Блог

Максим Сундалов: Семь раз отрежь. Как учиться на своих ошибках

По статистике, 90% стартапов проваливаются, но их последующие попытки построить бизнес — гораздо успешнее.

0

comments2114

Максим Сундалов

Сооснователь и руководитель онлайн-школы английского языка EnglishDom

Окончил Колледж автоматики и телемеханики по специальности “Компьютерная инженерия”, а также Днепропетровский горный университет. Имеет два высших образования в сфере экономической кибернетики и филологии (английский язык и литература). Профессиональное становление начал в локальной школе английского языка, где прошел путь от преподавателя и руководителя направлений “Английский для взрослых” и “Корпоративное обучение” до соучредителя школы. В 2007 г., объединив успешную преподавательскую деятельность со знаниями интернет технологий, Максим перешел в онлайн, где запустил информационный ресурс и email курс по изучению английского языка. В 2010 г. полученный опыт в онлайне послужил основой для создания EdTech стартапа EnglishDom, который объединяет видео уроки с преподавателем, интерактивный учебник, онлайн курсы, онлайн тренажер, разговорные клубы, мобильные приложения ED Words и ED Courses, и обеспечивает мотивацию студента на всем этапе изучения английского языка. Максим женат, увлекается большим теннисом и йогой.

По статистике, 90% стартапов проваливаются, но их последующие попытки построить бизнес — гораздо успешнее. В предпринимательстве есть негласное правило: чем больше ошибок ты совершил ранее, тем лучше продукт получишь в итоге. 

 

Кейс EnglishDom подтверждает этот подход. Пять лет назад мы решили запустить приложение, похожее на LinguaLeo. Так вдохновились этим международным проектом, что с головой погрузились в идею и инвестировали в разработку много ресурсов.

 

Через три месяца получили готовое приложение, «выкатили» его — и даже близко не увидели «вау-эффекта». Оно практически не зашло пользователям: результат получился в десять раз хуже, чем мы ожидали.

 

Мы признали свою ошибку, но это нас не сломало. Да, это стоило денег, времени и усилий, но ведь наработанная в итоге экспертиза и даже код легли в основу нашего основного продукта — цифрового интерактивного учебника ED Class, у которого не было аналогов. 

 

Этот кейс — дорогой и ценный урок для команды EnglishDom. Мы набили много шишек, но получили опыт и прокачались в технической экспертизе. А главное еще раз убедились: ошибок не избежать, поэтому не стоит на них зацикливаться.

 

Почему совершать ошибки — нормально

 

Несколько лет назад в Google проанализировали две сотни команд, чтобы понять, почему одни успешны в работе, а другие «прогорают». Как оказалось, в сильных коллективах все в порядке с «психологической безопасностью». Там у сотрудников есть возможность рисковать и предлагать свои идеи, не боясь осуждения и ошибок. 

 

В последнее время модно говорить о том, что не нужно бояться ошибок. Но по факту современный человек все еще живет в страхе. Зайдите в соцсети — там продолжает культивироваться идея совершенства и безупречности. Все делятся историями успеха, и мало кто — неудачами. Влияние интернет-компаний из Кремниевой Долины на мир постепенно меняет парадигму с «ошибка — плохо» на «ошибка — проверка гипотезы». Но процесс движется довольно неспешно, выходя на большую аудиторию примерами успехов после провалов известных личностей или историями с мероприятий вроде Fuckup Nights, где спикеры описывают свои неудачи и делятся выводами.

 

Получается замкнутый круг: мы боимся сделать что-то не так, ничего не делаем и не получаем результата. Американский миллиардер Рэй Далио в своей книге «Принципы. Жизнь и работа» пишет: «Без боли нет результата. Наиболее серьезные изменения личность человека претерпевает под влиянием боли от ошибок, которые он никогда не захочет совершить снова — так называемое состояние достичь дна». 

 

Я отчасти согласен с его словами. Ошибки нас закаляют и делают сильнее. Правда, при условии, что мы на них учимся. Вот как я предлагаю это делать.

