logo

Coinspot 06.06.2020

BTC/USD

9603.69

ETH/USD

241.51

LTC/USD

46.87

НБУ 06.06.2020

USD/UAH

26.85

EUR/UAH

30.40

RUB/UAH

0.39

comment

Рубрики

comment

МЕНЮ

Главная Статьи Политика президент Президентская вольница или скрытые полномочия президентов Украины
commentss НОВОСТИ Все новости

Президентская вольница или скрытые полномочия президентов Украины

Склонность первых лиц государства выходить за рамки закона, кажущегося им несовершенным, – характерная черта правления во многих странах постсоветского пространства. Несоблюдение норм Конституции её гарантом, как правило, всегда остаётся безнаказанным, что превращает институт президентства в разновидность монархии с ограниченным сроком правления

27 сентября 2019, 12:12 comments2977
Президентская вольница или скрытые полномочия президентов Украины

В политологии для обозначения таких действий есть специальный термин – "скрытые" полномочия, который защитники расширенных возможностей президента трактуют как законное право самостоятельно определять круг обязанностей, исходя из личных понятий о благе государства, а злые языки называют банальной узурпацией власти.

Скрытые полномочия президентов на заре формирования государственности

Украину эта "болезнь" стороной уж точно не обошла. Полная опись полномочий президента Украины представлена в основном законе государства – Конституции. И хотя влияние главы государства на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти сложно переоценить, каждому очередному хозяину Банковой этого казалось мало. 

Впрочем, обвинить в использовании скрытых полномочий первого президента Украины Леонида Кравчука сложно. В период его правления в стране действовала Конституция УССР 1978 года, перекраиваемая на ходу. Президент имел право выдвигать кандидатуру премьер-министра, создавать и ликвидировать министерства, а также аннулировать решения правительства. 

Более широким простором для действий обладал на тот момент будущий глава государства Леонид Кучма, занимавший с 1992 по 1993 годы пост премьер-министра. На время недолгой каденции он получил практически неограниченные полномочия – издание приравниваемых к законам декретов и право назначать глав областных советов (чуть позднее, на местных выборах 1994 года, эта привилегия будет в первый и последний раз доверена населению).

Конституцией, а вместе с ней и списком полномочий президента, Украина обзавелась только с приходом на пост главы государства Леонида Кучмы. В лучших традициях эпохи своего премьерства Кучма настаивал на расширенных возможностях для президента. Включая, например, право распустить парламент в случае, если он трижды не утвердил кандидатуру премьера. Такие выпады явно не устраивали самих парламентариев. Назрел политический кризис, преодолеть который смог только президентский указ о досрочном роспуске ВРУ и последовавшие за ним часы напряженной работы в стенах Верховной Рады в ночь на 28 июня 1996 года.  Прения между президентом и парламентом закончились компромиссом – первой редакцией Конституции. Документ из 161 статьи определял нашу страну как президентско-парламентскую республику, оставляя за главой государства право назначать Кабмин по представлению премьера, а самого премьера – по представлению Верховной Рады. 

В 2000 году, после переизбрания на новый срок, второй президент Украины решился на новую попытку "заткнуть за пояс" парламент, для чего был проведён всенародный референдум. В числе вопросов: создание двухпалатного парламента, зависимого от президента; расширенные возможности роспуска Рады, сокращение числа депутатов до 300 человек и снятие депутатской неприкосновенности. В результате голосования по всем пунктам были получены положительные ответы. Оставалось всего лишь "протащить" изменения основного закона через Верховную Раду, но в этот момент вспыхивает "кассетный скандал" с убийством журналиста Георгия Гонгадзе и об инициативе Леониду Кучме приходится забыть. Равно как и о третьем сроке президентства. С этого момента его команда под руководством тогдашнего главы АП Виктора Медведчука разворачивается на 180 градусов и готовит изменения в Конституцию, призванные ослабить власть будущего главы государства и усилить влияние парламента. 

Наиболее ярким примером реализации скрытых полномочий в период правления Кучмы можно назвать Указ президента от  26 мая 1998 "О мерах по обеспечению конституционных прав граждан, а также руководства процессами жизнедеятельности Одессы", фактически отменявший результаты выборов мэра. Вместо победителя голосования Эдуарда Гурвица на пост городского головы (на правах исполняющего обязанности) был назначен человек Кучмы – вице-премьер министр Николай Билоблоцкий. Только спустя 9 лет документ был признан неконституционным и отменён. 

Не брезговали при втором президенте (как, впрочем, и при последующих) указами под грифом "Опубликованию не подлежит", явно нарушающими 57 статью Конституции, гласящую, что любые нормативно-правовые акты считаются действительными только если они доведены до сведения населения. Несмотря на последующую борьбу с "кучмизмом" содержание всех этих документов, а их за 10 лет президентства накопилось немало, так и не были обнародованы. Однако время от времени некоторая информация всё же просачивалась и тогда оказывалось, что речь в них идёт не о серых канцелярских буднях, а вещах, публично говорить о которых не принято. Например, продаже нескольких государственных санаториев и пансионатов, по закону не подлежащих приватизации. 

