Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
- Виталий, прокомментируйте начало Операции объединенных сил (ООС) на Донбассе, которая 30 апреля пришла на смену антитеррористической операции (АТО). Чего опасаться, чему радоваться?
- Сильно отличаться ООС от АТО не будет. Среди плюсов — нас ждет более продуманная и системная кросс-координация силовых и военных структур. Надеюсь, что будут жестче решаться вопросы борьбы с диверсантами, лучше раскрываться экономические преступления, установят более четкий контроль над военно-гражданскими администрациями. Ожидается прекращение атаманщины, которая была и есть не только на неподконтрольной части Донбасса. Иногда бывает чрезвычайно трудно достучаться до губернаторов. А так – начнется более системная работа по решению наболевших проблем Донетчины и Луганщины.
Впрочем, кардинально ситуацию на Востоке ООС не изменит. Просто, таким образом на будущее закладываются режимы спецбезопасности, введения военного положения в отдельно взятой местности.
Президент получает возможность самостоятельно, без решения Совбеза, вводить "ручные режимы безопасности" или же "режимы ЧП". В какой-то мере это — превышение полномочий главы государства. Но, учитывая гибридную войну, я поддерживаю такие действия. Они создают механизм оперативного реагирования на те или иные вызовы Неизвестно, будет ли эскалация, новая волна "новороссийского проекта" Кремля на территории Украины. Но у нас уже есть правовые механизмы, которые помогут реагировать на агрессию быстро и относительно законно.
Чего стоит опасаться, так это искушений президента воспользоваться новыми полномочиями ради того, чтобы удержать власть. К примеру, взять и ввести военное положение (под тем или иным предлогом), когда увидит, что проигрывает выборы. Надеюсь, на Банковой понимают все риски подобных действий — и этого не произойдет. Иначе можно спустить с тормозов серьезные процессы. Ведь против лома всегда найдется другой лом. Считаю, что в команде президента осознают последствия, и на подобный беспредел, чреватый возможным расколом государства, не пойдут.
- Каким видите завершение конфликта на Донбассе (военное, военно-политическое, политическое)?
- Я не сторонник простых решений. РФ – это ядерное, мощное в военном плане государство, так что в прямом противостоянии у нас немного шансов. Шапкозакидательские заявления не уместны. Нужно, наконец, осознать-признать — конфликт надолго. И т.н. "большая война" рано или поздно будет. И к этому нужно быть готовым.
В мире начались мощные геополитические процессы. И в них нет места мерцающим конфликтам, оккупационным администрациям. Всё переходит на новый уровень. По принципу – кто сильнее, тот и прав.
Никакой миротворческий контингент не обезопасит нас от ударов со стороны РФ. Тем более, что история миротворческих операций показывает – они способны лишь заморозить конфликт. Миротворческая операция на Кипре началась еще в 1968 году. А в 1974-м произошла резня. До сих пор миротворцы стоят между северным и южным Кипром. До сих пор страна расколота. Не лучше обстоят дела и на Балканах, где в любой момент конфликт, весьма спорно разрешенный с привлечением миротворцев в 90-х, может вспыхнуть с новой силой.
Я уверен — пока мы не выйдем на прямой договор между РФ и Украиной (а не между Киевом и марионеточными режимами квазиреспублик), Донбасс продолжит пылать. Для этого нам нужно применять комбинированный режим давления на агрессора – экономический, политический, принять внятный закон об оккупированных территориях, а не об "особом статусе Донбасса". Прирастать союзниками, благо, путинский режим умудрился настроить против себя практически весь цивилизованный мир.
Еще раз отмечу – завершить конфликт на Донбассе можно только в результате прямых переговоров высшего руководства. И, скорее всего, это будет уже новая российская и украинская власть, а не та, что сейчас.
- В последнее время украинская власть приняла ряд решений, рвущих связи с РФ. Частичный выход из Договора о дружбе, уход из органов СНГ, санкции и прочее. Прокомментируйте эти шаги и спрогнозируйте, чего ждать дальше.
