Рубрики
МЕНЮ
Дар'я Зміївська
Олексій Кучеренко про енергетику, тарифи, опалювальний сезон
Во-первых, не вижу, что в сети увеличивается активность обсуждений относительно роста цен на газ и электроэнергию.
Когда все почему-то сводится к ДТЭК, мне вообще становится немножко смешно. Когда все почему-то сводится к ДТЭК, мне вообще становится немного смешно. Любая государственная или негосударственная энергетическая компания, генерация, операторы распределения или передачи, солнечные, ветровые, да кто угодно – любая компания хочет дороже продавать свою продукцию и хочет больший тариф. Причем это же не только в энергетике. И коммунальные компании, и вода, и тепло, и управляющие, лифтовики, обслуживающие компании. На любом рынке производители хотят дороже продавать свои товары или услуги. Поэтому сводить это к желанию ДТЭК напрочь неправильно. Тем более, что, пожалуй, в первую очередь “Энергоатом” да и все другие компании всегда выступали за повышение тарифов. Здесь ключевое значение имеет совсем другое. Как государство и государственные институты, которые регулируют этот так называемый рынок, проводят тарифную ценовую политику, насколько они контролируют этот процесс и насколько они уверены, что этот рынок на сегодняшний день является конкурентоспособным. Насколько прозрачно и справедливо ценообразование. Но здесь вопрос, в первую очередь, к правительству Украины и к законодателям, безусловно, которые этот рынок создали своим законом, а сейчас очень слабо контролируют и не понимают, что там происходит. Также вопрос к Национальной комиссии по регулированию энергетики, которая имеет очень серьезное влияние на этот рынок, к Министерству экономики, которое 5 лет делало вид, что ничего необычного не происходит (в том числе к бывшему министру экономики, нынешнему премьеру). Здесь ко всем есть вопросы. К министру Галущенко, к министрам других министерств, ко всем без исключения есть вопросы. Главное, что имеет значение – насколько это ценообразование прозрачно, обосновано и справедливо. Моя личная точка зрения – не прозрачное, не конкурентное, не справедливое ценообразование на всех энергетических рынках, на коммунальных так же. Почему? Читайте внимательно отчеты временной следственной комиссии, которую я возглавляю по поручению Верховной Рады. Там мы, по сути, все это отразили в предварительном отчете, принятом Верховной Радой. Теперь я буду настаивать, чтобы новое правительство и новый премьер наконец ознакомились со всеми этими отчетами и попытались понять, о чем идет речь. Если поймут – будет диалог, если нет – будет плохо.
Харьковщина и Харьков – это отдельный разговор. Я не хочу сейчас ни в коем случае критиковать харьковчан, но Харьков модель "шантажа" выбрал давно, еще во времена Добкина и покойного Кернеса. Когда они шантажировали центр и пытались не платить ни за газ, ни за электроэнергию своим водоканалам. Это у них такая тактика. А сейчас, к сожалению, поскольку Харьков и Харьковщина находятся в сложном положении во время военного положения, у меня складывается впечатление, что это определенная политическая договоренность с центром: мы вам не платим за энергоносители, но держим регион в стабильном состоянии. Я с огромным уважением отношусь к харьковчанам, но не думаю, что это очень обоснованная и разумная политика.
Причем за это все равно вся Украина должна платить. Днепропетровщина несколько похожа, хотя давайте не сравнивать. Потому что Днепр и Кривой Рог – это два самых мощных города, которые генерируют долги, особенно Днепр – город-миллионник. Они в другой ситуации, чем Харьков, и сравнивать нельзя. И почему там такие безумные долги – отдельно правительство должно разбираться.
Что касается Киева, это вообще нонсенс. Киев последние 11 лет (еще со времен Черновецкого, а затем Кличко) выбирал тактику накопления долгов. И когда я прочитал, что Киев имеет 19,7 миллиардов долгов за газ – это больше, чем половина всех областей!
Остальные области, кроме Харьковской, Киевской и Днепропетровской, имеют 35 миллиардов. Киев имеет больше половины – 19,7, а Днепр – 19,1. Это маразм, издевательство. Думаю, что здесь необходима и политическая оценка, и чтобы правоохранительные органы искали, в том числе, возможные сговоры и договоренности между КГГА и бывшим руководством Нафтогаза относительно реструктуризации этих долгов. Но, как бы там ни было, за эти долги платит вся Украина и все украинцы. И обоснования или защиты никакой для КГГА нет. Мне крайне не нравится все, что делает КГГА в жилищно-коммунальном секторе. В первую очередь, теплоснабжение, водоснабжение и жилищная политика.
А что касается электроэнергии, это – долги водоканалов, и там несколько иная ситуация. Их тариф намеренно сдерживает НКРЭКУ, поэтому эта проблема является искусственно созданной. Но 12 млрд долгов водоканалов за электроэнергию подрывают стабильность на энергорынке. Это такая же ответственность государства.
