Главная Статьи Интервью 2020 Министр Кабмина Олег Немчинов: Мы вовремя ввели жесткий карантин, это спасло нашу систему здравоохранения
commentss Интервью Все новости

Министр Кабмина Олег Немчинов: Мы вовремя ввели жесткий карантин, это спасло нашу систему здравоохранения

О карантине и коронавирусе, войне и мире, переписи населения и госслужбе, местных выборах и элите нации в откровенном интервью изданию «Комментарии» рассказал Олег Немчинов – министр Кабинета министров Украины.

17 сентября 2020, 15:00 comments2534
Поделитесь публикацией:
Министр Кабмина Олег Немчинов: Мы вовремя ввели жесткий карантин, это спасло нашу систему здравоохранения

Министр Кабинета министров Украины Олег Немчинов. Фото: пресс-служба Кабмина

За плечами Олега Немчинова – 20 лет госслужбы. Начинал инспектором, специалистом 1-й категории в отделе работы с молодежью департамента гуманитарной и социальной политики, потом трудился в отделе работы с молодежью управления культуры Львовского горсовета. В разные годы работал в бизнес-структурах, преподавал.

С августа 2014-го по апрель 2017-го Немчинов служил в Государственной пограничной службе Украины (имеет звание майора). Принимал участие в антитеррористической операции, руководил Военно-гражданской администрацией (ВГА) населенных пунктов Коминтерново, Водяное и Заиченко в Донецкой области.

С 11 апреля 2017-го Немчинов занимал должность государственного секретаря Министерства молодежи и спорта Украины. С 4 марта 2020-го года он – министр Кабинета министров в правительстве Дениса Шмыгаля, которому пришлось встать у штурвала высшей исполнительной власти в сложнейшее время коронакризиса. Об этом и не только  наш разговор с Олегом Немчиновым.

"Никаких причин для срыва или переноса выборов нет"

– Олег Николаевич, начнем со злободневной темы коронавируса. Какими критериями оперирует Государственная комиссия по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций (ТЭБ и ЧС), определяющая зонирование Украины в зависимости от роста заболеваемости?

– Есть два основных критерия. Первый – количество новых заболеваний (без учета вспышек в отдельных заведениях, в частности, в общежитиях, где могут быть какие-то внезапные показатели). Второй – количество активных коек. То есть, насколько заполнен койкофонд, который предназначен под COVID-19 на той или иной территории.

– Чем объясняете критику в адрес центра со стороны местных властей, а иногда и локальные "бунты" на местном уровне? Какие могут быть последствия невыполнения рекомендаций Госкомиссии и правительства?

– На самом деле тут дело в политике. Накануне местных выборов большинство руководителей населенных пунктов, которые попадают в "красную" или "оранжевую" зону, пытаются добиться дешевой популярности с помощью такой критики. И, как правило, одобрение ими незаконных мероприятий приводит к составлению админпротоколов на участников таких голосований. Что касается локальных бунтов  мне о них неизвестно. Есть акции протеста, порой довольно эмоциональные выступления. Но я бы ни в коем случае не назвал это локальными бунтами.

– Периодически поднимается волна слухов о том, что местные выборы могут быть сорваны  по юридическим, эпидемиологическим, еще каким-то причинам. Как человек, занимающийся Межведомственной группой, которая координирует деятельность органов власти по подготовке к местным выборам, прокомментируйте причину этих опасений. Существует ли вероятность срыва (переноса) выборов?

– Неоднократно говорилось (и не только мной), что никаких причин для срыва или переноса выборов нет. Это возможно лишь в случае введения чрезвычайного положения на территории всей страны или на отдельных территориях. Причин для этого я сейчас не вижу. 14-го сентября правительство поддержало изменение в 641-е Постановление, которое регулирует карантинные ограничения. Был утвержден специальный Порядок действий во время местных выборов. Расширен перечень лиц, которые могут попасть в Украину, несмотря на запрет въезда иностранцев. Речь о международных наблюдателях на выборах. Так что украинское правительство делает все, чтобы местные выборы состоялись вовремя, демократично, с соблюдением всех гражданских прав украинцев, включая тех, кто болен коронавирусной инфекцией.

picture

– Уже очевидно, что к выборам мы подойдем в непростой эпидемиологической ситуации. Как намерены минимизировать риски?

