Детенизация расчетов в Украине: какие изменения ожидают отечественных предпринимателей
Одной из приоритетных задач для новой власти, и президент Владимир Зеленский, и премьер-министр Алексей Гончарук назвали развитие экономики и привлечение инвестиций, глава Кабмина даже пообещал рост ВВП в среднем на 8% в год в ближайшие 5 лет
Уже
первые дни работы новоизбранной Верховной Рады и правительства запомнились
вынесением или поручением разработки ряда законопроектов, призванных обеспечить
тот самый рост экономики. Впрочем, уже тогда ко многим из них у экспертов возникли
вопросы.
Детенизация расчетов в Украине: протестов нет, законы – есть
Народные депутаты приступили к работе весьма плодотворно и уже в течение двух недель приняли ряд законопроектов, касающихся работы малого бизнеса, что вызвало недовольство у многих его представителей.
Больше всего нареканий вызвал законопроект №1053 "О применении регистраторов расчетных операций (РРО) в сфере торговли, общественного питания и услуг относительно детенизации расчетов в сфере торговли и услуг". Изначально название документа не вызывало никаких опасений, но на деле он предполагал ужесточение использования РРО и наделял покупателей дополнительными правами.
Например, при покупке товара более чем на 100 грн. клиент может проверить его на подлинность и передачу в электронной форме контролирующим органам, а также инициировать проведение проверки фискальными органами. В случае подтверждения проверкой факта нарушения, клиент сможет получить 100% стоимости приобретенных товаров, что позволило одному из экспертов назвать документ "реестром стукачей".
документ в первом чтении с некоторыми изменениями.
Впрочем, в парламенте в тот же день "подсластили пилюлю" малому бизнесу приняв также законопроект №1080 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины и Уголовно-процессуального кодекса Украины относительно уменьшения давления на бизнес", которым отменили статью 205 Уголовного кодекса Украины "Фиктивное предпринимательство". Тем самым, по мнению авторов документа, должно снизиться давление на бизнес, оказываемое налоговой при помощи данной статьи.
Детенизация расчетов в Украине: "эксклюзив" для IT-бизнеса
Хотя законопроект №1053-1 и стал наиболее резонансным для малого бизнеса, отдельные его категории удостоились пристального внимания правительства, хотя вряд ли это обрадовало предпринимателей.
5 сентября Кабмин на встрече с представителями IT-бизнеса заявил о законодательных инициативах, связанных с новым налогообложением отрасли, призванной "помочь развитию человеческого капитала".
В изложении чиновников помощь заключалась в создании 5-й группы плательщиков единого налога, в которую войдут представители IT-бизнеса. Последним в рамках этих изменений предлагалось помимо 5% налога с прибыли и 1,5% военного сбора, выплачивать единый социальный взнос с 2 минимальных зарплат и выплачивать 1% прибыли, который в течение 5 лет вырастет до 5% в фонд поддержки молодых специалистов. Создание последнего было анонсировано премьер-министром Александром Гончаруком как Фонда IT Creative который и возьмет на себя задачу по поддержке и "взращиванию" молодых кадров для IT-отрасли.
На деле же, в случае принятия законодательной инициативы Кабмина, налог для отрасли, по сути, вырастет в последующие 5 лет с нынешних 6,5% до 11,5% а также ЕСВ в размере 22% от размера двух минимальных зарплат, на сегодняшний день это 1836 грн.
Неудивительно, что представители IT-компаний отнеслись к этому неоднозначно.
Так, CEO и со-основатель Sigma Software Валерий Красовский заявил, что бизнесу важно стратегическое планирование на 5-10 лет и подходить к изменениям нужно взвешенно и постепенно.
Директор Karabas.сom Максим Плахтий выразил недоумение, как именно фонд "IT creative" и фискалы помогут ему в развитии и увеличении человеческого капитала.
результатам исследования Института социально-экономической трансформации и Центра социально-экономических исследований CASE-Ukraine, от схем ФЛП с минимизацией налогов бюджет ежегодно теряет от 6 до 9,5 млрд грн. К примеру, оформление штатного работника как ФЛП обходится казне в 4-7 млрд грн. в год, а годовой объем самих схем составляет 10-16 млрд грн. В 2-2,5 млрд грн. для бюджета эксперты оценивают убытки от занижения оборотов ФЛП, которые совокупно оцениваются в 30-90 млрд грн.
Впрочем, на фоне 63-93 млрд грн. в год убытков от контрабанды или 22-36 млрд грн. от офшорных схем махинации с использованием малого бизнеса, не кажутся такими большими.
Вместе с тем, согласно данным сервиса Opendatabot, в Украине резко выросла задолженность ФЛП по налогам в местные и государственный бюджеты: если в 2017 году совокупный долг составлял 3,6 млрд грн., то в августе 2019 года он вырос до 6 млрд грн. Причем львиная доля этого долга – 1,9 млрд грн. образовалась с 2018 года.
В самом сервисе считают, что причиной тому элементарное незнание предпринимателей о наличии у них налогового долга из-за несовершенной системы учета долга в фискальных органах.