Рубрики
МЕНЮ
Татьяна Веремеева
К
одной из таких сфер относится и транзит российского газа через украинскую
газотранспортную систему в Европу.
31
декабря 2019 года истекает срок предыдущего контракта по транзиту газа, что
делает необходимым продление или заключение нового договора в течение года.
Однако с последним никаких подвижек не наблюдается.
21
января в Брюсселе состоялся последний раунд переговоров по транзиту газа,
который не принес никаких результатов. Следующую встречу анонсировали на конец
мая, но она так и не состоялась, вместо этого Россия пустила в ход
дипломатические меры. Визит одного из кандидатов в президенты Украины Юрия
Бойко в Москву, сопровождавшийся намеками на скидку для Украины при возможно
правильном голосовании, не сработал.
Впрочем,
как сообщил председатель правления НАК "Нафтогаз" Андрей Коболев, в середине
мая президент РФ Владимир Путин начал очередной раунд переговоров о транзите
газа, поскольку достроить альтернативные обходные газопроводы до конца года
Россия не успевает. Впрочем, реальные переговоры пока так и не состоялись.
Как
результат – судьба транзита российского газа через Украину, а с ним и судьба
газотранспортной системы (ГТС) и всего НАК "Нафтогаз Украины" остается в "подвешенном"
состоянии.
Можно
без преувеличения сказать, что вопрос транзита природного газа через Украину является
вопросом стратегической важности для страны, о чем не устает прямо заявлять и
руководство украинского газового монополиста.
Так,
исполнительный директор НАК "Нафтогаз" Юрий Витренко оценивает убытки от
прекращения транзита в 3 млрд долл. Эти цифры вполне реальны, если учесть рост
транзита газа через Украины с 62,2 млрд кубометров в 2014 году до 86,8 млрд по
итогам прошлого года.
Как
показывали отчеты НАКа, компания демонстрировала рост чистой прибыли в
2016-2017 годах (26,5 млрд грн. и 39,3 млрд грн.), оплата транзита газа из РФ
составляла за те же годы 28,7 млрд и 36,5 млрд грн., по сути обеспечивая тем
самым прибыльность предприятия. В минувшем году прибыль компании резко упала –
до 13,6 млрд грн., хотя доходы от транзита остались на прежнем уровне – 36,5
млрд грн. Ухудшение показателей в компании объяснили тем, что в 2017 году в
отчетности отразили позитивный эффект от решения Стокгольмского арбитража,
который присудил победу "Нафтогазу". Правда получить результаты в денежном
выражении НАК так и не смог. В 2018 году в своей отчётности
НАК учел как убыток компенсацию НДС по решению арбитража в 4,8 млрд грн. и еще
10,1 млрд грн. обеспечения по другим судебным искам.
Словом,
если "Нафтогаз" лишится поступлений от транзита российского газа, компания
автоматически превратится в убыточную и будет требовать дотаций из госбюджета,
хотя в данный момент является его стабильным и одним из крупнейших
наполнителей. Так, по итогам 2018 года НАК заплатил в Госбюджет в виде налогов
и дивидендов 137,8 млрд грн. и 37,2 млрд грн. за январь-апрель 2019 года, что
составило 16,5% доходов госказны за соответствующий период.
Разумеется,
беспокойство о возможном прекращении транзита российского газа появилось не на
почве прекращения срока договора и базируется на продолжающейся реализации
проекта газопровода "Северный поток-2" по дну Балтийского моря.
По
прогнозам экспертов, в зависимости от загрузки газопровода в обход Украины,
отечественная ГТС может потерять 60-70 млрд кубометров транзита российского
газа, оставшись с 10-20 млрд кубометров. В то же время для рентабельной работы
газопровода необходим объем перекачки как минимум в 40 млрд кубометров, который
Украине "Газпром" отнюдь не обещает, гарантируя лишь транзит 10-15 млрд
кубометров газа.
Собственно,
вокруг этих цифр и разгорелась настоящая война, которую призваны разрешить
очередные раунды переговоров, однако безуспешно.
Украина,
апеллируя к Европе и США, призывает поддержать ее сторону в противостоянии с "Газпромом",
минимум – гарантировав украинской ГТС необходимые для рентабельности объемы
транзита газа, максимум – заморозив "Северный поток-2". По программе максимум пока
Украина добилась поддержки лишь США, наложившей на РФ санкции в сфере газо-,
нефтедобычи и строительства связанной с этим инфраструктуры, что усложняет строительство
"Северного потока-2". В программе минимум "Газпром" по-прежнему готов
гарантировать европейским партнерам транзит через Украину не более 15 млрд
кубометров природного газа.