– На внеочередном заседании 14-го сентября Кабмин утвердил "Порядок осуществления противоэпидемических мероприятий во время организации и проведения выборов на фоне пандемии коронавируса". Этот документ предусматривает опрос людей о наличии симптомов респираторных заболеваний и температурный скрининг всех, кто заходят в помещения для голосования и избиркомов. Кроме того, будет обязательным наличие антисептиков для рук на входе в помещение избирательной комиссии и в самом помещении. Будут специально оборудованные места для централизованного сбора и утилизации средств индивидуальной защиты; разметка, указывающая на соблюдение дистанции не менее одного метра. и масса других нюансов. Избиратели, которые находятся на самоизоляции, смогут голосовать по месту пребывания. Процедура также прописана. Если у одного из членов избиркома выявят COVID-19, остальные члены комиссии могут продолжать выполнять свои функции при отсутствии симптомов респираторных заболеваний.

– Где гарантия, что определенные силы не будут оспаривать результаты выборов из-за ряда ограничительных мер?

– Если какой-то кандидат останется недоволен результатами выборов, он найдет любую причину, чтобы оспорить те или иные действия. Но не считаю, что это станет решающим при определении результатов голосования.

"Когда мы всячески помогаем людям, сторона ОРДЛО делает всё с точностью до наоборот"

– Вы принимали участие в антитеррористической операции на территории Донецкой области, с июня 2016-го по январь 2017-го руководили Военно-гражданской администрацией сел Коминтерново, Водяное и Заиченко Волновахского района Донетчины. То есть, не понаслышке знаете о ситуации в регионе и настроениях жителей. Что особенно поразило тогда?

– Непосредственное участие в операции я принимал в январе и феврале 2016-го года, находясь в районе населенных пунктов Пищевик-Сартана. Руководство военно-гражданской администрацией было позже и это  было несколько иное задание. У меня была специфическая ВГА. Два из трех входящих в нее населенных пункта находились в оккупации. А н.п. Водяное, тогда,  когда я регистрировал ВГА (на тот момент ее еще не создали, несмотря на указ президента еще от 2015-го года), – это полное отсутствие всего, что связывалось бы с предыдущей, мирной жизнью.

Водяное – большой по территории поселок, в разных уголках которого жило до 13-ти человек максимум. По существу, это старые садовые кооперативы недалеко от Мариуполя. В то же время, огромное количество людей, которые выехали из оккупированного Коминтерново, став беженцами в Мариуполе, постоянно со мной общались. И я основную часть времени занимался именно их проблематикой.

Помню, осенним вечером 2016-го в результате одного обстрела целая улица в Водяном превратилась в руины (залп лег в центре населенного пункта). А в декабре 2017-го года 120-мм мина прилетела в дом, где спал мужчина. В результате его контузило и он остался без ничего. В Водяном, где люди каждый день на передовой, ни у кого нет сомнений, кто агрессор и на чьей стороне правда. Их надежда – украинские вооруженные силы, а враг – по ту сторону линии фронта.

picture

– Какие важные шаги для улучшения жизни людей по обе стороны линии разграничения делаются сейчас?

– Делается очень много. Жаль, что коронавирусная инфекция создает много сложностей. Причем в это тяжелое время, когда мы всячески помогаем людям, другая сторона делает всё с точностью до наоборот. Представители ОРДЛО не пропускают граждан на КПВВ, хотя со своей стороны мы все пункты пропуска открыли. Более или менее ритмично работает лишь пункт "Станица Луганская". Всё это, конечно, ограничивает доступ наших соотечественников, которые остаются на оккупированных территориях, к качественной системе здравоохранения. Несмотря на преграды, которые устроили оккупанты, вступительная кампания состоялась. В этом году были сняты ограничения: все выпускники с ОРДЛО получили возможность бесплатно учиться в украинских вузах. Это был важный шаг в рамках реинтеграции. То, что Украина делает в ряде прифронтовых населенных пунктах Донбасса, где работают и отдельные президентские программы, и такие масштабные, как "Большая стройка", дает серьезный резонанс. И люди с оккупированных территорий, находясь у своих родственников, друзей на подконтрольной Украине территории, видят, насколько Донетчина и Луганщина меняются в лучшую сторону во время мирной жизни.

"Сейчас работа на госслужбе может привлекать даже людей из бизнеса"

– Вы работаете в госслужбе с 1999-го года. Какие положительные изменения произошли за 20 с лишним лет?

