Расходы «Минстець»: куда утекают миллионы из Министерства информационной политики

Защита национального информационного пространства, как впрочем, и содержание Министерства информационной политики в целом, обходится украинским налогоплательщикам недёшево. Причём аппетиты ведомства год от года растут.

Если на заре своего существования "небольшой, но эффективный аппарат" довольствовался 4 млн грн., то 5 лет спустя бюджет детища Юрия Стеця раздулся до полумиллиарда гривен при сохранении количества штата в 29 человек.

Если верить отчёту госказначейства, начиная с 2017 года Министерство информационной политики или, в народе, "МинCтець", потратило на защиту информационного пространства Украины более 400 млн грн., а до конца текущего года намерено "облегчить" государственную казну ещё на 100 млн грн. К своим заслугам представители ведомства относят проведение прений о информационной безопасности на международном уровне и создание базы учебных материалов по медиаграмотности. Из уже освоенных средств 164,5 млн грн. было потрачено на производство и распространение социальной рекламы, 124,3 млн грн. ушло на создание позитивного имиджа нашей страны в отечественных и зарубежных СМИ, а на 51,5 млн грн. в Украине и за её пределами проводились публичные мероприятия. Из них 10 млн грн. стоило проведение кинофестиваля "Молодість" в 12 городах Украины.

Попробуем разобраться, куда же всё-таки утекают миллионы гривен налогоплательщиков.

Внутриукраинская деятельность "Минстець"

На первых порах Миниформполитики позиционировало себя как полуволонтёрскую организацию, которая держится на плечах энтузиастов. Первые масштабные акции в 2014 году с размещением патриотических лозунгов на рекламных площадках по всей Украине, по заявлениям ведомства, не стоили государству ни копейки. Все расходы брали на себя местные органы власти, бизнес и общественные организации. Хотя и находились злые языки, утверждавшие, что за этой вывеской скрывались интересы определённых политических персон. 

4 года спустя, от благотворительности не осталось и следа, а в Министерстве при выборе подрядчиков не стали брезговать связями с офшорными компаниями. Так, за предоставление рекламных и маркетинговых услуг на счетах столичной фирмы "Переход Аутдор", среди учредителей которой числится кипрская Umedia Holdings Limited, осело свыше 20 млн грн., 15 млн грн. из которых стоило размещение на 350 рекламных плоскостях Украины материалов, популяризирующих всё подряд: от армии и реформ до рекламы здорового образа жизни и правил безопасности дорожного движения

Отдельная статья расходов – производство видеопродукции социальной и патриотической направленности. Фаворитом Мининформполитики среди подрядчиков стала компания ООО "Гудмедиа", освоившая, по данным "Прозорро", только на заказах Миниформполитики почти 13 млн бюджетных гривен (всего – 21 млн грн.). Продакшен снял несколько роликов, призывающих гордиться украинскими военными и спортсменами, а также серию видео, посвященных достижениям правительства Владимира Гройсмана. Эти ролики, по задумке заказчиков, должны объяснять украинцам, что реформы не бывают мгновенными и подчеркнуть уже состоявшиеся "покращення". 

"Гудмедиа" принадлежит выходцу из партии УКРОП Кириллу Тимошенко. Компания успела плотно поработать с представителями обоих претендентов на президентскую булаву, практически одновременно снимая фильм "Пять дней с Игорем Кононенко" о соратнике Петра Порошенко и занимаясь созданием видеообраза Владимира Зеленского.  

Не жалеет ведомство бюджетных денег и на печатную продукцию. По заявлениям представителя Мининформполитикм Марии Лифтёровой, на книгоиздательство только в 2018 году ведомством было потрачено 30 млн грн. Основное направление – бесплатная раздаточная литература, способствующая информационной интеграции Крыма и Донбасса. Это и ежемесячные 250-тысячные тиражи глянцевых журналов "Крым Информ" и "Донбасс Информ", и выпуск таких книг как графический роман Сергея Захарова "Дыра" на разных языках.

Издательская деятельность "Минстеця" ещё на старте подверглась жёсткой критике. Главред Страна.юа Светлана Крюкова в одном из постов на Facebook назвала глянцевый номер журнала "Территория Крым" макулатурой и ярким образцом того как делать издания не нужно.

Останавливаться на достигнутом в Министерстве не собираются и уже анонсировали создание сайта со свободным доступом к электронным книгам, подразумевая закупку лицензионных прав на них у авторов. 

Позитивный имидж Украины от "Минстець"

Осенью прошлого года ведомство Юрия Стеця заключило договор стоимостью почти 40 млн грн. с компанией "Сигма УА" о размещении на ведущих отечественных каналах информационных роликов. По сравнению с несостоявшимся летом того же года аналогичным тендером на 145 млн грн. деньги небольшие, однако и они составляют треть от всей заявленной суммы, потраченной на создание позитивного имиджа Украины. 

О зарубежном зрителе в Миниформполитики тоже всё это время не забывали. Накануне католического Рождества-2018 в кабельной новостной сетке CNN был запущен 30-секундный рекламный ролик, популяризирующий Украину и бренд Ukraine NOW. 


