Рубрики
МЕНЮ
Татьяна Веремеева
В политологии для обозначения таких действий есть специальный термин – "скрытые"
полномочия, который защитники расширенных возможностей президента трактуют как
законное право самостоятельно определять круг обязанностей, исходя из личных
понятий о благе государства, а злые языки называют банальной узурпацией власти.
Украину эта "болезнь" стороной уж точно не обошла. Полная опись полномочий
президента Украины представлена в основном законе государства – Конституции. И
хотя влияние главы государства на законодательную, исполнительную и судебную
ветви власти сложно переоценить, каждому очередному хозяину Банковой этого
казалось мало.
Впрочем, обвинить в использовании скрытых полномочий первого президента
Украины Леонида Кравчука сложно. В период его правления в стране действовала
Конституция УССР 1978 года, перекраиваемая на ходу. Президент имел право
выдвигать кандидатуру премьер-министра, создавать и ликвидировать министерства,
а также аннулировать решения правительства.
Более широким простором для действий обладал на тот момент будущий глава
государства Леонид Кучма, занимавший с 1992 по 1993 годы пост премьер-министра.
На время недолгой каденции он получил практически неограниченные полномочия – издание
приравниваемых к законам декретов и право назначать глав областных советов
(чуть позднее, на местных выборах 1994 года, эта привилегия будет в первый и
последний раз доверена населению).
Конституцией, а вместе с ней и списком полномочий президента, Украина
обзавелась только с приходом на пост главы государства Леонида Кучмы. В лучших
традициях эпохи своего премьерства Кучма настаивал на расширенных возможностях
для президента. Включая, например, право распустить парламент в случае, если он
трижды не утвердил кандидатуру премьера. Такие выпады явно не устраивали самих
парламентариев. Назрел политический кризис, преодолеть который смог только
президентский указ о досрочном роспуске ВРУ и последовавшие за ним часы
напряженной работы в стенах Верховной Рады в ночь на 28 июня 1996 года.
Прения между президентом и парламентом закончились компромиссом – первой
редакцией Конституции. Документ из 161 статьи определял нашу страну как
президентско-парламентскую республику, оставляя за главой государства право
назначать Кабмин по представлению премьера, а самого премьера – по
представлению Верховной Рады.
В 2000 году, после переизбрания на новый срок, второй президент Украины
решился на новую попытку "заткнуть за пояс" парламент, для чего был проведён
всенародный референдум. В числе вопросов: создание двухпалатного парламента,
зависимого от президента; расширенные возможности роспуска Рады, сокращение
числа депутатов до 300 человек и снятие депутатской неприкосновенности. В
результате голосования по всем пунктам были получены положительные ответы.
Оставалось всего лишь "протащить" изменения основного закона через Верховную
Раду, но в этот момент вспыхивает "кассетный скандал" с убийством журналиста
Георгия Гонгадзе и об инициативе Леониду Кучме приходится забыть. Равно как и о
третьем сроке президентства. С этого момента его команда под руководством
тогдашнего главы АП Виктора Медведчука разворачивается на 180 градусов и
готовит изменения в Конституцию, призванные ослабить власть будущего главы
государства и усилить влияние парламента.
Наиболее ярким примером реализации скрытых полномочий в период правления
Кучмы можно назвать Указ президента от 26 мая 1998 "О мерах по
обеспечению конституционных прав граждан, а также руководства процессами
жизнедеятельности Одессы", фактически отменявший результаты выборов мэра.
Вместо победителя голосования Эдуарда Гурвица на пост городского головы (на
правах исполняющего обязанности) был назначен человек Кучмы – вице-премьер
министр Николай Билоблоцкий. Только спустя 9 лет документ был признан
неконституционным и отменён.
Не брезговали при втором президенте (как, впрочем, и при последующих)
указами под грифом "Опубликованию не подлежит", явно нарушающими 57 статью
Конституции, гласящую, что любые нормативно-правовые акты считаются действительными
только если они доведены до сведения населения. Несмотря на последующую борьбу
с "кучмизмом" содержание всех этих документов, а их за 10 лет президентства
накопилось немало, так и не были обнародованы. Однако время от времени некоторая
информация всё же просачивалась и тогда оказывалось, что речь в них идёт не о
серых канцелярских буднях, а вещах, публично говорить о которых не принято.
Например, продаже нескольких государственных санаториев и пансионатов, по
закону не подлежащих приватизации.
Президент Виктор Ющенко, пришедший к власти на волне массовых протестов на
Майдане зимой 2004-2005, принял должность с расширенными полномочиями. Но
ненадолго – всего лишь на год. С 1 января 2006 года заработала первая
Конституционная реформа, существенно урезающая права главы государства. В
команде "любимых друзей" полагали, что данная парламентом отсрочка позволит
взять управление государством под свой контроль, однако на деле правящий лагерь
раскололся, и защищать президентско-парламентскую форму правления стало
некому.
