Рубрики
МЕНЮ
Марина Ткаченко
Виталий Голомб
Пандемия коронавируса отразилась абсолютно
на всех сферах жизни во всех странах мира. Особенно досталось миру экономики.
Бизнес и в общем весь деловой мир вынуждены подстраиваться под новые реалии и
пытаться выжить. Портал "Комментарии" подготовил ряд интервью о венчурных капиталистах и бизнес-ангелах, которые
смогут представить свое видение ситуации в контексте сегодняшних реалий. Ведь
именно они играют одну из ключевых ролей в процессе восстановления экономики и
формировании стратегии развития бизнеса.
Героем
сегодняшнего интервью стал инвестиционный банкир и серийный предприниматель
Виталий Голомб. Он родился в Одессе, но еще в детстве вместе с родителями
переехал в Калифорнию, где уже в 13 лет начал стажировку в одной из компаний Кремниевой долины, а
затем стал самым юным сотрудником сети Kinko's.
Спустя
несколько лет Виталий Голомб
поднялся на доткомовской волне и создал ряд успешных стартапов в Кремниевой
долине, был партнером-основателем HP TECH VENTURES – корпоративного венчурного
подразделения оригинального стартапа Кремниевой долины, основал GS Capital, и
совсем недавно стал партнером офиса Сан-Франциско глобального инвестиционного
банка Drake Star Partners. Виталий
Голомб также является гостевым автором интернет-издания Techcrunch и
журнала Entrepreneur.
Предприниматель
посещает более 20 стран ежегодно в качестве спикера, тренера и консультанта в
сфере инноваций. Он активно участвует в развитии украинских стартапов, являясь
членом совета директоров Украинской Венчурной Ассоциации венчурного и частного
капитала. Он исполнительный продюсер Startup AddVenture, компании-организатора
стартап-конференций в Центральной и Восточной Европе.
В
последний месяц 2020 года состоялась
онлайн-презентация его книги "Ускоренный стартап", которая, в свое время, стала
бизнес-бестселлером в США. Теперь она адаптирована для украинских
профессионалов и на украинском языке.
-
Виталий, что такого есть в вашей книге, чего нет в базе теории венчурных и
ангельских инвестиций?
- На тот момент, когда я работал над
книгой, Кремниевая долина уже имела около 70 лет опыта инноваций, так что
ничего сверхнового я там не написал. Но это та книга, которая помогает
основателю пройти весь путь от начала и до конца.
Есть много книг, которые сфокусированы
на конкретных узких проблемах и этапах реализации стартапов: подъеме денег или
дизайне проектов, идеях, инженерных идеях и т.д. Но провести основателей от
начала и до конца с точки зрения бизнеса и понять, как все это работает – это
то, что на данный момент все еще делает мою книгу уникальной.
- В
каком сейчас состоянии находится отрасль венчурных инвестиций в мире?
Изменилось ли что-то радикально из-за пандемии?
- Венчурная индустрия продолжает расти. В
марте все, конечно, боялись, что остановка работы продлится намного дольше, но
после небольшой паузы движение опять началось.
Колоссальное количество денег вошло в
проекты на поздней стадии развития компаний, потому что они более безопасны и
ближе к выходу. Для компаний на раннем уровне развития, у которых ещё нет
дохода, поднимать деньги стало значительно тяжелее. Но в целом Кремниевая
долина в этом году выросла, так же, как и большинство остальных регионов.
Портфельная теория рассчитана на много лет вперед, поэтому один год не в
состоянии глобально что-то изменить.
Бизнес-ангелы понимают, что они должны
сделать минимум 20 инвестиций, чтобы статистически у них был шанс выигрыша.
Особенно на ранней стадии компании. Важно понимать не только технические
факторы инвестиции, но учитывать, где рынок будет через 10 лет. Статистически
компании, которые сегодня образуются и получают первые инвестиции, будут
выходить на публичный рынок примерно через 10 лет. Сегодня на публичный рынок
выходят, компании, которым в среднем 13 лет. Например, один из первых
акселераторов Y Combinator вернул все свои инвестиции за последние 15 лет за
счет одного выхода на публичный рынок AirBnb. Большой риск – большой выигрыш,
для этого нужно иметь терпение.
Объективно, в Калифорнии меньше компаний
могут поднять деньги, но те, которые их поднимают, уже находятся на мировом
уровне. Например, в декабре компания из Украины Reface подняла 5,5 млн долларов
Andreessen Horowitz.
- Что
сейчас важно учитывать начинающему стартапу?
- Самое главное для любого стартапа – это
выбрать правильное время. Если технология ещё не готова превращаться в продукт
и рынок покупателей для этого продукта еще не созрел – начинать этот стартап
слишком рано. Но когда все конкуренты уже стали большими компаниями, используют
новое поколение технологий и владеют крупной долей рынка, начинать стратап в
этой сфере уже слишком поздно. Очень
тяжело одолеть большую технологическую компанию таким же способом, каким они
выигрывают на рынке. Следующее поколение лидеров в любой категории не будет
выглядеть так же, как Apple, Amazon, Google, Facebook и т.д., а будет
использовать уже совсем другой подход и стратегию.