Скрытые полномочия президентов от Майдана к Майдану

Президент Виктор Ющенко, пришедший к власти на волне массовых протестов на Майдане зимой 2004-2005, принял должность с расширенными полномочиями. Но ненадолго – всего лишь на год. С 1 января 2006 года заработала первая Конституционная реформа, существенно урезающая права главы государства. В команде "любимых друзей" полагали, что данная парламентом отсрочка позволит взять управление государством под свой контроль, однако на деле правящий лагерь раскололся, и защищать президентско-парламентскую форму правления стало некому. 

По новым правилам игры, в парламенте создавалась коалиция, которая должна была утверждать Кабмин и премьера. За президентом осталось право назначать губернаторов, глав Министерства обороны и СБУ, предлагать кандидата на должность генпрокурора, а также ряд других важных рычагов. Впрочем, такое положение вещей не устраивало ни президента, ни премьер-министра и привело к очередному внутриполитическому кризису, выходом из которого стал не совсем конституционный роспуск парламента. Формулировки главной причины расформирования ВРУ постоянно менялись по принципу "не мытьём, так катаньем". Если сначала говорилось о неконституционности формирования "Коалиции национального единства" (объединение регионалов, коммунистов и социалистов), то под конец в команде президента начали давить на недостаточную численность состава Рады, что было связано с массовым отказом сторонников Ющенко от своих депутатских мандатов. После досрочных выборов 2007 года глава государства явно вошёл во вкус и ещё несколько раз безуспешно грозил очередным роспуском ВРУ.

Следующего президента Украины – Виктора Януковича – журналисты не без оснований называли "собирателем полномочий". Сразу же после прихода к власти он с помощью подконтрольного Конституционного суда реанимирует президентско-парламентскую форму правления, основанную своим "политическим отцом" – Леонидом Кравчуком. КС признаёт незаконной Конституционную реформу 2006 года, а вместе с ней и прописанные там понятия "коалиции" и "оппозиции". В связи с чем в лагере "регионалов" даже звучали предложения исключить из регламента ВРУ пункт о формировании представителями оппозиции традиционной повестки дня по средам. 

Кроме того, на расширение полномочий президента чуть ли не в ручном режиме работал парламент, с лёгкостью принимавший инициативы гаранта. Так, главе государства оказалась подчинена вся вертикаль исполнительной власти (Закон о центральных органах исполнительной власти, 2011), и назначение подконтрольного Генпрокурора. По комплексной оценке главы Киево-Могилянской академии Андрея Мелешевича, возможности Януковича как главы государства во время каденции по десятибалльной шкале, где 10 – "уровень бога", достигали 8 баллов – наивысшей оценки за всю историю института президентства в Украине. Впрочем, во время  событий зимы 2013-2014 годов такая высокая концентрация власти в одних руках мало чем помогла бывшему триумфатору.

Скрытые полномочия президента под знаменем борьбы с диктатурой

В лучших революционных традициях Украины новоизбранный глава государства Пётр Порошенко первым делом отменил решение предыдущей власти о незаконной Конституционной реформе. "Гвоздём" его предвыборной программы были обещания начать "жить по-новому" и не претендовать на большие президентские полномочия, чем те, на которые его изберут. Однако почти сразу стало ясно, что парламентско-президентская форма правления явно в тягость действующему гаранту Конституции. Уже через три недели после инаугурации Порошенко вносит в парламент законопроект "О внесении изменений в Конституцию Украины" № 4178а, оставляющий за президентом право самостоятельно назначать и увольнять руководителей структур антимонопольного регулирования и регулирования природных монополий. Проект был отозван в ноябре 2014 года, но, как говорится, осадочек остался. 

"Жизнь по-новому" обернулась систематическими нарушениями самим гарантом установленных законодательных процедур (где обход требований регламента – самый мягкий грех) и таких конституционных норм как 94 статья КУ, обязывающая главу государства подписывать законопроекты, принятые Верховной Радой в течение 15 дней. Для многих законов две недели превращались в месяцы и годы, а, к примеру, проект о внесении изменений в ЗУ "О банках и банковской деятельности" №5553 от 19.12.2016 за авторством самого Порошенко вообще до сих пор лежит "под сукном". 

Случаи применения Порошенко скрытых полномочий можно перечислять достаточно долго. Это и содействие в трудоустройстве Генпрокурором своего кума Юрия Луценко (ради чего даже был принят отдельный закон); и трёхлетнее уклонение от обязанности формировать состав Центральной избирательной комиссии; и продолжение практики предшественников с поручениями Кабмину и другим органам государственной власти (согласно Конституции, единственными адресатами таких актов могут быть только МО и МИД); и незаконное вмешательство в новосозданные антикоррупционные органы и прокуратуру (согласование кандидатур глав НАБУ и ГБР, военных прокуроров); и огромное влияние на судебную власть. Уже не говоря о совмещении обязанностей президента и крупного бизнесмена, на что чаще всего обращали внимание СМИ из-за вопиющего конфликта интересов. 

Словом, под знаменем борьбы с диктатурой Януковича провозглашённая парламентско-президентская форма правления в Украине по факту была превращена в президентско-парламентскую с расширенными полномочиями главы государства, которым могли бы позавидовать некоторые предыдущие хозяева Банковой.

Что касается президента Владимира Зеленского, то он унаследовал от своих предшественников массу прецедентов и отказываться от использования скрытых полномочий пока явно не собирается. 


Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы первыми узнать о самых важных событиях!


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: https://comments.ua
comments

Новости партнеров

Новости

Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!