- Я не понимаю, как мы выходим из Договора о дружбе частично. Нужно или расторгать его полностью, или нет. А наши политики говорят про какие-то частичные выходы. Россия смеется, Запад недоумевает. Договор – это целостный документ, его части менять или приостанавливать можно только по согласованию сторон. Но в самом тексте Договора нет алгоритма согласований противоречий.
Что до выхода Украины из координационных советов Содружества Независимых Государств (СНГ), тот тут ситуация проще. Мы не являемся формально членами СНГ, мы лишь одна их стран-учредителей. Устав СНГ не парафировали на уровне Верховной Рады. Уже есть решения президента и МИД по отзыву наших дипломатов из координационных институций СНГ (те находятся в Минске, так что в данном случае единственная потеря — зарплаты наших дипломатов).
Большинство документов, которые принимались в рамках СНГ, продублированы договоренностями непосредственно между теми или иными странами. Есть небольшие участки социально-экономических отношений, которые требуют подписания отдельных договоренностей. Не думаю, что с этим будут проблемы.
Интересно, что пока одни "эксперты" кричат, что, покинув координационные институции СНГ, Украина потеряет выход на рынки Средней Азии, другие (а порой и те же самые) возмущаются, что во время войны у нас вырос товарооборот с РФ и с Казахстаном. На самом деле, это всё — процессы глобального характера, связанные с мировым переформатированием и рынков, и политики.
В чём потеряем, так это в энергетическом и военно-промышленном комплексе. Но надо ли нам ради этого входит в особые отношения с Казахстаном и Беларусью, которые являются частью военно-политического блока, созданного под РФ (речь идет об ОДКБ — Организации Договора о коллективной безопасности)? Для определенных компаний это важно. Но для государства в целом — нет.
Кстати, я бы аплодировал стоя разрыву дипотношений с Россией. Не нужно лукавить, говоря, что это помешает освобождению заложников. Все прекрасно понимают, что этот процесс целиком и полностью зависит от Кремля, который нас постоянно шантажирует и этим, и другими моментами (той же эскалацией боевых действий на Донбассе). Мы видим, что страна-агрессор не желает идти на уступки. Мы понимаем, что она хочет оставить Донбасс кровоточащей болевой точкой, на которую будет снова и снова давить, пытаясь вернуть Украину под свой протекторат. Поэтому пора уже внести в эти странные взаимоотношения с северной соседкой правовую определенность: есть агрессор и есть Украина, которая с ним сражается. На всех фронтах.
Киев же продолжает непоследовательную политику. Мы называем Россию оккупантом, но торгуем с ней, а те или иные санкции лишь повторяем за ЕС и США. Как будто не мы, а они страдают от агрессии.
Нам нужно добиться того, чтобы РФ официально была признана стороной конфликта. Не посредником между Киевом и оккупированным Донбассом, а агрессором и оккупантом, коим она и является. Так что разрыв дипотношений лишь приблизит мир, а не отдалит его. Потому что, как отмечал выше, конфликт остановят лишь прямые переговоры между Украиной (пострадавшей стороной) и Россией (агрессором).
- Российская пропаганда постоянно кричит о росте ультранационалистических настроений в Украине. О радикалах говорит и западная пресса. Действительно ли это серьезная проблема, или она всё же надумана?
- Если верить российским СМИ, у нас по Киеву ходят эсэсовцы в полном обмундировании, висят нацистские флаги и распятые младенцы. Понятное дело, что в РФ нет журналистки, а есть исключительно пропаганда. В тоже время, нельзя отрицать, что в Украине действуют неофициальные военизированные формирования. Как правило, речь идет об ультраправых, рейтинг которых невысок. Вот они и нашли свою "нишу". Их в своих интересах используют силовики и различные политсилы. Есть случаи ксенофобских нападений, разгоны ЛГБТ-акций, оппонентов. Нередко при этом используются силовые методы воздействия. Министр внутренних дел Арсен Аваков уверяет, что монополия на насилие есть лишь у государства. И либо лукавит, либо признает, что мини-армии "по вызову" действуют под фактическим контролем МВД.
