Рубрики
МЕНЮ
Станислав Молчанов
Весной Красная планета нагревается настолько, что верхний слой устремляется вниз по крутым склонам, прорезая поверхность точно так же, как это сделала бы вода.
На марсианских полюсах всегда чересчур холодно, так что жидкой воде неоткуда взяться. Когда солнце падает на полярные шапки, лёд из углекислого газа и воды не тает, а сублимирует, переходя из твёрдого состояния сразу в газообразное. Пар приподнимает осадок, снижая трение, что позволяет грунту двигаться более легко. "Появляется нечто вроде воздушной подушки, на которой летят частицы пыли и песка, не слипаясь друг с другом", — поясняет автор исследования Аллан Трейман из Института лун и планет (США), работавший вместе с Иоландой Седильо-Флорес из Национального автономного университета Мексики.
Прежде чем углекислый газ сможет сублимировать, его температура должна упасть до -78 ˚C. Это происходит не только из-за меньшего количества солнечного света, но и благодаря толщине осадка, покрывающего лёд, который выступает в роли изоляционного материала.
Учёные прибегли к уравнениям, которые используются там, где люди имеют дело с постоянным движением небольших частиц. Например, для того чтобы зёрна кукурузы или пшеницы не слипались в элеваторе, надо знать, сколько воздуха добавить. Специалисты рассчитали, сколько нужно было углекислого газа, чтобы образовались марсианские овраги, а затем — при какой температуре могли возникнуть оползни. Похожие процессы происходят и на Земле. Например, рыхлый снег на поверхности лавины может смешиваться с воздухом, создавая своего рода суспензию, быстро скользящую под гору. В Китае землетрясение способно вызвать движение потоков пыли, лежавших на склонах с ледниковых времён.
Но такое случается редко. Обычно в земной атмосфере достаточно воды, чтобы заставить частицы держаться вместе. Ну и, разумеется, на Земле не бывает настолько холодно, чтобы углекислый газ мог замёрзнуть
Новости партнеров
Новости