Рубрики
МЕНЮ
0
Політолог.
Професор кафедри міжнародних відносин, інформації та регіональних студій НАУ.
Академік Академії політико-правових наук України.
Прошло сто дней со дня конфискации в госсобственность крупных активов в энергетической сфере. Обосновывалось подобное решение рисками национальной безопасности и, якобы, отказом «Укрнафты» (мажоритарным акционером которой был при этом государственный «Нафтогаз») поставлять нефтепродукты украинской армии. Подобные обвинения звучали с уст не кого-нибудь, а целого замглавы ОП Ростислава Шурмы на всемирном экономическом форуме в Давосе.
Однако, как оказалось позже, компания и не могла поставлять нефтепродукты ВСУ, так как ее основной функцией является добыча нефти. Контрактов на поставки нефтепродуктов ВСУ у нее вовсе не было. В отличие от «Укртатнафты», которая и поставила, как видно из открытых источников, 55 тысяч тонн нефтепродуктов в первые, самые сложные месяцы полномасштабного вторжения россии в Украину. Но после того, как рашисты несколько раз обстреляли и фактически уничтожили «Кременчугский НПЗ», который был главным активом «Укртатнафты» и производителем нефтепродуктов в Украине, конфискация этих двух предприятий мне казалась
вообще малоперспективным делом.
Насколько оправданным и целесообразным было такое решение в условиях полномасштабной войны следует, по моему мнению, оценивать по двум критериям:
- насколько увеличилась прибыль компаний, а значит и доходы государства;
- помощь ВСУ.
Из интервью «Форбс» нынешнего управленца обеих компаний, а в недавнем прошлом главы сети заправок «WOG» Корецкого я так и не понял, входит ли в планы руководства оказывать помощь ВСУ и в каких объёмах. Ни слова об этом сказано не было. Как обычно, положение в компаниях описывается в мрачных тонах, а планы развития касаются лишь увеличения продаж условных «хот-догов», что действительно хорошо получалось у Корецкого на предыдущем месте работы. Вот только где планируется брать и обрабатывать сырье после приостановки работы крупнейшего в стране НПЗ в Кременчуге я так и не понял.
Я также понял, что за это же время количество долгов предприятия лишь увеличилось, что логично обосновывается тяжелыми потерями в результате боевых действий и традиционной неэффективной работой «папередныкив».
В итоге в сухом остатке по итогам первых 100 дней пребывания двух компаний в управлении нового менеджмента мы имеем:
Государство приобрело много «пассивов» и долгов и речь теперь может идти не о прибыли, а о финансовых вливаниях. Потеряло основной актив, который и поставлял нефтепродукты в крупнейшую систему АЗС, переработанные из нефти, добытой «Укранафтой».
То есть оба предприятия получали и реализацию конечного продукта с высокой добавленной стоимостью, и загрузку основных мощностей. Нефть «Укрнафтой» по-прежнему добывается и добыча в 2022-м почти не пострадала, но где ее перерабатывать пока неясно. При этом допускается покупка импортной нефти. Как я понял из интервью, по итогам года обе компании покажут значительные убытки. Перспективы без привлечения внешних заимствований, туманны. А на самом их привлечении, как известно, можно хорошо заработать.
При этом и сеть АЗС может генерировать денежные потоки, которые можно будет делить здесь и сразу. Но прибыль будут делить те, кто контролирует деятельность компании и все процессы, а не государство и тем более не ВСУесть государству, как и армии, конфискация предприятия ничего хорошего не дала. При этом уже очевидно, что в будущем принесет еще и проблемы, поскольку речь идет о временном управлении и после окончания войны предприятие вернут владельцам. А те, можно не сомневаться, будут судиться за все свои убытки. И судиться они будут с государством, а не с условным «продавцом хот-догов».
Это все чем-то напорэмнило мне схемы времен Курченко при Януковиче. Тогда тоже бизнес отжимался под формальными предлогами и, по сути, вся мощь госмашины использовалась для обогащения определенных лиц во власти. Единственное отличие – у Курченко было хуже с пиаром . Как все закончится у новой "команды эффективных менеджеров" в реалиях 2023 года, спрогнозировать сложнее. Тут все может закончиться и хуже, учитывая реалии полномасштабной войны. Ведь все ходы сейчас записываются.
Но это уже совсем другая история.
Новости партнеров
Другие материалы автора
Новости