Но для подобных инноваций тоже нужно
время. Удобное время реализации – это
самое важное.
Второй фактор – это внешние условия.
Например, на постсоветском пространстве очень многое зависит от правительства,
которое создает или меняет экономические условия для инвестиций. Нужны
стабильные правила игры.
И конечно, очень важно количество
поддерживающих бизнес-ангелов, которые дают деньги на первых раундах и помогают
компаниям начать расти.
- Кто
из инвесторов сейчас уходит из мира стартап-инвестиций из-за нестабильности?
Как определить своего инвестора?
- Будут уходить инвесторы-туристы,
бизнес-ангелы, которые инвестируют раз в году и не совсем понимают, что такое
ангельские инвестиции. Они боятся большой волатильности, когда все быстро
меняется и не понятно, что будет дальше.
Треть капитала этой индустрии, на данный
момент, приходит из больших корпораций. Несмотря на их бизнес, их капитал в
балансовых отчетах в этом году упал.
Многие из этих компаний воспринимают инвестиции в качестве роскоши. Поэтому
многие корпоративные инвесторы сделали паузу в этом году, но они вернутся, как
и в предыдущих циклах.
- Есть
ли уникальные окна возможностей в пандемический период?
- Сейчас большие изменения идут в
транспортном сегменте, сегменте здравоохранения и всем том, что можно делать
удаленно.
Конечно, надо учитывать привычки и
приоритеты клиентов будущего бизнеса. Но не идти на поводу. Главное для
основателей думать о том, как их идея будет релевантной в мире после пандемии.
Стартап-инвестиции — это не спекуляция, а долгосрочный проект. Нужно думать,
как мир будет выглядеть через несколько лет, когда стартап должен уже
превратиться в большую компанию.
- В
этом контексте, какие проекты наиболее перспективны – футуристические или
прибыльные? Что-то востребованное –
летающие такси и машины на полном автопилоте или открытие сети
инновационных бизнесов из сферы обязательных услуг, но с долгой историей
доверия потребителя?
- Все зависит от опыта и личности
инвестора. Каждый из них выбирает свою индустрию, которую он хорошо понимает. И
если они видят потенциал, исходя из своего опыта, они могут легко понять нюансы
подхода, технологии и конкретного рынка для проекта и команды, в которые они
решают инвестировать. Но не все инвесторы выбирают то, что они хорошо понимают.
Например, несколько лет назад я выбрал
транспортную индустрию и изучил ее "от и до". Это позволяет мне оценивать
компании в этой индустрии и определять перспективные проекты. Сейчас транспортная
индустрия имеет годовой оборот около 5 трлн. долларов. Она растет и быстро
обновляется. Это настоящий признак того, что поколение технологий меняется и
открывает колоссальные возможности для стартапов.
- Расскажите
про Rimac Automobili, один из Ваших лучших проектов.
- В 2017 году я помог хорватской
электромобильной компании Rimac поднять раунд в 50 млн. евро от ведущего
производителя автомобильных батарей в Китае и Porsсhe. На тот момент это была
самая большая венчурная сделка, которая состоялась в южной Европе. Кроме того,
мы сформировали совместное предприятие с начальным капиталом 150 млн. евро.
В результате Rimac стал одной из самых
важных компаний среди электромобильных технологий.
- Расскажите,
почему многие компании сейчас переезжают из Кремниевой долины в Техас, Канаду либо куда-то ещё? Кто остается и почему?
- Новости о громких переездах больших
компаний и некоторых миллиардеров в другие штаты почти всегда условные. В
Соединенных Штатах существуют налоги, как на федеральном, так и на уровне штатов.
Налоги в Калифорнии и Нью-Йорке самые высокие. Это всегда являлось ценой
ведения бизнеса и платой за то, чтоб иметь возможность быть в центре
экосистемы, где находится критическая масса таланта, денег, ресурсов и т.д.
Миллиардеры, которые уже заработали свои
деньги и меняют свой стиль жизни, переезжают на теплые берега со сниженными
налогами. Компании, который меняют официальный адрес своей штаб-квартиры, часто
делают это потому, что они не видят в ближайшем будущем перспективы большого
роста. Но для основателей стартапов Кремниевая долина останется центром
Вселенной на многие поколения вперед.
Думайте не о том, где будет следующая
Кремниевая долина, так как она, скорее всего, останется неизменной, а о том,
где будут новые экосистемы, которые будут создавать новые возможности для
успеха.
Напомним, доктор экономических наук, один из наиболее авторитетных ученых-методологов украинской школы репутационного менеджмента ЕленаДеревянко рассказала порталу "Комментарии" о терпеливости украинского бизнеса, о целевой репутации, бесполезности властей, "пользе" олигархата, внешнем управлении и корпоративной безопасности Украины.
Новости партнеров
Новости