580 выходов сюжета (не менее половины в прайм-тайм) обошлись отечественному госбюджету в 15,4 млн грн. 

С брендом Ukraine NOW вообще связана отдельная история. Почти сразу же после презентации логотипа многие сетевые остряки начали сравнивать его с пиктограммой известного порносайта Pornhub (точнее, с одним из его разделов для геев), а художник Сергей Поярков ругал, не стесняясь обсценной лексики. Защитники бренда, напротив, называли его современным.

По заявлениям госсекретаря министерства Артёма Биденко, сам логотип был визуализирован украинской креативной компанией Banda Agency совершенно бесплатно, а концепция его использования была разработана за 8-10 тыс. долл. на деньги ЕБРР. Хотя стоимость работ действительно стоила государству "ноль гривен, ноль копеек", проведение выставок-презентаций бренда Ukraine NOW в Польше, Германии, Чехии, Китае и Болгарии обошлась в копеечку – уже в конце октября Биденко жаловался, что на зарубежные поездки в бюджете ведомства осталось всего 4 тыс. грн. И это при учёте того, что суммарно на командировки на все министерства было выделено 50 млн грн. 

В том же 2018 году на привлечение туристов из Франции, Германии и Нидерландов был потрачен ещё миллион, а накануне саммита G20 в столице Аргентины стартовала акция по привлечению внимания мировых лидеров к российской агрессии. Проведение соответствующих мероприятий и их информподдержка в интернете и на рекламных плоскостях Буэнос-Айреса стоили государству 3,2 млн грн. Впрочем, судя по фотоотчётам, кроме отправившихся в Южную Америку членов Мининформполитики, желающих принять участие в акциях было немного, а установить полноценный трёхмерный билборд с гигантским топором и диском циркулярной пилы, распиливающим карту Украины на части, не разрешили местные власти. С обещанным притоком аргентинских туристов в Украину после проведённой пиар-кампании тоже не сложилось, несмотря на заявленный в тендере охват аудитории в 5 млн южноамериканцев.

Сложно назвать успехом и прошлогоднюю поездку делегации художников из Киева на арт-фестиваль Burning man в пустыне Блэк-Рок (штат Невада, США). Повторить фурор скульптурной группы "Любовь" одесского художника Александра Милова в 2015 году киевлянам с их наспех сделанными сварными конструкциями, отдалённо напоминающими роботов, удалось разве что за счёт сложной системы светодиодной подсветки. Сомнительная визуализация замысла об андроидах-атлантах и командировка 9 художников обошлась Украине в 739 тыс. грн. К слову, Милов с проблемами финансирования своего проекта и поездки справился самостоятельно.

Претензии к "Минстець"

Ещё в 2014 году создание Министерства информации вызвало в журналистской среде бурную негативную реакцию. Свою обеспокоенность высказывали в Независимом медиа-профсоюзе Украины, Институте медиа права и Институте массовой информации, чей исполнительный директор Оксана Романюк неоднократно подчёркивала, что "министерство правды" Украине совершенно не нужно и с его функциями вполне могут справляться и другие ведомства. 

При этом правительство из всех возможных вариантов избрало излюбленную тактику по принципу "Собака лает – караван идёт". На сегодня МИП создаёт ощутимую финансовую нагрузку на госбюджет, а в самом ведомстве не теряют возможности напомнить о своей эффективности и заявляют, что все их закупки и тендеры проходят максимально прозрачно. 

Впрочем, по итогам прошлого года даже в комитете ВРУ по вопросам свободы слова и информационной политики к достижениям Министерства информполитики отнеслись скептически, отметив, что кроме социальной рекламы и нескольких проведённых мероприятий, никаких ощутимых результатов нет. Глава госоргана, депутат Верховной Рады, Виктория Сюмар заявила, что прошлогодний бюджет в 365 млн грн. на защиту информпространства просто "упал на голову" и пообещала впредь ратовать за перечисление средств только на конкретные цели и задачи. Жирную точку в этом вопросе мог бы поставить независимый аудит, однако до таких радикальных мер дело не дошло и всё ограничилось демонстрацией недовольства членов комиссии. 

Уже в нынешнем году "Минстець" на те же нужды было перечислено чуть более 100 млн грн., что, впрочем, не сделало вопрос об эффективности трат Миниформполитики менее актуальным. Особенно на фоне возвращения России в ПАСЕ, данных "Укрзализныци" о московском направлении, как самом прибыльном маршруте движения поездов и статистики украинского Google с российскими сериалами в топе запросов. Если прибавить к этому ещё и полупровальную программу раскрутки международного телеканала UATV с многомиллионным бюджетом, где количество просмотров на YouTube-канале редко переваливает за 150 (у Эспрессо ТВ – несколько тысяч, уже не говоря о просмотрах на 112 канале), то достижения ведомства Юрия Стеця становятся ещё более эфемерными. 

Источник: Комментарии
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Поделиться