Рубрики
МЕНЮ
Андрей Кривцун
Фото из архива А. Тана
До девяти лет будущий лучший дизайнер Украины создавал модели одежды для кукол своей младшей сестры Марины. Потом расширил горизонты. За плечами обладателя многочисленных премий, званий и наград 37-летнего Андре Тана (Андре – от имени Андрей, Тан – аббревиатура фамилии, имени и отчества) – факультет моделирования Харьковского текстильного техникума, Киевский университет технологии и дизайна. Позже он прошел обучение на фабрике Hugo Boss в Германии и в St.Martins college of Art в Британии. В принципе, обучение не прекращает никогда, уверяя, что просто не может без динамики, без развития.
В свое время Андре был занесен в Книгу рекордов Украины как самый молодой модельер страны. В 2006 году стал первым украинским дизайнером, модели которого стали продаваться в Париже, а в октябре 2019-го провел первый показ в Париже – в спальне Аллена Делона и Роми Шнайдер. Сегодня он не только модельер, но и бизнесмен, который сам построил свое дело с нуля. Андре Тан стал первым украинским дизайнером, сумевшим построить успешную разветвленную сеть магазинов. Его платья продаются в 12 странах мира. Андре уверен: его одежда не только подчеркивает красоту женщин, но и приносит удачу.
В этом году торговой марке ANDRE TAN исполняется 20 лет. О победах и поражениях, создании нарядов и памятных показах, ударах кризиса и законах модного бизнеса Андре Тан рассказал "Комментариям".
– На Ваш взгляд, дизайнерами рождаются или становятся? Что подтолкнуло мальчика шить платья для кукол сестры, а в 9 лет пойти на курсы кройки и шитья?
– Как говорила моя бабушка, я родился с ножницами в руках. Да, у нас был в роду закройщик – прадед, который работал при дворе. Но я же этого не знал тогда. Я просто начал рисовать. Как все дети: кто-то любит играть с конструктором, а кто-то любит рисовать. Я рисовал, но почему-то сразу – платья.
– Как родители отнеслись к такому нестандартному для мальчика хобби?
– Мама всегда это поощряла. Но на курсы я записался сам. А отчим был против, он считал, что это – временно. Что я буду торговать на рынке – куда я денусь? А я – делся...
– Как давно вы были на родине – в пгт. Комсомольское (после декоммунизации – Слобожанское, Змиевский район, Харьковская область)?
– Около года назад. Я называю его маленькой Швейцарией. Там как будто застыло время. И это меня и удивляет, и в чем-то и пугает. Я не могу без динамики, без развития, без перемен. Боюсь остановиться. А здесь ты возвращаешься каждый раз – и попадаешь на территорию, где само время остановилось. Сейчас из-за занятости я возвращаюсь туда только по очень важным или очень грустным поводам. Год назад приезжал на похороны тети.
– Одеваете ли своих родных? Бывает, что им что-то не нравится?
– Конечно, все женщины моей семьи одеваются у нас. И для меня всегда очень важно их честное мнение: что нравится, что – нет. Я прислушиваюсь.
– Лицом линии a.TAN были Перис Хилтон (американская актриса, певица, фотомодель и дизайнер, бывшая потенциальная наследница семейного бизнеса – крупнейшей в мире сети отелей "Hilton Hotels") и модель Снежана Онопко. Как удалось получить их согласие? Насколько удачным было сотрудничество?
– Со Снежаной Онопко мы знакомы и дружим очень давно. Она дважды участвовала в моих показах. И даже когда была очень загружена, выкроила время и прилетела, чтобы открыть мой показ. И, конечно, она его украсила и привлекла внимание прессы. А Перис серьезно потрепала мне нервы прежде, чем выйти на подиум. Например, мы не могли найти для нее туфли – 42 размера на очень узкую ногу. А она хотела пройтись по подиуму в новых. Ей не нравились платья – пришлось за ночь создать новое. А в два часа ночи она потребовала кабину для автозагара. Но в итоге она сделала масштабный международный пиар – рассказала прессе, как ей понравилось участвовать в показе украинского дизайнера.
