Рубрики
МЕНЮ
Татьяна Веремеева
Президент Украины Владимир Зеленский
подписал принятый Верховной Радой закон, который предусматривает серьезное реформирование
органов прокуратуры. Как именно новая власть намерена реформировать
прокуратуру, и к чему это может привести разбирались "Комментарии".
Закон о реформе органов прокуратуры (№113-IX)
предусматривает создание Офиса генпрокурора Украины (ОГУ) вместо Генеральной
прокуратуры Украины (ГПУ), ликвидацию Военной прокуратуры и проведение
аттестации прокуроров.
Заместитель генпрокурора – главный
военный прокурор Виктор Чумак, пояснил, что предыдущая военная прокуратура
занималась делами, которые не были ей свойственны. Теперь же она, по его
словам, будет переформатирована в Специализированную прокуратуру по
противодействию преступлениям в сфере национальной безопасности и обороны.
Сотрудники Военной прокуратуры, которые захотят проходить службу в переформатированном
органе, пройдут наряду с прочими переаттестацию. Это будут гражданские, которые
станут работать в тесном контакте с Государственным бюро расследований (ГБР).
После обновленная данная структура
займется исключительно военными преступлениям и преступлениями, направленными
на нацбезопасность и оборону, в том числе, в военно-промышленном комплексе.
Генпрокурор Руслан Рябошапка заявил,
что планирует уже до конца 2019 года реорганизовать свое ведомство в ОГУ. В
частности, провести основную работу по утверждению новой структуры, численности
и переформатирования центрального аппарата.
Предлагается ввести "постоянную
периодическую" проверку добропорядочности – как кандидатов в прокуроры, так и
тех прокуроров, которые будут проходить аттестацию.
Рябошапка подчеркнул, что реформа
прокуратуры должна завершиться через два года. В результате мы должны получить совсем
другую структуру, значительно меньшую по своим функциям и кадровой численности.
Сделать это поможет практически поголовная аттестация.
Аттестация будет состоять из трех
этапов:
- экзамен в форме анонимного
тестирования с использованием компьютерной техники с целью выявления знаний и
умений в применении закона, соответствия осуществлять полномочия прокурора;
— оценка общих способностей и навыков на основе анонимного компьютерного
тестирования;
— собеседование с целью выявления соответствия прокурора требованиям
профессиональной компетентности, профессиональной этики и добродетели (для
оценки уровня владения практическими умениями и навыками прокуроры также
выполнят письменное практическое задание).
В состав кадровых комиссий (они будут
проводить аттестацию) включат делегированные международными организациями лица.
Аттестация не коснется генпрокурора и
прокуроров на админдолжностях, прокуроров Специализированной антикоррупционной прокуратуры
(САП), а также людей, назначенных на должности первого заместителя и
заместителя генпрокурора с 30 августа 2019 года.
Процесс аттестации должен быть
завершен до 1 сентября 2020 года, и аттестованные прокуроры будут работать на
основе индивидуального оценивания качества работы.
Если сотрудник ведомства не пройдет
специальную проверку или не даст на нее согласие – его уволят.
Заместитель генпрокурора Виталий
Касько уверяет, что ранее прокуратуры пытались реформировать "снизу". То есть,
были попытки аттестации в местных прокуратурах. Теперь же обновление планируют начать
сверху, с ГПУ (ОГУ), практически все работники которой пройдут многоуровневые
проверки. А потом то же самое коснется областных и местных прокуратур.
Если выделить другие главные моменты
закона, который переформатирует прокуратуры Украины, то предлагается следующее:
1. Генпрокурору до 1 сентября 2021 года
предоставят временное право утвердить порядок отбора на занятие вакантной
должности прокурора.
2. Прекращается функционирование Квалификационно-дисциплинарной комиссии
прокуроров. Будут кадровые комиссии – на уровне центрального аппарата и на
уровне региональных областных прокуратур. Плюс – генпрокурор сможет увольнять
прокуроров с админдолжности без рекомендации Совета прокуроров.
3. В случае необходимости генпрокурор может принять решение об образовании
специализированных прокуратур на правах структурного подразделения ОГУ,
областных прокуратур, подразделений областной прокуратуры, окружных прокуратур
или подразделений окружной прокуратуры. В случае образования специализированных
прокуратур (кроме САП), генпрокурор определит прокуроров высшего уровня, а
также порядок издания письменных приказов в пределах таких прокуратур. Рябошапка
уже заявил, что намерен создать подразделение по расследованию экономических
преступлений (займется незаконной деятельностью банков, госпредприятий, а также
преступлениями, которые касаются экологии, добычи природных ресурсов – газ,
янтарь, лес).
4. Генпрокурор имеет право утверждать стратегию развития прокуратуры, положение
о системе оценки качества работы прокуроров, порядок измерения и регулирования
нагрузки на них.
5. Из закона исключены нормы, согласно которым приказы генпрокурора нужно было
регистрировать в Минюсте, включать в госреестр нормативно-правовых актов,
публиковать в официальных газетах.
6. Генпрокурор определит перечень, юдисдикцию областных прокуратур (в их
структуре будут созданы управления и отделы). Он же будет принимать решения о
реорганизации и ликвидации облпрокуратур. Предполагается, что местные прокуратуры
станут окружными.
7. Предусмотрено увеличение оклада прокурора окружной прокуратуры в привязке к
прожиточному минимуму (пм) для трудоспособных граждан: сейчас – 15 пм, с 2021
года – 20 пм, с 2022 года – 25 пм (по состоянию на 2019 год – 28,8 тыс. грн.;
38,42 тыс. грн. и 48 тыс. грн. соответственно). Должностные оклады других
прокуроров устанавливаются пропорционально описанным с определенным
коэффициентом.
