Рубрики
МЕНЮ
0
аналітика, економіка, фінанси
Постійний автор «Ділової столиці» та інших провідних видань, лідер рейтингів медійного цитування. Має великий досвід роботи в банках та інвестиційних компаніях. Працював начальником департаменту цінних паперів, директором іпотечного центру. Багаторічний радник президента Асоціації українських банків.
Предупреждал - получаем.
С середины прошлого года пишу о том, что выплачивая проценты по депозитным сертификатам в пользу коммерческих банков, НБУ, по сути, залазит в наш с вами карман.
Делает он это с помощью приватизации "сеньоража" - дохода от права выпуска денег.
В Средние века, эта прибыль принадлежала "сеньору", который обладал монопольным правом на чеканку монет со своим профилем.
В наше время, этот доход принадлежит народу в виде монопольного права государства печатать фиатные деньги с профилем исторических героев на банкнотах.
В данный момент, мы наблюдаем "кражу века" - похищение более 100 млрд грн народных денег в виде прибыли НБУ.
По своей экономической сути, это равноценно краже золота и кэша из хранилища центрального банка.
А теперь о механике.
Нацбанк - это аналог обычного финансового учреждения, только с правом эмиссии денег.
В активе у него - кредиты, которые он выдает коммерческим банкам (рефинансирование), валюта, золото и вложения в ценные бумаги.
В том числе, в военные облигации Минфина (400 млрд грн).
Так формируются доходы центрального банка.
А в пассиве - он выплачивает проценты по депозитным сертификатам коммерческих банков. Так формируются расходы НБУ.
Разница между доходами и расхордами регулятора - та самая прибыль, которую он должен передать государству.
По военным облигациям Нацбанк получает процент равный его же учетной ставке. То есть, НБУ сам устанавливает себе доходность по облигациям Минфина.
В прошлом году, учетная ставка в январе-июне была на уровне до 10% и лишь затем - была повышена до 25%. Но даже полгода такой ставки позволили НБУ перечислить в бюджет прибыль в размере 72 млрд грн.
В 2024 году, НБУ планирует перечислить в бюджет прибыль в размере всего лишь 17 млрд грн или на 55 млрд грн меньше (падение почти в 4,3 раза!).
Основная причина этого - колоссальные выплаты по депозитным сертификатам в пользу банков, которые составят в этом году порядка 100 млрд грн.
То есть, если бы НБУ не запустил схему с депозитными сертификатами, его прибыль составила бы примерно 120 млрд грн, а не 17 млрд - как получилось по факту.
То есть у государства забрали и перераспределили в пользу коммерческих банков порядка 100 млрд грн.
Понятно, что операции по иммпобилизации свободной ликвидности банков нужны.
Но это должны быть операции с более низкими ставками и не с такими объемами, когда почти вся ликвидность уходит в депозитные сертификаты, которые замещают кредитование реального сектора экономики.
Действия НБУ привели к перераспределению прибыли государства от выпуска денег в размере 2,7 млрд дол в пользу ограниченной группы банков.
Кстати, об этом же риске, только на примере европейской модели, писал и профессор Грауве, один из ведущих западных экономистов в сфере инструментов монетарной политики.
Я предупреждал о том, что так будет еще с середины прошлого года.
Новости партнеров
Другие материалы автора
Новости