Рубрики
МЕНЮ
Станислав Молчанов
Национальная комиссия по вопросам регулирования связи и информатизации (НКРСИ) за последние несколько месяцев приняла много решений, которые коснуться деятельности интернет-операторов. На очереди – вердикт регулятора по поводу снижения цен на мобильную связь, на чем настаивает АМКУ.
Глава НКРСИ Петр Яцук поделился с "Комментариями" своим видением развития телекоммуникационной отрасли.
НКРСИ в четверг одобрила проект правил доступа операторов телекоммуникаций к жилому фонду всех форм собственности. Для чего они нужны?
Участники рынка сошлись на том, что должны быть правила доступа операторов телекоммуникаций к городской инфраструктуре. Мы их разработали в результате ряда совместных встреч и дискуссий с субъектами рынка, владельцами домовладений, местными органами самоуправления, рассмотрели около 360 замечаний и предложений. Раньше администрации городов, жилищно-коммунальные предприятия считали, что это их полное право — регламентировать порядок доступа в дома.
Сейчас мы направили документ на согласование в МинЖКХ и в Минрегионстрой. Потом он должен быть утвержден постановлением Кабмина.
Как изменятся те правила, которые сейчас используют местные власти при запуске операторов в дома?
Во-первых, методика расчета тарифов на размещение телекомоборудования в домах должна быть унифицирована. Это не будет один единственных тариф на всю Украину. Точно также как в каждом городе есть свои коммунальные тарифы, но перечень учтенных статьей затрат — один и тот же.
Во-вторых, если в доме есть хотя бы один клиент, заинтересованный в получении услуг, значит, собственник будет обязан предоставить возможность проложить к нему сеть.
Если вы владелец квартиры или арендатор, до вас должны иметь возможность дотянуться операторы.
В-третьих, в каждом новом строящемся многоквартирном доме должно в проекте быть заложено специальное отдельное помещения (скорее всего, на первом этаже), где будет размещаться коммутационное оборудование всех провайдеров. Со всех квартир в него должен быть заведен кабель. Это и будет единой точкой доступа операторов к домохозяйствам. Тогда каждый оператор не будет "тащить лапшу" по подъездам к абонентам.
В АМКУ заявляли о том, что привлекут НКРСИ к исследованию экономической обоснованности тарифов на мобильную связь. Чиновники этого ведомства заявляют, что рентабельность мобильных компаний не должна превышать 30%. Как вы считаете, нужно ли снижать мобильные тарифы и рентабельность?
Давайте сначала выясним, какая реальная рентабельность у операторов, а потом решим, снижать ее или нет. Если она составит 20%, то может ее нужно не снижать, а наоборот поднимать. Естественная рентабельность должна быть не менее 15%. Если срок окупаемости проекта более 5-ти лет в Украине, то он уже не интересен инвесторам. На западе действительно рентабельность ниже — 10-20%. У нас у застройщиков, например, рентабельность не менее 50%. Это покрывает риски наших финансовых рынков.
Недавно был принят законопроект (еще не подписан президентом), который позволит комиссии ограничивать количество игроков на рынке. Сколько, как считаете, должно быть операторов на рынке мобильной связи?
Мировая практика показывает, что 3 оператора – это уже много. 4 – это уже на гране фола, на гране банкротства. У нас сейчас больше мобильных операторов, чем может прокормить рынок. Есть понятие "виртуальный оператор" (компания, не имеющая своей сети и ареднуюшая существующие). Это другой вопрос. Их может быть много. Но тех компаний, которые владеют сетями и радиочастотным ресурсом, должно быть ограниченное количество.
Поэтому когда подпишут закон, мы будем проводить исследование и определять, сколько новых лицензий на новые технологии следует выдавать в каждом конкретном диапазоне частот. Например, для нового стандарта LTE (4G). Радиочастотный ресурс под его внедрение органичен. Поэтому и количество лицензий не будет большим. В противном случае технология будет коммерчески не эффективной.
Недавно НКРСИ приняла за основу законопроект о создании фонда универсальных услуг. Он будет формироваться благодаря 3,5% надбавке к тарифам на услуги связи и использоваться для покрытия убытков фиксированной связи и дальнейшего развития телекоммуникационных сетей, в том числе и скоростного интернета, который станет универсальной услугой, согласно проекту. В то же время так называемый налог на роскошь в размере 7,5%, который сейчас платят только мобильные операторы в пенсионный фонд, будет уменьшен до 4%. Проводили ли вы исследование, что важнее для людей, дополнительные деньги на пенсию или обеспечение услугами связи?
Не наша прямая задача наполнять пенсионный фонд. У нас есть задача содействовать развитию телекоммуникаций, что в результате увеличит базу налогообложения в общем. Ведь если операторы будут оказывать больше услуг, то абоненты будут больше тратить, покрывая свои неудовлетворенные потребности в общении.
На данный момент есть 300 тыс неудовлетворенных заявок на подключение фиксированных телефонов. Но развитие фиксированных сетей в последние годы практически прекратилось. А потребность в интернет-доступе существует еще большая. Но себестоимость прокладки сетей в сельской местности существенно выше, чем в городе. Поэтому операторы туда не идут.
Сколько денег будет ежегодно собирать фонд?
Это будет зависеть от принятого решения и базы сбора. Мы ориентируемся на цифру 400 млн грн.
Как будут распределяться средства? Какие основные факторы станут ключевыми при выборе победителей тендеров, которые получат деньги на развитие и компенсацию убытков?
Я сейчас не могу дать точную формулировку этих факторов. Но точно, чем дешевле и качественнее будет решение, чем больше у него будет шансов быть профинансированным.
Мы готовы обсуждать, как правильно использовать средства фонда, готовы выслушивать предложения. Но не говорить при этом так: "это не нужно, потому что кто-то что-то украдет". Извините, с такой логикой и налоги лучше не платить.
У вас есть видение того, что получит страна, если этот фонд будет введен?
Да. Мы сейчас эти материалы готовим. Согласно европейской статистке, увеличение на 10% проникновения услуг широкополосного доступа (ШПД) позволяет на 2% увеличить ВВП. При грубом подсчете, вложив в развитие 400 млн, мы получаем дополнительное поступление в бюджет в районе 8 млрд грн в год.
Как только мы увидим, что рынок насыщен, мы можем уменьшить процент или вообще отказаться от фонда.
Новости партнеров
Новости