Рубрики
МЕНЮ
Дмитрий Симоненко
Около 40 лет назад американский онколог Джуда Фолкман опубликовал программную работу, в которой изложил принципы борьбы с опухолями путём ограничения кровоснабжения. Медицинское сообщество приняло оригинальную методику далеко не сразу, а первый представитель нового класса противораковых средств — авастин — появился на рынке лишь в нынешнем веке. Его и другие подобные препараты называют ингибиторами ангиогенеза (процесса формирования кровеносных сосудов).
К сожалению, эффективность авастина оказалась не слишком высокой. Авторы новых исследований нашли этому логичное объяснение, установив, что значительная часть (от 20 до 90 процентов) эндотелиальных клеток, выстилающих кровеносные сосуды, в глиобластоме человека имеет те же соматические мутации, что и опухолевые клетки. Когда учёные изолировали подгруппу последних, которая демонстрирует свойства стволовых клеток, им легко удалось получить эндотелиальные клетки в лабораторных условиях. Аналогичный результат дал эксперимент на мышах, у которых появились опухоли с сосудами, образованными эндотелиальными клетками человека.
Часть клеток этих кровеносных сосудов мыши развилась из клеток опухоли мозга человека. (Иллюстрация R. Wang et al.)
Опыты показали, что "стволовоподобные" клетки глиобластомы сначала преобразуются в предшественников эндотелиальных, а затем — в зрелые клетки. Хотя авастин и влияет на вторую стадию процесса, в первой фазе он бесполезен.
В ближайшем будущем исследователи попытаются выяснить, насколько хорошо развита способность самостоятельно обеспечивать себя сосудами у других типов опухолей. Стоит заметить, что в статье, опубликованной в American Journal of Pathology, схожие явления ещё десять лет назад были описаны на примере клеток меланомы.
Полные версии отчётов (первого и второго) появятся в журнале Nature.
Фото с сайта
Новости партнеров
Новости