РФ
в свою очередь постепенно перетягивает на свою сторону некоторые европейские
страны, заинтересованные в стабильном транзите природного газа. Так, 5 июня в
Москве вопрос "Северного потока-2" затрагивался на переговорах премьер-министров
РФ и Словакии. Как сообщили российские СМИ, премьер Словакии Петер Пеллегрини
готов предоставить свои газотранспортные мощности для участия как в "Северном
потоке-2", так и в "Турецком потоке".
Поскольку
обращения к европейским партнерам с просьбой заблокировать "Северный поток-2"
пока так ни к чему и не привели, в "Нафтогазе" видят несколько стратегий своих
будущих действий.
Согласно
первой, по словам главы компании Андрея Коболева, НАК должен ориентироваться на
заключение контракта по "европейским" правилам которые действуют в Украине.
"Это также позволит "перенести точки передачи газа на восточную границу" – то есть, предложить мощности украинской ГТС другим транзитерам газа, например, европейским клиентам Газпрома. Или другим российским производителям или продавцам газа из Средней Азии, если к вопросу активно присоединится ЕС", – пишет Коболев на своей странице в Facebook.
Вторая
стратегия представляется в подготовке к очередной попытке газового шантажа как
посредством накопления необходимых для отопительного сезона объемов газа (дополнительно
нужно закачать в подземные хранилища 3 млрд куб. м газа), так и наращивания
собственной газодобычи.
27
мая "Нафтогаз" подписал с американской Halliburton меморандум об углублении
сотрудничества и соглашение стоимостью 2,6 млрд грн. на бурение "под ключ"
боковых стволов на 26 скважинах. В результате НАК планирует получить более 2
млрд куб. м газа в течение 10 лет.
Впрочем,
в "Нафтогазе" не оставляют надежд договориться с "Газпромом", подчеркивая свою
важность для транзита российского газа в Европу, ведь заменить украинскую ГТС
сегодня явно нечем. К тому же, украинская труба, по словам Коболева, – "интегрированная
система со многими разветвлениями, объединяющая производителей газа,
трансграничные входы и выходы, подземные хранилища и потребителей, что может
позволить "Газпрому" чрезвычайно быстро наращивать или сокращать объемы
поставок газа в ЕС".
Отношение
к проблеме транзита газа в 2020 году у новоизбранного президента Владимира
Зеленского оставалось во многом загадкой, до первого международного визита в
Брюссель 4 июня.
В
этот день в ходе совместного брифинга с президентом Республики Польша Анджеем
Дудой Владимир
Зеленский подчеркнул "вклад, который вносит Польша в вопросе энергетической
безопасности, сохранения стратегической роли украинской ГТС и противодействия "Северному
потоку-2". Тем самым президент фактически принял линию поведения своего
предшественника Петра Порошенко.
В
этом контексте, вряд ли случайно на следующий день, 5 июня премьер-министр Российской
Федерации Дмитрий Медведев заявил для СМИ РФ, что "продление договоренностей о
транзите российского газа через Украину должно быть основано на
прагматизме и отказе от судебных споров".
Судя по всему, под судебными спорами глава российского правительства имел ввиду 10 исков, которые "Нафтогаз" подал к Российской Федерации, в том числе иск в Арбитражный трибунал в Гааге в соответствии с двусторонним соглашением о взаимной защите инвестиций между Украиной и Россией.
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров комментируя для СМИ РФ возможность переговоров президентов России и Украины заявил, что подобные переговоры возможны лишь в том случае, если Украина "изменит свою политику по отношению к нашему (РФ – Комментарии) государству".
У
президента Владимира Зеленского пока никак не прокомментировали заявления главы
правительства РФ, но по традиции не остался в долгу глава "Нафтогаза" Андрей
Коболев, посредством Facebook напомнивший Дмитрию Медведеву, что:
-
все судебные споры, которые сейчас находятся в рассмотрении, были инициированы
российской стороной;
— действующие судебные решения надо выполнять;
— мы готовы к конструктивному диалогу по контракту на транзит газа с 2020 года
и готовы (всегда были) включить в периметр переговоров новые судебные споры.
Как отмечал ранее экономический эксперт Алексей Кущ, наиболее вероятным и выгодным вариантом решения проблемы транзита газа для Украины может стать частью центрально-восточного европейского газового хаба. Правда, для этого придется пожертвовать частью украинской ГТС, передав в управление европейским системным инвесторам.
Новости партнеров
Новости