По новым правилам игры, в парламенте создавалась коалиция, которая должна
была утверждать Кабмин и премьера. За президентом осталось право назначать
губернаторов, глав Министерства обороны и СБУ, предлагать кандидата на
должность генпрокурора, а также ряд других важных рычагов. Впрочем, такое
положение вещей не устраивало ни президента, ни премьер-министра и привело к
очередному внутриполитическому кризису, выходом из которого стал не совсем
конституционный роспуск парламента. Формулировки главной причины
расформирования ВРУ постоянно менялись по принципу "не мытьём, так катаньем".
Если сначала говорилось о неконституционности формирования "Коалиции
национального единства" (объединение регионалов, коммунистов и социалистов), то
под конец в команде президента начали давить на недостаточную численность
состава Рады, что было связано с массовым отказом сторонников Ющенко от своих
депутатских мандатов. После досрочных выборов 2007 года глава государства явно
вошёл во вкус и ещё несколько раз безуспешно грозил очередным роспуском ВРУ.
Следующего президента Украины – Виктора Януковича – журналисты не без
оснований называли "собирателем полномочий". Сразу же после прихода к власти он
с помощью подконтрольного Конституционного суда реанимирует
президентско-парламентскую форму правления, основанную своим "политическим
отцом" – Леонидом Кравчуком. КС признаёт незаконной Конституционную реформу
2006 года, а вместе с ней и прописанные там понятия "коалиции" и "оппозиции". В
связи с чем в лагере "регионалов" даже звучали предложения исключить из
регламента ВРУ пункт о формировании представителями оппозиции традиционной
повестки дня по средам.
Кроме того, на расширение полномочий президента чуть ли не в ручном режиме работал
парламент, с лёгкостью принимавший инициативы гаранта. Так, главе государства
оказалась подчинена вся вертикаль исполнительной власти (Закон о центральных
органах исполнительной власти, 2011), и назначение подконтрольного
Генпрокурора. По комплексной оценке главы Киево-Могилянской академии Андрея
Мелешевича, возможности Януковича как главы государства во время каденции по
десятибалльной шкале, где 10 – "уровень бога", достигали 8 баллов – наивысшей
оценки за всю историю института президентства в Украине. Впрочем, во
время событий зимы 2013-2014 годов такая высокая концентрация власти в
одних руках мало чем помогла бывшему триумфатору.
В лучших революционных традициях Украины новоизбранный глава государства
Пётр Порошенко первым делом отменил решение предыдущей власти о незаконной
Конституционной реформе. "Гвоздём" его предвыборной программы были обещания
начать "жить по-новому" и не претендовать на большие президентские полномочия,
чем те, на которые его изберут. Однако почти сразу стало ясно, что
парламентско-президентская форма правления явно в тягость действующему гаранту
Конституции. Уже через три недели после инаугурации Порошенко вносит в
парламент законопроект "О внесении изменений в Конституцию Украины" № 4178а,
оставляющий за президентом право самостоятельно назначать и увольнять
руководителей структур антимонопольного регулирования и регулирования природных
монополий. Проект был отозван в ноябре 2014 года, но, как говорится, осадочек
остался.
"Жизнь по-новому" обернулась систематическими нарушениями самим гарантом
установленных законодательных процедур (где обход требований регламента – самый
мягкий грех) и таких конституционных норм как 94 статья КУ, обязывающая главу
государства подписывать законопроекты, принятые Верховной Радой в течение 15
дней. Для многих законов две недели превращались в месяцы и годы, а, к примеру,
проект о внесении изменений в ЗУ "О банках и банковской деятельности" №5553 от
19.12.2016 за авторством самого Порошенко вообще до сих пор лежит "под сукном".
Случаи применения Порошенко скрытых полномочий можно перечислять достаточно
долго. Это и содействие в трудоустройстве Генпрокурором своего кума Юрия Луценко
(ради чего даже был принят отдельный закон); и трёхлетнее уклонение от
обязанности формировать состав Центральной избирательной комиссии; и
продолжение практики предшественников с поручениями Кабмину и другим органам
государственной власти (согласно Конституции, единственными адресатами таких
актов могут быть только МО и МИД); и незаконное вмешательство в новосозданные
антикоррупционные органы и прокуратуру (согласование кандидатур глав НАБУ и
ГБР, военных прокуроров); и огромное влияние на судебную власть. Уже не говоря
о совмещении обязанностей президента и крупного бизнесмена, на что чаще всего
обращали внимание СМИ из-за вопиющего конфликта интересов.
Словом, под знаменем борьбы с диктатурой Януковича провозглашённая
парламентско-президентская форма правления в Украине по факту была превращена в
президентско-парламентскую с расширенными полномочиями главы государства,
которым могли бы позавидовать некоторые предыдущие хозяева Банковой.
Что касается президента Владимира Зеленского, то он унаследовал от своих
предшественников массу прецедентов и отказываться от использования скрытых
полномочий пока явно не собирается.
Новости партнеров
Новости