Рубрики
МЕНЮ
Станислав Молчанов
Некоторые из них явно вредят операторам их абонентам, а государство не получает деньги в бюджет от их предоставления. "Комментарии" встретились с Томасом Кершау, вице-президентом американской компании Telcordia, которая до демонополизации рынка была центром инноваций крупнейшей сотовой компании США — AT&T, а теперь входит в группу Ericsson и занимается исследованиями и разработками новых услуг связи по всему миру.
Он рассказал, как в Украине можно решить массу накопившихся проблем: запустить систему контроля серого импорта мобильных телефонов, предотвратить распространение краж устройств, установить систему прозрачной для абонента, простой тарификации, запустить 3G, 4G и пр.
В Украине система контроля IMEI кодов мобильных телефонов (специальных 13-значных кодов) внедрена уже давно, но до сих пор не работает полноценно. Операторы не хотят отключать серые телефоны, так как они потеряют своих клиентов. Компании находят всяческие методы, чтобы заморозить систему и у них это выходит. Какой выход из такой ситуации может быть, если основываться на опыте других стран?
Не нужно отключать телефоны, которые работают. Ведь большинство людей, которые купили серые телефоны, — это жертвы. Они не знали, что у них "черный "IMEI. Они даже не знали, что это такое. Поэтому первое, что нужно сделать, — это разделить серые телефоны на классы: подделка, серый импорт, краденные. И после того, как эта информация будет получена, регулятору будет проще принять решение. В странах, где существует такая же проблема, людям, у которых оказались серые телефоны на руках, дают возможность ими пользоваться, но отключают их только тогда, когда система отследила, что телефон перепродается кому-то другому. Т.е. абонента и оператора не наказывают за то, что у них нелегальный аппарат. Но и получать коммерческую выгоду от этого тоже не дают.
Как должна работать система, чтобы отслеживать все "движения" телефона?
Регулятор должен привязать ее к трем основным составляющим — IMEI, номер телефона и SIM-карте. Если человек вынимает карточку из телефона, и они уже не связаны между собой в системе, значит или он использует много симок для одного устройства, или он им больше не пользуется (например, выбросил) или у него его украли. Во всех этих случаях изменение трех упомянутых составляющих поддается анализу.
Сейчас многие операторы слабо представляют себе, что происходит в их сетях. Они построили всю систему на базе SIM-карт, и не смотрят, что происходит с самими аппаратами. А регулятор сосредоточился только на IMEI, который легко подделать. В Америке и многих других государствах уже оперируют комбинированными глубокими данными: какие модели телефонов зарегистрированы в той или иной части города, где их наибольшая концентрация, как они перемещаются, как меняют SIM-карты и пр.
Как люди обычно реагируют на введение такой аналитической системы тотального контроля?
Позитивно. Она как правило, вводится в тех странах, где большой проблемой является кража телефонов. Очень распространенная ситуация в Украине и подобных странах: люди ходят по городу с $10 в кармане, но с собой носят "мобильного имущества" на $1000: пару дорогих телефонов, iPad, ноутбук и пр. И если все это в момент будет украдено, для человека это будет огромная проблема. Поэтому основная задача аналитической системы — защитить таких людей от краж. В Украине эта проблема не так сильно выражена, а вот в Колумбии за iPhone могут легко убить.
Как определить, краденный ли это телефон или нет, не имея к нему непосредственного доступа?
Обычно вор или дилер пытается перепрошить IMEI-телефона. Но даже если этого не происходит, современные аналитические системы способны очень быстро определить, что произошла кража. Например, если телефон был подарен кому-то или просто не используется, карточку абонента обычно проявляется в комбинации с новым аппаратом. А если кто-то украл телефон, он выкидывает СИМ-карту и она больше не работает. Эти данные фиксируются и абонент получает от оператора СМС с текстом: "Мы думаем, что ваш телефон мог быть украден. Если это так, подтвердите это нам и мы направим всю накопившуюся информацию о вашем устройстве в полицию". Но в большинстве стран мы все еще видим проблему, когда абоненты сообщают в полицию или оператору о краже, те вносят его в "черный список" и просто отключают. Проблема не решается по сути. Мы подсчитали, что в среднем только 24% абонентов сообщают о краже. Остальные просто смиряются с этим фактом и молча покупают новый мобильный.
А те люди, которые все-таки дошли до полиции, написали заявление, выполнили все процедуры, в конечном итоге все равно оказываются перед риторическим вопросом офицера: "Какой у вас был IMEI?" Кто может ответить на него? Никто. Приходится звонить оператору, узнавать этот код, что занимает обычно около 8 часов. В общей сложности все процедуры могут занять несколько дней. За это время дилеры уже давно отправят телефоны большими партиями, например, из Украины в Молдову.