– Какие показы Вам самому запомнились больше всего?
– "Взгляд извне" (2002 год). Это был конкурс для молодых дизайнеров, победитель получал приз – учебу в колледже Saint Martins. Коллекция была пронизана индийской философией – total white, у всех моделей на лбу был прикреплен большой "третий" глаз, вдоль подиума сидели дети в позе лотоса, тоже в белом.
В принципе, в показах мне очень важно заложить какой-то социально значимый месседж, как это было с осенне-зимней коллекцией "Гламур в библиотеке". На подиум вышли девушки с головными уборами в виде развернутых книг, закрепленных с помощью лент и вуалей. Главным месседжем было: "Уже не модно ходить на вечеринки. Круто – ходить в библиотеки, читать, духовно развиваться". Всего таких знаковых для меня показов было, наверное, 5-6.
– Какие наряды Вам сложнее создавать – детские или взрослые?
– Линии "Плюс сайз" для взрослых. В моделях этой линии нужно учитывать больше параметров для того, чтобы одежда "села" на любой тип фигуры. Создавать детскую одежду для меня было сложно, наверное, до появления Софийки (пятилетняя дочь Андре и его супруги Алины – ред.) – ну как запускать то, в чем не разбираешься на 100%? Когда она родилась, я уже четко понимал, какой будет линия детской одежды, модели, силуэты, ткани…
– София любит наряжаться? Есть что-то, что ей интереснее?
– Она любит, когда папа создает для нее из подручных средств образы принцесс. То она принцесса специй, то – принцесса воды, огня и так далее. Причем каждый раз ты не знаешь, что за идея придет ей в голову. Но самое большое ее увлечение на самом деле – самолеты. Она даже сказала, что хочет в будущем стать авиаконструктором, и пока твердо стоит на своем. Почему ей пришла такая мысль в голову – точно никто не знает, но она с самого маленького возраста очень любит летать. Подготовка к полету и само путешествие для нее – всегда праздник.
– В 2017 году Вы поддержал гуманистическую инициативу UAnimals и обязались не использовать натуральный мех в следующих коллекциях, а также идти в сторону экотрендов. Обещание держите?
– Да. Например, в этой же коллекции будут кожаные брюки из экокожи, изготовленной из переработанной банановой кожуры. Я ввел новые ткани из переработанных пластиковых бутылок – они не загрязняют окружающую среду. Мы начали использовать нитки тоже из переработанных пластиковых бутылок, которые заказали из Германии.
В целом мода становится более практичной. В новой нашей коллекции вы не увидите массы воланов, шпилек… Если это длина – то исключительно прикрывающая колено. Все очень унифицировано, очень просто, очень стильно.
– Поделитесь с нашими читателями некоторыми "модными советами" на лето-начало осени-2020…
– Лето 2020 – это платья, кроп-топы с длинным летящими юбками или кюлотами, юбки-плиссе… Платья – в мелкий горошек вразнобой, с тропическими принтами, в мелкий цветочек (осенью этот тренд будет разбавляться более крупными цветами), в полоску, белые с кружевом – в таком случае можно не заморачиваться с украшениями. Белый брючный костюм – просто must have сезона! Ну и платья в этно-стиле – украинская вышиванка в современной обработке – очень актуальна. Все платья – легкие, летящие, миди или длинные, можно – с высокими разрезами спереди или по бокам… Просто праздник женственности.
– Как переживали жесткий карантин? Насколько он отразился на Вас морально, финансово, в смысле несостоявшихся планов?
– Переживал, честно, тяжело. Первые недели три это вообще было состояние шока и непонимания: что дальше. Я думал, что уже готов ко всему: прошел три дефолта, два банкротства, но тут грянул карантин, и я понял, что не знаю, что делать. Но потом наша команда мобилизовалась, и мы смогли преодолеть и это. Хотя семь магазинов, все-таки, пришлось закрыть.
Карантин кардинально изменил мою коллекцию на сезон осень-зима. Мы только сейчас начинаем ее отшивать, и я полностью пересмотрел всю матрицу коллекции. Если вначале она состояла из 200 единиц, то сейчас их 40.