 

1. Сдаться вы всегда успеете

 

Основатели Airbnb Брайан Чески и Джо Геббиа на старте бизнеса долго не могли найти инвесторов, хоть и предлагали выгодные условия: $150 тысяч в обмен на 10% акций компании. Но тогда никто не верил в их идею и не видел в ней перспектив. 

 

Денег у стартаперов не было, и они решили подзаработать в другом бизнесе — начали продавать хлопья. Во время американской президентской кампании в 2008 году они запустили два бренда хлопьев с «кандидатским неймингом» — Obama O's и Cap'n McCain's. Идея взлетела, у них получилось хорошо заработать и погасить все долги. 

 

Позже Брайан Чески и Джо Геббиа вернулись к поиску инвесторов, подали заявку на Y Combinator, и основатель программы Пол Грэм пригласил их на встречу. На питче стартаперы «между прочем» рассказали и о своей затее с хлопьями. Инвесторы оценили предприимчивость ребят и решили вложиться в их стартап.

 

Это история показывает, что в любой непонятной ситуации с неудачами, нужно пробовать еще. Главное, не делать все, как прежде, иначе и результат получится аналогичным.

 

2. Проводите работу над ошибками

 

В NASA есть специальный журнал, в котором собраны все ошибки и неудачи компании, начиная с 1960 года. Логика такая: когда в рабочих процессах происходят сбои, команда анализирует, что пошло не так, ищет решение и детально описывает кейс в отдельном документе. Так новым сотрудникам уже проще — они могут изучить популярные ошибки и не наступать на те же грабли. То есть, учатся на чужих. 

 

Подобный подход мы вплетаем и в собственный процесс обучения. Наши студенты учатся по цифровому учебнику, который исправляет и «запоминает» ошибки: сколько раз студент выбрал неправильный вариант, какие грамматические правила сложно выучить. Это помогает направить фокус студента в правильное русло и разобраться в моментах, которые вызывают сложности или непонимание.

 

Поэтому главное при совершении ошибок — уметь их анализировать и делать выводы. Тогда выше шансы, что вы не будете делать одни и те же промахи.

 

3. Не казните себя за провалы

 

Вбейте в поисковик «провалы Илона Маска» и вы удивитесь, из скольких неудач состоит его путь бизнесмена. На старте карьеры его не взяли в компанию Netscape — компанию, которая занималась разработкой браузеров. Ему даже не ответили на резюме. 

 

Позже Маск создал свою компанию — Global Link. На протяжении года развивал ее, привлек инвестиции, а потом его заменили на более опытного директора. В те времена это было частой практикой. 

 

Сейчас у Илона Маска не меньше факапов. Например, три первых запуска ракеты Falcon 1 закончились авариями, что чуть не обанкротило его компанию SpaceX. Также постоянные курьезы случаются с электрокарами, которые выпускает Tesla, или в управлении компании в целом. «Чрезмерная автоматизация в Tesla была ошибкой. Если конкретно — моей ошибкой. Люди недооценены» — гласит один из его постов в Twitter.

 

Тем не менее, сегодня Маск считается одним из самых успешных предпринимателей в мире, а в 2021 году он стал еще и самым богатым человеком планеты. Состояние бизнесмена оценивается в $185 миллиардов. «Неудача — это средство достижения цели. Если их нет, значит вы недостаточно инновационны», — говорит он. 

 

Вместо вывода

 

Эксперименты показывают, что мозг учится на ошибках. Команда ученых доказала, что если человек не боится допустить ошибку, то, ошибаясь, он не впадает в панику, а тут же фокусируется и анализирует, что пошло не так. Если же мы «запрещаем» себе ошибаться, то замыкаемся в своем страхе и боимся что-то сделать.

 

Поэтому примите неизбежность ошибок. А еще лучше — воспринимайте их не как неудачи и провалы, а как проверку гипотез.



comments

Новости партнеров

comments

Другие материалы автора


Новости

Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!