Если в государстве уже работает изначальная система контроля IMEI-кодов с черным и белым списком устройств, можно ли ее модернизировать до уровня аналитической?
Да. Они просто интегрируются. Причем ни для оператора, ни для абонента это ничего не стоит.
В Украине существует еще одна очень существенная телекоммуникационная проблема: у нас не внедряются новые технологии мобильной связи (3G, 4G), так как нет свободных радиочастот для этого. Как в Америке решаются подобные проблемы?
Мы сейчас начали проводить несколько пилотных проектов, которые подразумевают новый принцип использования радиочастотного ресурса. Основная идея — существует большое количество выданных лицензий, а также присвоенных государственным органам частот, которые редко используются или вообще не используются. В результате возникает дефицит ресурса, который тормозит развитие технологий и сдерживает конкуренцию. Наша идея — это создание единой базы всего радиочастотного спектра, который будет задействован в реальном времени. Например, если на стадионе проходит матч, и каким-то компаниям нужно организовать трансляцию мобильного ТВ, они могут обратиться к базе и узнать, какой ресурс свободен. Госструктуры-лицензиаты, кстати, еще могут даже выиграть от этой системы — свои частоты они могут сдавать в аренду и по-прежнему иметь их в распоряжении на случай ЧП или военных действий.
Такой принцип использования ресурса набирает актуальности сейчас, когда все больше людей получают услуги через альтернативные беспроводные технологии. Например, Wi-Fi. Ведь если у абонента есть смартфон, он пользуется мобильной связью своего основного оператора далеко н е всегда и не везде. Дома и офисе у него обычно есть Wi-Fi подключение.
К концу этого года регулятор планирует начать внедрять систему MNP в сотовых сетях операторов. На ее базе появится новая услуга, которая позволит абонентам сохранять абонентский номер при смене оператора. Сейчас многие клиенты "сидят" на том или ином операторе только из-за того, чтобы не менять номер. Может ли ее внедрение изменить рыночные доли основных игроков на нашем рынке: "Киевстара", МТС и "Астелита" (life:))?
Обычно эта услуга приносит выгоду только абоненту. И она не меняет кардинально вес игроков на рынке.
Сколько абонентов в Украине может сменить номер в первый год внедрения услуги?
Существуют индикаторы, которые говорят о большом количестве сохраненных номеров. Практика показывает, что абоненты в Украине очень чувствительны к цене, больше чем в других странах. Поэтому они могут изменить свое поведение даже за несколько центов выгоды. Кроме того, местные операторы сильно конкурируют между собой в отличии от других регионов, где компании часто даже могут быть дружественны друг к другу. С другой стороны есть и индикаторы, которые сигнализируют возможную пассивность абонентов. У многих украинцев есть по несколько сим-карт и по несколько мобильных телефонов. Т.е. для себя они уже решили проблему с ценами. И, кроме того, уровень безликих pre-paid абонентов в стране очень высок. Поэтому государство намерено в начале создать базу номеров, в которой люди, желающие сохранять свой номер, должны сначала идентифицироваться. Не каждому придется по душе утратить анонимность.
Обычно процесс сохранения номеров начинается довольно вяло. В первый год можно ожидать, что всего 1% воспользуются этой услугой. А в последующие годы — около 3%. Поэтому для Украины 1 миллион сохраненных номеров в год будет хорошим результатом. Через какое-то время, когда их общее количество станет значительным, мобильным операторам придется отказаться от внутрисетевых нулей и использовать планы с унифицированной тарификацией на все сети. Ведь сейчас операторы позволяют клиентам неограниченно звонить внутри сети, ориентируясь на номера, которые ее идентифицируют. Если код 050 — то это МТС, если 067 — то "Киевстар". Но когда много номеров будет перенесено из сети в сеть, все перепутается.
Какие технические сложности могут возникнуть, если внедрить MNP-систему?
Для запуска системы обычно в стране создается провайдер, на базе которого осуществляются все переносы номеров и хранится их история. Но этот центр не решает проблему входящих из-за границы СМС. Они не доходят до клиентов. Поэтому обычно в стране создается так называемый СМС-хаб, который обрабатывает все сообщения. Он используется также как СМС-спамфильтр, а также своеобразный контролер контент-услуг, которые оказывают компании. Кроме того, этот хаб обычно используется для контроля финансовых операций, которые требуют подтверждения через СМС. Сетевое мошенничество — это растущая проблема последних лет во многих странах.
Новости партнеров
Новости