А что такое энергетический шок, какой еще реформы не хватает, какая реформа нужна? Давайте различать принципиальные вещи.
Есть вопросы безопасности: как защититься от возможных ракетных атак. Никакая реформа не поможет это сделать. Причем здесь реформа и защита объектов, которые в принципе полностью защитить на земле невозможно, кроме мощных сил противовоздушной обороны, комплексов Patriot и так далее. Но и они всю Украину не защитят, я думаю. Поэтому последствия от ракетных атак вполне возможны и, к сожалению, здесь трудно к ним готовиться. Поэтому это отдельный разговор — защита.
Безусловно, нужно обеспечивать защиту на газодобывающих объектах, газоснабжение, электроснабжение, кто же против. Но полностью защититься от ракет абсолютно невозможно, они максимум от дронов смогут защититься. Тем более, давайте называть вещи своими именами — речь идет о мошеннических действиях и полной халатности должностных лиц тогдашнего министерства инфраструктуры Кубракова и Агентства восстановления Найема в отношении объектов-укрытий для защиты энергообъектов. Они потратили огромные средства (более 20 миллиардов) и не построили эти укрытия, по этому поводу правоохранительные органы должны были бы давно уже определиться. Потому что я удивляюсь, когда Найем ездит в Рим, а не ходит на допросы и не сидит за решеткой, если откровенно. Он нанес огромный ущерб и государственному бюджету, и энергетической безопасности Украины.
Но главный риск этой зимы, на мой взгляд, это газ. У нас огромные проблемы с газом, с балансом и ресурсом на зиму.
И все заявления, что "мы успешно рекордными темпами закачиваем", – это манипуляции. Этих темпов не хватает для того, чтобы мы имели достаточный запас газа, даже если успеем накопить 13 миллиардов. Да, мы продержались на 13 миллиардах прошлой зимой. Она была крайне теплой, но и так съела все запасы хранилища. Поэтому по газу я вижу огромные риски.
И это последствия абсолютно безответственной, неэффективной системы управления Нафтогазом со стороны Кабмина и неэффективности всех его менеджеров: Коболева, Витренко, Чернышова – абсолютно бездарных руководителей, которые, по сути, провалили все, что можно, в Нафтогазе. Но они за это не ответили. Даже наоборот: до сих пор бегают по эфирам и рассказывают о своих подвигах. Это яркое свидетельство того, как государство неправильно поступает по отношению к топ-руководителям государственных предприятий, которые доводили их до банкротства.
В первую очередь, я бы настоятельно советовал новому министру Светлане Гринчук и новому руководителю правительства, потому что и госпожа Свириденко никуда от этого не денется, сконцентрироваться над балансом газа, провести реальный аудит запасов газа и того, что там происходит. Ведь это может быть огромная проблема для экономики Украины. Не только для населения или коммунальных служб, а, в первую очередь, для экономики. Если не будет хватать газа, то население трогать никто не будет, понимаете? А ограничивать будут серьезные предприятия, которые бюджет создают, – здесь я вижу большую проблему.
Я буду требовать от правительства и всех чиновников, начиная с нового премьера, чтобы они внимательно прочитали отчет временной следственной комиссии. Потому что мы там отразили по энергетике и ценообразованию в энергетике все проблемные моменты относительно неэффективного и незаконного ценообразования для населения (цены на энергоресурсы), относительно монополизации рынков и непонятного поведения, в первую очередь, на энергорынке, относительно проблемных моментов деятельности НАК "Нафтогаз Украины" и манипуляций, которые накапливало предыдущее руководство (к Корецкому я не имею претензий, он будет исправлять все это). Мы продолжаем свою работу, и там очень серьезные материалы. Пусть они читают, потому что будет беда. И все это нужно исправлять.
Вы абсолютно верно и правильно задаете этот вопрос. Меня тоже как-то удивляет, что когда Кудрицкий был на должности, они придумали такую интересную схему — за счет тарифа "Укрэнерго" (еще раз подчеркиваю, это не рыночные цены).
То есть, это будет включено в тариф "Укрэнерго", и мы все заплатим в своих платежках (все потребители: бытовые, небытовые, бюджетные). И учитывая то, что у них такой высокорентабельный бизнес, я задаюсь вопросом: какого черта мы должны оплачивать Кудрицкому и Фиале такие проекты, которые окупятся за 3-3,5 года? Что это такое? Поэтому я буду требовать от нового руководства и правительства, и "Укрэнерго", и наблюдательного совета "Укрэнерго", и Национальной комиссии, чтобы они отчитались, что за такие решения они приняли.
Потому что я не хочу быть идиотом, который оплачивает кому-то на неконкурентном, плохо конкурентном или слабо конкурентном рынке такой доходный бизнес. Именно поэтому героику, которую они в Риме презентуют, я категорически не воспринимаю.
Новости партнеров