблеме контрабанды оказалось привлечено еще в мае-июне и оказалось связано с деятельностью Службы безопасности Украины, которая, по словам президента, не справляется с контрабандой. Во всяком случае, так объяснил увольнение руководителей региональных управлений СБУ в Одесской, Львовской, Винницкой, Черновицкой и Закарпатской областях 11 июня заместитель главы Администрации президента Руслан Рябошапка.

На связь между СБУ и контрабандистами указал и Евгений Плинский. 20 мая он опубликовал фото пустой границы с Польшей, которую контролирует СБУ и просит пока прекратить контрабандный траффик до выяснения ситуации. По странному "совпадению" в тот же день глава СБУ Василий Грицак подал в отставку.


После этого уже не кажется совпадением поручение главы государства Владимира Зеленского новому и. о. главы СБУ Ивану Баканову дать результат в борьбе с контрабандой. Президент даже озвучил срок, в течение которого хотел бы этот результат увидеть – в течение двух недель, однако новый и. о. главы СБУ в этот срок не уложился и о результате отчитался спустя месяц.

Не остались без внимания и работники таможни.

Накануне разгромного совещания на Закарпатской таможне, 4 июля, представитель одесского ООО "Макотрейдинг", компании, которая оказывает услуги по таможенному оформлению грузов, Виктория Пикшрене обвинила одесских таможенников в коррупции и создании невыносимых условий работы для "белого бизнеса". Так, по ее словам, каждый десятый контейнер с грузом всячески задерживается под видом отбора образцов, необходимости его выгрузки и прочего. Чтобы избежать этого, по словам Пикшрене, таможенники требовали взятку в размере 200-300 долл. за 1 контейнер, что намного меньше суммы ущерба от подобных действий.

Также Виктория Пикшрене назвала имена руководителей "двух группировок", которые стоят за проблемами таможенных брокеров и экспедиторов Одессы: Александр Домнич, и. о. директора Департамента организации противодействия таможенным правонарушениям и международного взаимодействия, а также одесский бизнесмен Владимир Передирий.

Собственно, это все еще в середине июня уже рассказали в СБУ, отчитавшись о задержании на получении взятки старших смен региональной таможни и пограничного наряда на одном из пунктов пропуска в Одесской области. Как сообщили в спецслужбе, задержанные "наладили схему вымогательства денег от граждан за не создание искусственных препятствий при таможенном оформлении и пропуска на территорию Украины товаров народного потребления". Средняя "такса" составляла озвученные позднее 300 долл.

Контрабанда на таможне: "больше заносить не надо"

Пристальное внимание президента к проблеме контрабанды в его команде объясняют желанием навести порядок на таможне и побороть коррупцию. Так, заместитель руководителя Офиса президента Алексей Гончарук на совещании в Ужгороде 6 июля подчеркнул, что ничего "наверх больше заносить не надо".

Серьезность этого довольно смелого заявления в президентской команде подтвердили 9 июля. В этот день и. о. главы СБУ Иван Баканов совместно с Генеральным прокурором Украины Юрием Луценко, директором ГБР Романом Трубой и заместителем Председателя директората международных операций Таможенной и налоговой службы Великобритании Дэвидом Гонтли отчитался о задержании самой крупной в истории Украины партии контрабандных сигарет. По словам Баканова, речь шла о 13 грузовиках с сигаретами на сумму в 70 млн грн., причем в ходе расследования была раскрыта вся цепочка, включая "производственные цеха" в Киевской области, упаковочные предприятия и склады в Одесской области и базу контрабандистов на Закарпатье.


Выбор СБУ подобного объекта для демонстрации своих возможностей также не удивляет, учитывая, что тот же Алексей Гончарук 6 июля назвал Украину "мировым хабом по поставкам нелегальных сигарет через свою территорию в страны Европы" из Китая и ОАЭ. Все это, по словам Гончарука, сказывается на отношении к Украине со стороны европейских коллег.