8. Интересно, что закон позволяет финансировать прокуратуру не только из
госбюджета, но и из других источников, в том числе в рамках проектов
международной помощи.
9. Прокуроры областных прокуратур и ОГУ должны иметь высшее юридическое
образование и владеть государственным языком. Кандидаты на должность прокурора
должны подать декларацию добропорядочности и родственных связей.
10. Общая численность работников органов прокуратуры уменьшается с 15 до 10
тысяч человек.
Юрист Андрей Ирклиенко уверен, что Генпрокуратуру
нужно сокращать.
"И тут дело не в количестве, а в
качестве. Взять, к примеру, дела о расстрелах на Майдане 20 февраля 2014.
Полностью видна профнепригодность и незнание сроков расследования по УПК, – поясняет
эксперт в комментарии нашему изданию. – Такие расследования будут в "подвешенном"
состоянии до тех пор, пока на эти должности не будут назначены действительно
профессионалы. Такая же позиция и по антикоррупционным органам. Я имею в виду
НАБУ и САП. Если люди не справляются с поставленными задачами, они как минимум
должны написать заявление по собственному желанию, а как максимум вернуть всю
ту зарплату, которую они получали за период своего пребывания на должностях".
О плюсах преобразования много и
красиво говорят сами преобразователи. Из уст Рябошапко, Касько, Чумака можно
услышать следующие аргументы:
- доверие к органам прокуратуры можно
вернуть лишь путем ее очищения от коррупционных и непрофессиональных кадров,
для чего и задумана перезагрузка;
— с помощью многоуровневых тестов, аттестации, проверки на добропорядочность в
прокуратуре на всех уровнях будет запущена "свежая кровь";
— благодаря масштабному преобразованию все дела, которые имели общественный
резонанс и были фактически "похоронены" (расстрелы людей во время Революции
Достоинства, бриллиантовые прокуроры, янтарная мафия, масштабные коррупционные
игры на всех уровнях), реанимируют.
В то же время, эксперты указывают на
серьезные риски, которые заложены в реформе прокуратуры.
Политический эксперт Александр
Савченко, оценивая по просьбе издания "Комментарии" переименование ГПУ и
аттестационные планы, связал их с попыткой вычистить из Генпрокуратуры тех, кого
новый генеральный прокурор больше не видит в данной структуре.
"Это такая технологическая уловка,
чтобы вывести из штата всех поголовно и не обращать внимание на попытки уйти в
отпуск лечь на больничный – словом всячески сопротивляться увольнением, – поясняет
Савченко. – Способ простой и рабочий – нет старой структуры – нет и штата. А в
новую структуру – ОГУ – возьмут лишь тех, кто прошел через такого рода
техническую условную люстрацию".
Не исключено, что уволенные будут
восстанавливаться через суды – таких прецедентов у нас хватает, в том числе на
уровне Конституционного суда Украины.
Адвокат Татьяна Матяш считает, что
принятием закона, запускающего переформатирование прокуратуры, мы перечеркнули
все реформы и вернулись к "совку".
"Ликвидированы какие-либо гарантии
самоуправления, съезды, общие решения и т.д. Мы вернулись к четкой иерархии:
начальник всё решает, значит, он всегда прав, – поясняет эксперт. – Админдолжности
теперь – кум-сват-брат. Это единственный теперь путь карьеры. То есть,
отсутствие перспектив роста для достойных. Только свои. Отсутствие конкурса на
админдолжности приводит к тому, что оперативник СБУ назначается прокурором
крупной области. Раньше была бальная система, конкурсы. Такую должность мог
получить только действующий сотрудник прокуратуры. В общем, мы получили очередные
испытания для всего состава прокуратуры, кроме админдолжностей. Причем, как сейчас
модно, в турборежиме. Ну и – полная изоляция от общественного контроля".
Эксперт Украинского института
будущего Евгений Енин, прокомментировал для издания "Комментарии" происходящие в прокуратуре
процессы и назвал реформу ГПУ долгожданной. При этом подчеркнул, что ее
реализация невозможна без взвешенности, профессионализма и стальных нервов
генпрокурора и его команды.
"Руслан Рябошапка пока имеет кредит
поддержки общества, однако время быстро проходит. Максимум через один-два
месяца страна потребует от него конкретных результатов, – уверен Енин. – Генпрокурор
оказался в ситуации, когда ему надо одновременно "разобрать автомобиль" и "доехать
до места назначения". Любая система подвергается реформированию первые два
месяца. В дальнейшем она "идет в контратаку", и руководителю почти невозможно
что-то изменить".
Эксперт УИБ считает, что сейчас
прокуратура вступает в крайне турбулентную фазу, связанную с рядом
одновременных процессов: переаттестация кадров, окончательная потеря функций
следствия и связанная с этим передача уголовных производств в органы
досудебного расследования, обеспечение "посадок", которых еще с весны требует
от новой власти общество.
"Конечно же, враги тоже не спят – "итальянский
страйк" прокуроров, не поддающихся переаттестации; "Американский скандал",
который имеет много составляющих; первые попытки публичного давления на
генпрокурора со стороны потенциальных клиентов прокуратуры, – перечисляет Енин
проблемы. – Всё это происходит на фоне крайне низкого уровня доверия населения
к правоохранительным органам Украины, а также отсутствия надлежащей системы
внутренних и внешних коммуникаций со стороны руководства ГПУ".
Некоторые кадровые назначения также
не внушают оптимизма относительно системных изменений, при этом отдельные "чемпионы
токсичности" все еще остаются в прокуратуре и в первую очередь в ГПУ, уверен
эксперт.
"Окно возможностей для реформы прокуратуры закроется очень скоро, в то же время теоретически шанс на успех еще есть", – считает Енин.
Новости партнеров
Новости