Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Известная истина — в любом решении, касающемся реформирования хозяйственной деятельности, в данном случае речь пойдет о морских портах, должны преобладать экономический расчет, правильная оценка текущего состояния дел и перспектив дальнейшего развития.
О том, что реформа портов давно назрела и принятие закона, регламентирующего деятельность в формате государственно-частного партнерства своевременная и крайне необходимая мера – было понятно всем, кто имеет отношение к этой сфере деятельности.
После вступления в силу Закона Украины "О морских портах Украины" началось реформирование портового хозяйства Украины, по результатам которого государственные морские торговые порты были разделены на филиалы государственного предприятия "Администрация морских портов Украины" (АМПУ), и госпредприятия — порты (ГП), которые выполняют функции государственных портовых операторов.
На самом деле реформа привела к созданию дополнительной административной надстройки в виде госпредприятия "Администрация морских портов Украины", целью деятельности которой стала централизация средств, заработанных государственными портами, и содержание на них самой Администрации, а также реализации "нужных" проектов, в том числе не связанных с проблемами отрасли. К сожалению, схема разделения государственного имущества, полномочий и функций между Администрацией морских портов Украины и государственными предприятиями оказалась несовершенной и значительно варьируется в разных портах.
АМПУ через филиалы в портах управляет госимуществом, ежегодно получая около 2 млрд грн портовых сборов. Эти огромные средства направляются на лоббируемые определенными финансовыми группами и "нужные" проекты. Наглядный пример – Компания "Портинвест". Она давно объявила о своих масштабных инвестиционных проектах в портах Мариуполя и "Южный". И не только. Ее аппетиты этим не ограничиваются. Еще в конце 2011 г. компания презентовала в Лондоне инвестиционные возможности украинских портов, в том числе проект по развитию "Южного" сразу после того, как Верховная Рада проголосовала закон о портах. "Наши порты — это экспортные ворота, которые можно широко распахнуть", — заявил тогда генеральный директор компании Александр Смирнов. В декабре 2012-го "Портинвест" на круглом столе с участием представителей Американской торговой палаты презентовал позицию по концессии в морских портах, после принятия Кабмином распоряжения №711-р от 26.09.2012 г об утверждении проекта "Реконструкции морского подходного канала и внутренних водных подходов к глубоководным причалам ГП "Морской порт "Южный"". Затем этот же проект начальник порта "Южный" Александр Лагоша представил на совещании по вопросам развития предприятия с участием вице-премьера Александра Вилкула.
Речь идет о строительстве терминала по перевалке угля и руды мощностью 18 млн тонн в год. Заметим, "Портинвест" для своих целей не так давно приобрел у частной компании прилегающий к порту земельный участок площадью 65 га.
Но интересно другое. Два причала для реализации проекта "Портинвеста" построит, по словам Лагоши, государство, и глубины в акватории порта "Южный", которые составляли 15 м. на начало 2013 года, довели их до 21 м. также построят за счет государства. На практике это выглядит следующим образом: новая надстройка в лице ГП АМПУ, собрав портовые сборы со всех портов Украины, направила их на освоение глубин одного порта — "Южный". Объем средств для достижения этой цели составил ни много ни мало 1 млрд. 142 млн. грн.
Словом, компания, которая возьмет в концессию имущественный комплекс порта "Южный", получит не только готовые государственные мощности, но и новые глубоководные причалы и акваторию с глубинами 21 м., построенные за государственный счет.
При этом у государственных портов отобраны все прибыльные активы (акватория и причалы – портовые сборы), (объекты портовой инфраструктуры – линии связи, информационные сети, средства тепло-, водо-, газо- и электрообеспечения, инженерные коммуникации, другие объекты и имущество) в том числе и не относящиеся к стратегическим. За пользование ими госпредприятия — порты должны платить АМПУ. Все это привело к убыточности большинства (66%) государственных предприятий – государственных портовых операторов, и накоплению долговых обязательств перед Администрацией морских портов Украины. Другими словами, одно предприятие – ГП "АМПУ", на вполне законных основаниях, сделало убыточными все остальные госпредприятия — порты.
К тому же, вместо разделения функций (реорганизации служб капитанов портов в морские администрации портов), проведенная реформа привела к их дублированию филиалами АМПУ и, как следствие, увеличению аппаратов управления. Сегодня чтобы реальному инвестору зайти в порт, нужно согласовывать свои действия с тремя инстанциями: госпредприятием-портом, филиалом АМПУ и, собственно, центральным аппаратом АМПУ в Киеве.
В итоге за год и девять месяцев в отрасли не заключено ни одного инвестиционного договора в формате государственного и частного партнерства. Огромные средства были использованы исключительно на содержание огромного чиновничьего аппарата АМПУ и удовлетворение за счет собранных со всех портов средств будущих проектов в одной акватории порта Южный.
В условиях падения объемов грузопереработки, снижения финансовых показателей портов, дальнейшее функционирование АМПУ ставит под угрозу финансовую дееспособность предприятий, возможности обеспечения социальных гарантий трудовых коллективов госпредприятий, в том числе своевременной выплаты заработной платы, а в целом и перспективы реализации начатой реформы.
Принимая во внимание тенденцию работы портового хозяйства в условиях действующего Закона "О морских портах" результаты деятельности в 2014 году будут значительно ниже результатов 2013 года. По оценкам экспертов прибыль в 2014 году составит приблизительно 800 млн. грн., что в сравнении с 2012 годом, до создания Администрации морских портов Украины, приведет к ее уменьшению на 1 млрд. грн.
Таким образом, единственно верным решением в данных условиях является ликвидация созданной административной надстройки – ГП "Администрация морских портов Украины", возвращения с баланса данного предприятия на баланс госпредприятий — портов стратегических объектов портовой инфраструктуры, причалов, коммуникаций, что уменьшит количество убыточных предприятий и, как следствие, увеличит приток средств в бюджеты всех уровней, снизит социальную напряженность в коллективах государственных предприятий — портов и упростит механизмы реализации инфраструктурных проектов в портах на принципах государственно-частного партнерства. Ведь в конечном итоге цель реформы – это не создание АМПУ, а сохранение и создание всех механизмов привлечения инвестиций: аренды, концессии, совместной деятельности и т.д., создания понятных и прозрачных условий для инвесторов.
Новости партнеров
Новости