Не осталось в стороне от борьбы с коррупцией на таможне и Министерство внутренних дел Украины, в котором сообщили о вручении подозрения бывшему начальнику Закарпатской таможни Государственной фискальной службы Украины. Чиновника, ныне являющегося заместителем начальника таможни ГФС в Херсонской области, АРК и г. Севастополе, подозревают в хищении 12,7 млн грн. во время реконструкции таможенного поста "Ужгород", работы на котором так и не были начаты.

Впрочем, помимо озабоченности реакцией Запада украинская власть явно озабочена и собственным интересом – улучшением сборов таможенных платежей, с чем таможня явно не справляется.

Так, по данным Государственной казначейской службы Украины, план доходов в бюджет от таможенных поступлений в январе-июне 2019 года оказался провален – вместо 170,2 млрд грн. в государственную казну поступили лишь 151,862 млрд грн., или 89,2% от плана. Причем в сравнении с январем-июнем 2018 года фактические доходы от таможни оказались всего на 1,8 млрд грн. больше.

Контрабанда на таможне: убрать чужих, чтобы поставить своих

Впрочем, далеко не все верят в исключительно государственный интерес президентской команды к проблемам таможни. Ряд СМИ и журналистов со ссылками на свои источники заявили о простом перераспределении финансовых потоков на таможне. Этому утверждению во многом способствовали новые кадровые назначения на Волынской и Закарпатской таможнях.

Так, как пишет журналист Евгений Плинский, новый глава Волынской таможни Андрей Войцещук якобы курировал в ГФС схему завышения растаможивания авто на "евробляхах", когда купленный за 2 тыс. евро автомобиль оформляли как за 8 тыс. евро, что вело и к росту таможенных платежей, и стало предметом расследования ГБР.

Еще более одиозным является новый начальник Закарпатской таможни Василий Поезд. Еще на должности в Министерстве доходов и сборов в 2012-2013 годах он засветился в скандалах вокруг отечественного IT-бизнеса, в частности, крупнейшего интернет-магазина Rozetka и сервиса электронных денег WebMoney. Однако это не помешало ему, несмотря на вспыхнувший скандал, в 2017 году возглавить Департамент по организации противодействия таможенным правонарушениям в ГФС.

Как утверждает Евгений Плинский, Василий Поезд ставленник бывшего главы ГФС Мирослава Продана, которого в 2018 году обвинили в незаконном обогащении на 90 млн грн. и якобы именно схемы Василия Поезда спровоцировали Продана пойти в отставку. Впрочем, после отмены статьи дело в отношении экс-главы ГФС было закрыто и, по словам журналиста, именно он лоббировал назначение нового главы Закарпатской таможни.

"А можно попросить Зеленского остановить вакханалию Власова по назначению и. о. руководителей западных таможен и вернуть тех, кто был? Снятые ребята, по сравнению с новоназначенными, – просто ангелы", – резюмирует журналист.


Контрабанда на таможне: цена вопроса

Борьба "с" или "за" контрабанду, к которой подключился глава государства, вполне объясняется теми суммами, которые оборачиваются в этой сфере. По самым скромным подсчетам, в зависимости от методики подсчета, речь может идти о десятках миллиардов гривен.

Так, если вспомнить почти 19 млрд грн., которые не поступили в госказну за первое полугодие по подсчетам Госказначейства, годовой ущерб если сиутация не изменится можно оценить в 38 млрд грн.

Согласно другой методике подсчета ущерба от контрабанды, необходимо сравнивать таможенную статистику импорта Украины и государств, с которыми торгует наша страна.

По данным отечественного экономиста Алексея Куща, расхождения в статистике в далеком 2011 году, принятом им как "модельном", давали совокупно 14 млрд долл. из совокупного импорта в 71 млрд долл. В 2017 году эта разница, по его словам, могла составить порядка 12 млрд долл. Также к этому стоит добавить генерирование порядка 250 млрд грн. налога на добавленную стоимость и порядка 120 млрд грн. возмещения НДС, что в совокупности и делает контроль над таможней таким привлекательным. 

Источник: Комментарии
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.