Также мы полностью переделали и фасоны. Впервые в наших коллекциях появились удобные спортивные костюмы из кашемира и трикотажа. Такого не было никогда.
– Вы не любите афишировать свою благотворительную деятельность. Но о ней периодически становится известно… В том числе о том, что недавно Вы подарили сотрудницам одной из киевских больниц по платью, поблагодарив таким образом женщин-медиков за их работу во время пандемии коронавируса. Что становится толчком для той или иной благотворительности?
– Честно говоря, какой-то просчитанной стратегии благотворительности у нас нет. Это просто либо тебя трогает, либо нет.
А что касается истории с платьями… Меня безумно тронула самоотверженность наших женщин-врачей. Наша жизнь немного вернулась в обычное русло, а они по-прежнему не видят просвета. Что лично я как дизайнер могу для них сделать, чтобы как-то поддержать? Подарить платья, чтобы они хотя бы на минутку переключились и подумали о том, как здорово будет, когда все закончится, надеть платье и пойти в гости, в кафе, на встречу. Напомнить, что это "потом" обязательно будет.
Еще один важный критерий – прозрачность. Например, с Димой Комаровым (украинский журналист, путешественник, фотограф, автор и ведущий телепрограммы "Мир наизнанку" – ред.) мы несколько лет делаем благотворительные коллаборации – сумки, мягкие игрушки и т.д. Все средства от их продажи идут на помощь детям. И я знаю, что каждая копейка направлена именно туда, куда нужно. Для меня это важно.
– Возвращаясь к теме выхода из карантина. Бизнес сегодня жалуется на то, что пришлось поднять цены, чтобы компенсировать убытки...
– Поднятие цен – это самый неправильный шаг, который только может быть. Лучше наращивать объемы производства и искать новые рынки продаж. Потому что тот, кто наращивает цены, живет где-то в 90-х. Сейчас – 2020, в котором действуют другие законы бизнеса.
Мы наоборот упали в цене от – 20% до 50% в сезоне весна-лето. А на сезон осень-зима я уже заблаговременно сделал цену на 30% дешевле к прошлому году. Я считаю, что в период кризиса ты должен девальвировать по цене и делать самый лучший маркетинг. Это две составляющие, которые вытягивают из кризиса любой бизнес. Сейчас не время больших заработков, сейчас время удержания своих позиций на рынке. На данный момент каждый голосует гривной. Мы можем пошить платье очень дорого, но я считаю, что лучше одеть красиво 10 женщин, чем одну.
– Недавно украинские зрители смогли посмотреть документальный фильм о Вас – он так и называется ANDRE TAN. Фильм очень искренний, временами – грустный, но в итоге – очень вдохновляющим. Не страшно было пускать зрителей так глубоко "под кожу"?
– Ну… меня и любят, и не любят одновременно за то, что я говорю правду. Но, с моей точки зрения, правду говорить проще. Я хотел, чтобы фильм получился реалистичным. И в нем – действительно то, что происходило за три месяца до показа. А что касается грустных моментов… У режиссера проекта очень хорошо получилось передать эмоции и вовлечь зрителя. Я это видел во время премьерного показа. Для меня же самыми главными, повторюсь, были две вещи: чтобы фильм был правдивым, без лишнего пафоса, и чтобы он не был скучным, каким часто бывает документальное кино. Мне понравилось.
– Назовите свои главные поражения и победы.
– Из поражений... Первое – в 2012 году я пережил банкротство. Тогда я вложил все средства в коллекцию, которая не распродалась. Именно ее на подиуме рекламировала Пэрис Хилтон.
Второе – мне пришлось закрыть мужскую линию одежды. В нашей стране мужской моды нет: мужчины носят то, что им покупают супруги. Вот я и решил, что имеет смысл обращаться к тем, кто принимает решения.
Третье – из-за карантина и простоя, связанного с ним, мне пришлось уволить 50% сотрудников. Это мне далось, поверьте, очень нелегко.
А самая главная победа – я каждый раз поднимаюсь и иду дальше.
****
Новости партнеров
Новости