– С моей точки зрения, самым большим достижением стала открытость госслужбы, которая ранее считалась закрытой кастой. Обновление кадров сейчас проходит постоянно. Нас немного притормозил карантин. В связи с коронавирусной инфекцией мы были вынуждены изменить порядок прохождения открытых конкурсов на процедуру добора. Она предусматривает соответствие квалификационным условиям, а потом – собеседование с руководителем, который оглашает добор. И всё же та открытость, которая, уверен, рано или поздно вернется в полном объеме, – это огромное достижение.

Второй важный момент – престижность госслужбы. Я думаю, что много должностей сейчас являются не просто привлекательными для специалистов разного возраста, но и интересными даже для людей из бизнеса. Потому что специалист по проведению реформ в центральных органах исполнительной власти – это достаточно высокооплачиваемая должность. Кроме того, важен и престиж госслужбы как своеобразной площадки для дальнейшей карьеры на избирательных должностях, в том числе, работы в бизнесе.

– Как в Украине не только воспитать настоящую элиту нации, но и дать ей возможность управлять государством, приносить пользу? Что тут может помочь, кроме открытых и прозрачных конкурсов на должности в госслужбе?

– Если мы говорим о политической элите в широком смысле, то, конечно, кроме госслужбы и тех конкурсов, которые должны возобновиться, нужно пробовать себя в выборах в органы местного самоуправления. Быть депутатом местного совета – областного, городского, поселкового или сельского – значит приобретать огромный опыт. Это касается как взаимодействия с громадой, так и с органами местной и государственной власти. Получив определенный опыт, человек может сформироваться как молодой (или не очень молодой по возрасту) политик. А уже потом можно пробовать себя на каком-то другом уровне.

Так же и с госслужбой. Начиная с конкурсов на должности категории "В", можно расти до категории "Б"… И, конечно, нужно пробовать себя на посты категории "А" – это уровень руководителей центральных органов исполнительной власти, их заместителей, госсекретарей и других должностей высшей категории.

picture

– Со стороны экспертного сообщества и ряда политиков звучит критика в адрес Кабмина по поводу отсутствие программы действий (парламент ее так и не утвердил), внятных стратегий, четкой программы деятельности. Насколько она обоснована? 

– Критика не обоснована. Несмотря на то, что Верховная Рада не утвердила правительственную программу, существует основанный на ней План действий, утвержденный Кабмином. План выполняется. Каждое министерство, каждый центральный орган исполнительной власти работает по нему – идет планомерная и конструктивная работа.

– В программе действий правительства обозначено проведение всеукраинской переписи населения. Когда и как это может произойти?

– Сроки сдвинулись и тому есть как объективные, так и субъективные причины. Субъективная – коронавирусная инфекция. Невозможно сейчас задействовать нужное количество участников переписи. Объективный момент – планирование процесса. По данным Госстата, это может занять порядка 15-18 месяцев – от одобрения решения до реализации (в зависимости от того, какой сценарий полноценной переписи будет утвержден).

Возможна перепись на бумажных носителях или же с использованием современных технологий, когда потребуется закупить электронные устройства, планшеты с соответствующим программным обеспечением. Весь процесс требует достаточно серьезного регламентного сопровождения, потому что есть стандарты ООН, которых нужно придерживаться. Думаю, что если коронавирусная инфекция будет преодолена в ближайшее время, то с этого момента можно будет начать точку отчета. От неё и до самой переписи пройдет около полутора лет.

– Правительству приходится работать в экстремальных условиях, когда решения зачастую приходится принимать "с колес", внедрять некие ноу-хау. Какие, с Вашей точки зрения, были допущены ошибки? Какими решениями (действиями) Кабмина можете гордиться?

– Уверен, что мы вовремя ввели достаточно жесткий карантин. Это спасло нашу систему здравоохранения, которая весной не была в полной готовности. Нельзя сравнивать состояние системы здравоохранения в марте и сейчас. И если взять суточные показатели марта, апреля и сентября, мы видим, что в данный момент мы справляемся с коронавирусной инфекцией. Это при том, что экономика работает, учреждения образования работают намного лучше, чем весной. Что касается ошибок, думаю, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. 

Напомним, ранее министр Кабинета министров Украины Олег Немчинов поделился с "Комментариями" мнением относительно обострения отношений по линии "центр — местная власть".



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Новости партнеров


Новости

Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!