- Какие главные экономические, социальные и политически вызовы должна в ближайшее время (и в перспективе) решить Украина?
- У нас должна произойти экономическая идентификация. Украине необходимо найти свое место в перераспределении труда. Мы же пытаемся "впихнуть невпихуемое". И совершить технологический и экономический прорыв, и сохранить металлургические, угольные и химические предприятия, которые работают устаревшими методами, нередко в убыток, не являясь конкурентоспособными на мировом рынке.
Ставка на аграрность консервирует любой прогресс. Превратить Украину в одно пасторальное большое село – не вариант. Так что нужно искать свой путь.
Еще один вызов – деолигархизация. Сохранение нынешней коррупционной формы отношений, фактически узаконенного рабства, когда они получают миллиарды, а другие едва сводя концы с концами, будет создавать консервацию отсталости, увеличивать выезд социально-активных граждан за границу, накопление недовольства, что рано или поздно приведет к взрыву. Если не хотим потерять государство, нужно снижать влияние олигархов и ускорять искоренение коррупции. Не перераспределять потоки, как делают под лозунгом деолиграхизации нынешние правители, не проводить фейковые реформы, а реально строить новые отношения между властью и обществом.
Есть надежда на то, что в результате нового электорального трека придут новые люди, которые снесут старую систему. Но, скорее всего, они лишь расчистят дорогу другим. Потому что чистить наши "авгиевы конюшни" придется долго. А не расчистив, создать что-то новое не получится.
Нам крайне важно принятие законов об общественных бюджетах, о снижении налоговой нагрузки, о комфортной среде для частного пространства, без пресса госорганов. Надеюсь, в новом парламенте удастся реализовать и это, и другие нужные законы, которые составят основу обновленной Украины. Система, безусловно, будет защищаться и не давать реформировать страну. Но внешние и внутренние обстоятельства не оставят иного выбора: придется или изменяться, или погибнуть.
Большие надежды я возлагаю на гражданское общество. Именно оно, а не закостенелые в своих коррупционных мундирах политики, способно обновить Украину.
Недавно я был на форуме в Харькове. Там присутствовали многие предприниматели и активисты с освобожденных территорий Донбасса. И я слышал подтверждение своих наблюдений (когда работал на Луганщине в качестве советник губернатора) – ставку нужно делать на себя. Не на то, что кто-то придет и что-то сделает за тебя (поможет с бизнесом, с разрешением конфликта на Донбассе, с борьбой с коррупцией, с наполнением бюджета). Нет, нужно искать единомышленников, кооперироваться с ними – и вместе давать бой внешним и внутренним врагам.
Есть потрясающая реальная история. Бывший "элэнэровец" и бывший "айдаровец" объединились, создав общественную организации. Попросту говоря, "положили" на Киев и Москву, занявшись общим делом. Гоняли рейдеров и коррупционную полицию, воевали за свои права, придавали это огласке. И, в конце концов, добились, что вся мерзота, пытавшаяся их "подоить", оставила этих "крепких орешков" в покое. Сейчас они – центр громады. И имеют очень неплохие перспективы.
Я — за популяризацию именно таких историй успеха. Когда бывшие враги договорились и начали совместно работать на созидание.
Украине нужно искать принципы со-существования, а не вбрасывать новые и новые темы для раскола общества. Вот когда мы достигнем стадии недоминирования, когда осознаем, что можно прекрасно уживаться с людьми разных языков, цвета кожи, вероисповеданий и политических пристрастий – тогда и получим новую Конституцию (заложив возможность отзыва депутатов, разных моделей местного самоуправления), новый мир и новый общественный договор между властью и обществом.
Новости партнеров
Новости